Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщенные количественно-качественные критерии нагрузки.




Примерная классификация нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления (по обобщенным данным различных авторов, переработано)

Признаки Степень нагрузки — степень утомления
  Небольшая нагруз­ка легкое утомлена Большая нагрузка — сильное утомление предельная нагруз­ка — очень сильное утомление
Изменение цве товых оттенков кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или не­обычная бледность, сохраняющиеся сутки и более
Потоотделение В зависимости от внешней температуры — легкое Сильное, преимущественно выше пояса Очень сильное по всему телу, потение ночью (во время сна)
  Качество выполнения дви­жений выполнения дви­жений   среднее Уверенное, соответствующее достигну­той степени овладения навыком (уме­нием)   Незначительное уве личение числа оши­бок, постепенное ухудшение точности движений   Существенное нару шение координации движений, резкое ухудшение точности, нарушение устойчиво­сти общей позы (ша­тания), вялость, сни­жение качества дви­жений, проявляющее­ся на следующий день и позже
Сосредоточен­ность внимания Нормальная; устой­чивость внимания Постепенное смеше­ние внимания с за- Существенное ухуд­шение некоторых

 

  Степень нагрузки — степень утомления   Продолжение
Признаки      
  Небольшая нагруз ка — легкое утомление без признаков из лишней возбужден ности, нервозности Большая нагрузка - сильное утомление данных пунктов со средоточения, ухуд шение дифференци ровок в сложных заданиях Предельная нагрузка — очень сильное утомление функций внимания; рассеянность или сосредоточенность на внутренних пережи ваниях, затруднения в мобилизации внима­ния на заданиях в те­чение суток (и более) после занятия
Оперативная установка и общая готовность к действиям Стойкая, позитивная; желание продолжать занятие В целом позитивная(активная направленность на дальнейшее выполнение действий), но нарастает стремление к более продолжительному отдыху между упражнениями (по­вторениями) С трудом сдерживаемое желание прервать упражнение, «капитуляция» перед очередным трудным заданием, нежелание возобем, нежелание возоб новлять занятие на следующий день и позже
Настроение Приподнятое, ожив ленное, радостное В целом позитивные эмоции,если занятие по своим конкретным результатам соответ ствует намечаемым достижениям; вместе с тем к концу нарас тает ощущение тяжести работы, несколько приглушаю щее эмоции По ходу занятия обостряются негативные эмоции, связанные с ощущением крайней тяжести работы; мо гут возникать сомне ния в самом смысле и ценности переносимых нагрузок, боязнь нанести себе урон; подавленное настрое­ние, сохраняющееся на следующий день и дольше
Общее самочувствие Никаких неприятныхощущений и жалоб; ощущения бодростии значительности своих возможностей, готовности продол жить занятия с уста новкой на более вы сокие достижения смсвоих возможностей, готовности продол жить занятия с уста новкой на более вы сокие достижения своих возможностей, готовности продол жить занятия с уста новкой на более вы сокие достижения своих возможностей, готовности продол жить занятия с уста новкой на более вы сокие достижения Наряду с общим нормальным самочувствием к концу занятий(упражнения) всеявственней формиру ется ощущение зна чительной усталости; на этом фоне могут возникать отдельные не вполне комфорт ные ощущения тя жести работы: не значительная боль в мышцах, затрудне ния в дыхании и т. д Ощущения предель ной мобилизации сво их сил и общего утомления, невозмож ности продолжать ра боту; подчас ощуща ются свинцовая тя жесть в'мышцах, боли в суставах и в области печени, жжение в гру ди, а в крайних слу чаях — головокруже ние, тошнота и другие симптомы перегрузки, что сопровождается ухудшением общего самочувствия на зна чительные сроки (сут ки-двое и более)

Параметры суммарной нагрузки в сово­купности упражнений. Оценить с «внешней» стороны суммарные объем и интенсивность нагрузки при повторении одно­го и того же упражнения или при выполнении ряда однотипных упражнений, если они в каждом отдельном случае замерены и вы­ражены в соизмеримых показателях, сравнительно несложно. Для этого достаточно суммировать частные слагаемые нагрузки. Значи­тельно сложнее оценить суммарную нагрузку при выполнении нескольких или многих разнохарактерных упражнений. Суммарный объем нагрузки в данном случае чаще всего оценивают с «внеш­ней» стороны по сумме времени, затраченного на все упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, за месяц и т. д.). Ясно, однако, что полу­чаемые в итоге величины общего объема нагрузки дают лишь весьма приблизительное представление о ней (например, час бега и час, затраченный на гимнастические упражнения, — явно нерав­нозначные слагаемые, поэтому, суммируя их, нельзя получить кор­ректной оценки общего объема нагрузки в данных упражнениях). То же самое относится к такому широко используемому показа­телю суммарной интенсивности различных упражнений, как м о-торная плотность занятий (отношение времени, заня­того непосредственно упоажнениями, к общему времени занятия, в процентах). Тем не менее эти и подобные им показатели сум­марной нагрузки пока не теряют своего практического значения. Они могут давать некоторую полезную информацию, если учитыва­ются в единстве с содержательным анализом занятий и допол­няются оценкой суммарной нагрузки с ее «внутренней» стороны (в частности, по суммарной пульсовой и энергетической стои­мости упражнений).

Есть основания считать, что параметры объема и интенсив­ности суммарной нагрузки в совокупности упражнений соотносятся друг с другом приблизительно так же, как и в отдельном упражнении, т. е. обратно пропорционально: чем больше суммарный объем нагрузки в рамках данного занятия, тем меньше в принци­пе может быть ее общая интенсивность, и наоборот: чем выше об­щая интенсивность нагрузки в занятии, тем меньше ее суммарный объем. Но полная аналогия тут неправомерна.

  1. Технологии спортизации школьного физического воспитания.

Как показывают наши наблюдения в школах, где предоставление школьникам возможности приобщиться и испытать на себе культуру спорта, совершенно другая обстановка заботы друг о друге. В нашем понимании спортизация физического воспитания в школе не означает только выявление, развитие и подготовку спортсменов элиты. На наш взгляд, ее цель более глобальная — предоставление всем участникам (т. е. школьникам) возможности приобретения культурного спортивного опыта, а вместе с тем культурных межличностных отношений в классах и среди учителей. Спортизация физического воспитания позволяет им испытать на себе многочисленные аспекты спортивной жизни и спортивных соревнований. Но сам спорт и культура спорта многогранны и на данном этапе развития современного общества очень трудно представить спорт без наличия тренеров, судей, статистиков, а также журналистов, фотокорреспондентов и комментаторов. В каждом виде спорта свои кумиры, рекорды, статистика. Если мы не предоставим возможности школьникам испытать себя в роли тренера, статистика, комментатора или судьи соревнований, а только создадим им условия для учебных тренировок и назовем это спортизацией, то мы ограничим более полное и глобальное понимание школьниками культуры спорта. Гордон С. М. подчеркивает, что спорт как культура и явление имеет множество особенностей. Во-первых, спорту присуще наличие периода (сезона), в котором происходит формальное соревнование в течение определенного достаточно продолжительного времени. Во-вторых, в течение этого сезона существует определенная принадлежность игроков к команде. Даже в индивидуальных видах спорта спортсмены могут представлять определенный спортивный клуб или общество, город, регион или страну. Такая принадлежность означает, что отдельный спортсмен остается в одной и той же команде и представляет эту команду в течение полного сезона [4]. Ведение статистики также является определенной чертой спорта, что позволяет возможности человека и сопоставить рекорды спорта. Более того, статистика не просто обогащает спортивную культуру, но и обеспечивает обратную связь для индивидуумов и команд. Имеет специфическую привлекательность праздничная атмосфера соревнований. Во всех странах мира в поддержку любимых команд их сторонники одеваются в цвета своих команд. Празднуют победы и впадают в отчаяние из-за поражений. Такая атмосфера празднества, связанная со спортом, подчеркивает его значимость. Учитывая, что выявление лучших команд и лучших атлетов суть культуры спорта, соревновательный период обычно завершается праздниками, которые служат кульминацией всего соревновательного сезона. Такими моментами могут быть финал соревнований, плей-офф, кубковый матч, чемпионаты мира, Олимпийские игры. При традиционных методиках преподавания физической культуры в общеобразовательной школе, в том числе изучение видов спорта (например, гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол и т. д.), являются неполными, неподлинными и неаутентичными, не отражающим культуры спорта. Задачи спортизации физического воспитания могут быть решены через командные виды спорта, при котором игроки взаимодействуют, помогая друг другу для общего успеха. Командный вид спорта, является деятельностью, в которой группа лиц, в одной команде, прилагают совместные усилия для достижения конечной цели, которой обычно является победа, опережение соперничающей команды. Особенно ценно участие всех членов команды прежде всего в организаторской деятельности, включающей мотивацию, целеполагание, планирование, принятие решений в процессе общения, гасят конфликты, решают проблемы на паритетной основе, подводят итоги, рефлексируют на принципах сотрудничества и сотворчества, чтобы достигнуть акме — целей. Командные виды спорта — это хоккей, футбол, волейбол, теннис, водное поло, лакросс, гребля, регби, крикет, гандбол и др. Все они приняты для Олимпийских игр.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...