Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология антикризисного управления




Раздел 3. Антикризисное управление

Лекция 5. Содержание и технология антикризисного управления предприятием

 

Сущность антикризисного управления

2. Особенности антикризисного управления

Технология антикризисного управления

Контроль деятельности предприятия в кризисных ситуациях

Сущность антикризисного управления

Несостоятельность по своим обязательствам, неплатежеспособность и последующее банкротство предприятий ставят перед менеджерами задачу предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение предприятий посредством применения системы мер. На Западе эта система мер именуется как «кризис-менеджмент» (crisis-menagement), а у нас – как «антикризисное управление».

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики («четыре М» - микро-, мезо-, макро-, мировой уровни).

К антикризисному управлению относится всякое активное воздействие на экономику с целью обеспечения ее эффективного функционирования. Другими словами, антикризисное управление это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

В узком смысле а нтикризисное управление – это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, выражающееся в неплатежеспособности, которая, в случае ее затяжного непреодолимого характера, нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно.

Анти­кризисное управление должно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятий.

Анти­кризисное управление в этом смысле можно рассматривать как любое эффективное управление, т.е. про­гнозирование и планирование, организация работы, моти­вация, координация и регулирование, контроль, учет и анализ. Эти аспекты подробно рассматриваются в соответ­ствующих учебных курсах.

Антикризисное управление можно рассматривать и как направленное на преодоление кризисов, восстановление нормальной дея­тельности и развитие предприятия.

Крайним проявлением кризиса на предприятии являет­ся банкротство, в результате проведения процедур которо­го происходит либо оздоровление, либо ликвидация субъекта предпринимательской деятельности.

Антикризисное управление требует выработки умений по распознаванию кризисов в деятельности предприятий, выводу субъектов хозяйствования из кризисного состояния и преодолению негативных последствий кризисов.

 

Антикризисное управление – это:

-анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ предприятий для выбора стратегии развития;

-предварительная диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

-комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

-процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением. (Антикризисное управлениие под ред.Минаева Е.С. и Панагушина В.П. Москва.1998. 432 стр.)

2. Особенности антикризисного управления

Антикризисное управление представляет собой планирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование, учет, контроль и анализ работы предприятия, направленные на предотвращение и преодоление кризисов в его развитии.

В процессе антикризисного управления понимаются меры по предотвращению и преодолению кризисов включающие:

♦ предвидение опасности и анализ симптомов кризиса;

♦ принятие мер по смягчению протекания и снижению отри­цательных последствий кризиса;

♦ использование кризиса для перехода на новый уровень раз­вития.

Организуя антикризисное управление следует учитывать, что:

♦ кризисы можно предвидеть и вызывать;

♦ наступление кризисов в определенной мере можно ускорять или отсрочить;

♦ к кризисам можно и нужно готовиться;

♦ кризисными процессами можно в некоторой степени управ­лять;

♦ управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

♦ протекание кризисов можно смягчать;

♦ антикризисное управление способно ускорять процесс вы­хода из кризиса и минимизировать его последствия.

 

Антикризисное управление требует:

♦ гибкости и адаптивности, которые чаще всего присущи мат­ричным структурам;

♦ склонности к неформальному управлению, мотивации энту­зиазма, терпения, уверенности;

♦ диверсификации управления, поиска наиболее приемлемых приемов эффективного управления в сложных ситуациях;

♦ снижения степени централизма для обеспечения своевре­менного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

♦ усиления интеграционных процессов.

♦ мобильности и динамичности в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

♦ осуществления программно-целевых подходов в технологи­ях разработки и реализации управленческих решений;

♦ особой чувствительности к фактору времени, осуществле­нию своевременных действий в соответствии с изменением ситу­ации;

♦ повышенного внимания к предварительным оценкам эффек­тивности управленческих решений и выбору альтернатив.

 

Механизм антикризисного управлениядолжен:

-мотивировать принятие антикризисных мер, экономию ресурсов, рост производительности, внедрение инновационных технологий, товаров и услуг, повышение качества продукции;

♦ основываться на целеустремленности, демократичности, инициативности в решении проблем, поиске наилучших вариантов развития;

♦ ориентировать на профессионализм, самоорганизацию, социально-психоло­гическую стабильность;

♦ обеспечивать приемлемость используемых подходов для всех групп заин­тересованных в деятельности предприятия;

-сочетать власть и ответственность.

 

В целях обеспечения эффек­тивности антикризисного управления необходимо:

♦ на основе анализа ситуации прогнозировать тенденции ее развития, постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или происходяще­го кризиса, своевременно принимать соответствующие ситуации управленческие решения;

осуществлятьподготовку менеджеров, включая и антикризисных управляющих; отбирать тех, кто способен управлять в экс­тремальных ситуациях;

формировать корпоративный микроклимат в коллективе, команду единомышленников, пользующихся довери­ем лидера, способных целенаправленно осуществлять реа­лизацию антикризисной программы, понимание и принятие всеми сотруд­никами целей предприятия, готовность работать для их достиже­ния, преданность предприятию и энтузиазм.

обеспечивать оперативность и гибкость управления, решительные дейст­вия с учетом складывающейся ситуации, приспособле­ние к условиям кризиса и изменениям внешней среды;

♦ умело сочетать решение оперативно-тактических задач с работой на перспективу;

повышать инвестиционную привлекательность предприятия, постоянно работать над улучшением финансового состояния;

повышать конкурентоспособность продукции и эффективность деятельности.

- увеличивать рыночную стоимость предприятия, котораяпозволяет учитывать и ситуацию на рынке, и эффективность производственно-хозяйственной дея­тельности, и финансовое состояние, и перспективы развития предприятия.

 

 

Технология антикризисного управления

Технология антикризисного управления должна учитывать его специфику: дефицит времени, снижение управляемости, наличие конфликта интересов, высокую степень неопределенности и рис­ка, сложное переплетение различных проблем, давление внешней среды, снижение конкурентоспособности.

Технология антикризисного управления должна соответство­вать конкретным обстоятельствам для каждого предприятия и в значительной степени зависит от искусства и профессионализма антикризисного управляющего и его команды.

Технология антикризисного управления представляет собой процесс, включающий:

-последова­тельность операций, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект;

-выбор цели;

-оценку ситуации;

-определение важнейших проблем:

-приня­тие и реализацию управленческих решений.

Процесс управления выстраивается по критериям:

-рациональности;

-экономии времени и ресурсов;

-максимальной эффективности.

 

Технологическая схема антикризисного управления:

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...