Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки




Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки

1. «Где звук? » (пример сравнения звуков С—Ш разными способами).

Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

2. «Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрывают­ся экраном или переворачиваются.

3. «Найди, что надо». На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

4. «Раздели на два».

Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.

5. «Раздели на два и на три».

Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каж­дую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.

6. «Телеграф». Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с перво­го слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ...

7. «Что такое, повтори! »

Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки почки; в пер­вом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).

8. «Начни с конца». Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки.

9. «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

10. «Что раньше? » Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Напри­мер: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.

11. «Что потом? » Какой из парных звуков слышится позже? Том дом — Д.

12. «Назови по порядку». Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л.

13. «Начни с конца».

Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. На­пример: цок — сок — С, Ц.

14. «Закончи слово» (демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.

15. «Слушай соседа».

Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обрат­ной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, на­пример К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.

16. «Закончи предложение». Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак.

17. «Кто больше? » Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...

18. «Вспомни слово».

Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок.

Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.

 

Развитие звукослогового анализа слов

Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой после­довательности — от лёгких заданий к более трудным:

1. Выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова: утка, окна; арбуз, изба.

2. Выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов: АП, ОХ; суп, кот, мак.

3. Полный звуковой анализ обратного слога: УМ — У, М.

4. Выделение согласного в прямом слоге и в начале слова: МУ, сок.

5. Гласный в середине односложных слов типа лук.

6. Полный анализ прямых слогов и односложньрсхлов! но — Н, О; мак — М, А, К.

7. Выделение гласного звука в конце двусложного слова: рука.

8. Деление слов на слоги: ЛА-ПА, KA-UUA.

9. Полный звукослоговой анализ двусложных слов: ЗУ-БЫ, 3, У, Б, Ы.

10. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слов: стол, брат; зонт, волк.

11. Слова со стечением двух согласных, относящихся к разным слогам, деление таких слов на слоги: кош-ка, сум-ка, вес-на.

Далее формирование звукослогового анализа проводится за счёт усложнения ритмико-слоговой структуры слова:

а) трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на, ра-бо-та;

б) трёхсложные слова с одним закрытым слогом в конце слова: мо-ло-ток;

в) трёхсложные слова различного слогового состава: вер-туш-ка, ва-лен-ки;

г) четырёхсложные слова: че-ре-па-ха.

Трёх-четырёхсложные слова дети учатся делить на слоги под хлопки, узнают в словах заданный звук, а полный звуковой анализ не обязателен.

Первый этап в формировании звукового анализа — выделение звука без соотношения его с занимаемым местом в слове, второй — умение указать место и последовательность звуков, полный звуковой состав слова.

Прежде всего следует уточнить само понятие «слово». В ответ на во­прос, какие слова он знает, ребёнок может произнести так: бэ, мэ, может произнести предложение, в лучшем случае назовет слова-существительные, т. е. названия предметов. В различных речевых играх он постепенно осознаёт, что словами обозначают не только предметы, но и их качества, свойства, действия, признаки действия.

Усвоив понятие «слово» и научившись проводить полный звуковой ана-лиз слов типа мак, ребёнок легко начинает «писать» слова. Для этого используется графическая схема — горизонтальный ряд клеток под картинкой по числу звуков в слове, каждая из них при «написании» закрывается соответствующей фишкой. Это картонные цветные квадра­тики размером пять на пять сантиметров: синие обозначают твёрдые со­гласные звуки, зелёные — мягкие согласные звуки, а красные — гласные звуки. Рекомендуется изготовить по пять фишек каждого цвета. Не следу­ет начинать обучение звуковому анализу по схеме с букв, так как первое время в школе тоже используются фишки и схемы. Ребёнок должен быть подготовлен к этому.

Девизом подобных занятий могут быть слова: «Мы букв не знаем, но пишем и читаем по звуковым сигналам». При этом необходимо интонацион­но выделять звук: длительное произношение — С, Ш; с придыханием — К, Т, после чего клетка закрывается соответствующей фишкой.

Пример «написания» слова суп (ребёнку дается схема из трёх квадра­тиков): «Сссуп — звук С твердый, обозначается синей фишкой (закрываем первую клетку); суууп — гласный звук У, обозначается красной фишкой (закрываем вторую клетку); читаем — ссуу... п, не хватает звука П, он обозна­чается тоже синей фишкой (закрываем третью клетку); прочитаем вместе: ссууп». Читая слово, ребёнок пальчиком правой руки водит под схемой. После этого можно предложить дополнительные задания: назвать глас­ный или согласные звуки в слове, твёрдые или мягкие, звонкие или глухие.

При делении слов на слоги используются фишки-слоги (три на пять сантиметров) любого цвета, кроме красного, синего и зелёного. Для более быстрого распознавания слогов можно предложить игровые приёмы: «Я назову слог, а ты — звуки (MA — М, А); я назову звуки, а ты — слог (С, А — СА)». После этого проводится звукослоговой анализ двусложных слов.

Пример «написания» слова зубы: «В этом слове два слога (ребёнок кладёт две фишки-слога на некотором расстоянии друг от друга); первый слог — ЗУ, слышим звуки 3, У; обозначаем их синей и красной фишками и читаем вместе ззуу». Затем точно так же составляется второй слог и чи­тается всё слово.

Первое время рекомендуется пользоваться карточками с изображе­нием слогов и звуков: один слог, а внизу две или три клетки-звука — для односложных слов; два слога, а под ними по две клетки — для двусложных слов типа зубы. С помощью такой схемы при «написании» слова ребёнку легче обнаружить свою ошибку — пропуск звука, хотя она и не позволяет выяснить, где именно сделана ошибка.

Со временем схема убирается, дети работают с одними фишками, а позже — с буквами.

При знакомстве с предложением добавляется длинная полоска-фиш­ка, примерно десять на двадцать сантиметров, начало её имеет выступ вверх на два-три сантиметра (похоже на лежащую букву Г). Детям объясня­ют, что каждое предложение начинают писать с большой буквы, на это ука­зывает и выступ фишки. В конце его ставится точка (необходимо загото­вить фишки два на два сантиметра с большой точкой в центре).

Кроме того, при анализе предложения потребуются фишки-слова, примерно семь на двенадцать сантиметров. Некоторые из них должны иметь выступы — «заглавные буквы».

Полная схема имеет такой вид:

Со временем схема убирается, дети работают с одними фишками, а позже — с буквами.

При знакомстве с предложением добавляется длинная полоска-фиш­ка, примерно десять на двадцать сантиметров, начало её имеет выступ вверх на два-три сантиметра (похоже на лежащую букву Г). Детям объясня­ют, что каждое предложение начинают писать с большой буквы, на это ука­зывает и выступ фишки. В конце его ставится точка (необходимо загото­вить фишки два на два сантиметра с большой точкой в центре).

Кроме того, при анализе предложения потребуются фишки-слова, примерно семь на двенадцать сантиметров. Некоторые из них должны иметь выступы — «заглавные буквы».

Полная схема имеет такой вид:

Лариса мыла пол. Предложение.

________ _____ ____. Слова.

__ ___ __ __ __        __. Слоги.

.. ..  ..  .. ..   … Звуки.

По заданию ребёнок может начертить схему в тетради, но предвари­тельно нужно обязательно составить фразу по сюжетной картинке, опре­делить количество слов, слогов.

Первое время исключаются предлоги, союзы и частицы, но посте­пенно в различных речевых играх ребёнок осознаёт с помощью обучаю­щего, что предлоги и союзы: и, а, но, да — это маленькие слова. Без них не получается предложение. Например: Ручка лежит... столе. Дети подсказы­вают «на столе». Остаётся только противопоставить место расположения предмета: в столе, над столом, под столом и др.

Со временем схема предложения убирается, фишки заменяются буквами из кассы букв и слогов.

Слуховой контроль приводит к формированию умения выделять звук из любой позиции, осуществлять полный звукослоговой анализ и синтез слов из двух-трёх слогов, а также составлять и членить предложения на слова. Всё это способствует подготовке детей к овладению грамотой: чте­нием и письмом, составлению фраз из букв разрезной кассы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...