12.«Назови по порядку». 13.«Узнай по губам». Работа со слоговыми рядами. Игровые приёмы в работе со слогами. 1. «Не пропусти слог».
12. «Назови по порядку». Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке. 13. «Узнай по губам». Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд. Работа со слоговыми рядами Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком. Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА; б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ; в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ; г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ; д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ. Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.
Игровые приёмы в работе со слогами 1. «Не пропусти слог». Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик... ), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном. 2. «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
3. «Цепочка». Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ... 4. «Посчитай». Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов. 5. «Вспомни чужой голосок». Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти. 6. «Какой слог лишний? » Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ. 7. «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ. Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги. Игры на узнавание звука в слове 1. «Покажи картинку (игрушку, предмет)». Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с заданным в слове звуком. 2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)». Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку. 3. «Изобрази». Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу. 4. «Назови». Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг. 5. «Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С. 6. «Остановись». Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.
7. «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук. 8. «Звук в конце (в середине, в начале)». Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии. 9. «Раздели на три». В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки. 10. «Где звук? » В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове. 11. «Кто больше? » Ребёнок может: а)подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине; б)назвать окружающие предметы с тем же звуком; в)вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.
Дифференциация оппозиционных звуков
Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|