Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности этапа начального разучивания (ЭНР): задачи,




БИЛЕТ 4

  1. Характеристика методов учебной деятельности.

Для рассмотрения методов учебной деятельности воспользуемся следующими классификациями:

- о делении методов на теоретические методы и эмпирические методы;

- о делении методов на методы-операции и методы-действия

Кроме того, нам понадобится еще одна классификация, имеющая отношение только к учению-обучению:

- о делении методов учебной деятельности на методы самостоятельного учения – в процессе самоучения и самостоятельной работы – и методы учения, как методы совместной деятельности обучающегося и педагога.

Рассмотрим сначала методы самостоятельного учения.

Во-первых, такие теоретические методы-операции, как мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д. (см. главу 2), в полной мере, естественно, имеют место в учебной деятельности, как и в любой другой. Специфика здесь в том, что эти методы (методы-операции), так же как и все другие методы учебной деятельности, формируются и развиваются в процессе самой этой деятельности.

Что же касается теоретических методов-действий в учении, то можно предположить, что они, в принципе, те же, что и теоретические методы-действия в научной деятельности (см. главу 2): диалектика как всеобщий метод (а ей надо учить!); научные теории, которые, как известно, выступают в форме метода, анализ систем знаний (ведь в современном понимании научные знания относительны – и это обучающиеся должны понимать и уметь их анализировать); выявления и разрешения противоречий; постановки проблем; построения гипотез и т.д.

К эмпирическим методам-операциям учебной деятельности следует отнести, во-первых, такие общие методы любой деятельности как наблюдение, изучение литературных и документальных источников. В том числе последний метод конкретизируется, во-первых, как работа с учебником и другими учебными пособиями; во-вторых, при работе с компьютером – это все равно работа с текстами; в-третьих – в процессе прослушивания и восприятия объяснений педагога в процессе урока, лекций и т.п. – это тоже работа с текстами – ведь учитель, профессор не сами «придумывают» учебный материал, а, как правило, излагают его, в основном, по литературным и документальным источникам.

Учебные опыты и эксперименты в данном случае, наверное, также попадут в разряд эмпирических методов-операций, поскольку они носят вспомогательный характер. Также к эмпирическим методам-операциям можно отнести конспектирование, реферирование, подготовку докладов и сообщений, сочинения обучающихся, учебное конструирование.

Упражнение– важнейший метод учения. Упражнение строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков.

К эмпирическим методам-операциям учения следует также отнести устные методы – монологические и диалогические. Монологические – выступления обучающихся на семинарах, их доклады, сообщения в других формах обучения.

2. Научно-методические основы системы физической культуры российского общества.

К основам системы физической культуры относят: мировоззренческие, правовые, научно-методические, программно-нормативные, организационные.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение, как известно, представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

Отечественная система физической культуры в качестве своих мировоззренческих установок исходит из необходимости обеспечения всестороннего и гармонического развития личности. В практическом плане, развитые в процессе физического воспитания способности и умения человека, должны применяться им в своей профессиональной деятельности не во вред, а на пользу, как обществу, так и себе. Таким образом, система отражает гуманистическую направленность воспитания человека, реализуемую в её цели, задачах и общих принципах.

Правовые основы. Правовое обеспечение системы физической культуры включают в первую очередь «Конституцию Российской Федерации (статья по вопросам физической культуры и спорта)», как нормативный правовой акт высшей юридической силы в стране. Конституционные права и свободы реализуются субъектами физкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, содержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов, достаточно полно определяющим правовой статус их участников. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции и т.п.).

Научно-методические основы. Система физической культуры в стране базируется на значительном комплексе достижений науки. Широкое применение в ней получили научные положения естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, медицина), общественных (философия социология, история), педагогических (психология, педагогика).

На основе данных всех этих наук дисциплина «Теория физиче­ской культуры и спорта» разрабатывает и обосновывает наиболее общие за­кономерности физической культуры, т.е. закономерности, кото­рые являются базой для разработки частных теорий по конкретным специализациям (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.). По­этому теория физической культуры является своеобразным фунда­ментом и азбукой для всех частных дисциплин в области физиче­ской культуры и спорта.

Программно-нормативные основы. Процесс физического воспитания в различных образовательных учреждениях осуществляется на основе специально разработанных государственных программ физического воспитания, которыми определены количество времени на физическое воспитание, основные средства и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

К сожалению, в настоящее время в масштабе всей государст­венной и общественной практики физического воспитания единая, целостная система конкретных установок и оценочных нормативов пока отсутствует.

Организационные основы. В России функционируют две крупные формы организации фи­зической культуры в общегосударственном масштабе: государ­ственная и общественно-самодеятельная.

Государственная форма организации фи­зической культуры обеспечивает:

— Базовый обязательный курс физиче­ского воспитания в дошкольных учреждениях (ясли – сад), общеобразователь­ной школе, средних специальных и высших учебных заведениях, а также регулярную военно-прикладную физическую подготовку в армии и в других военизированных государственных органах. В этих звеньях физкультурные занятия обязательны, они осуществляются по учебным программам согласно расписанию. Для них выделяется спортивная база, оборудование, инвентарь, финансирование, штат­ные физкультурные кадры;

— дополнительное образование по физической культуре и туризму (спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, секции по видам спорта и т.п.);

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

— организацию и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

— материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое,

— медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;

— научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

— строительство и реконструкцию объектов спорта.

 

3. Особенности этапа начального разучивания: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.

Особенности этапа начального разучивания (ЭНР): задачи,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...