Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка




Мудрее человека,

Никогда не переступавшего собственного порога,

Так и знание об иной культуре

Должно обострить нашу особенность

Исследовать с большей настойчивостью,

Оценивать с большей симпатией собственную»

(М. Мид)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Используя интегративный подход к этнопсихологии как междисциплинарной области знания задачи повышения компетентности студентов в данной области и на этой основе подготовки к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Курс «Этнопсихология» Его значимость объясняется тем, что, повышая компетентность студентов в области своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей, он способствует формированию готовности к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Такая готовность закладывается в результате решения следующих стратегических задач образования:

1) формирования осознания того, что представители других культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться от соотечественников, их поведение не будет восприниматься как странное и дикое, а ценности и нормы чужой культуры вызывать шок;

2) признание и принятие различий в культурах самых разных этнических общностей, преодоление в себе предубеждений и негативных стереотипов в отношении к ним, формирование толерантности;

3) развитие и укрепление понимания и чувства уважения к народу, по отношению к которому происходит осознание своей принадлежности.

В целом это позволяет вносить каждому свой посильный вклад в решение еще существующих сегодня межнациональных конфликтов, в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многими учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

В результате изучения курса студенты должны:

- знать особенности предмета и задач этнопсихологической науки, ее методологические принципы; сущность и закономерности формирования и развития этнопсихологических явлений, специфику их проявления в поведении и деятельности людей, представителей различных этических общностей;

- усвоить методы изучения и анализа этнопсихологических феноменов; основные направления учета национально-психологических особенностей людей в практической деятельности психологов, руководителей многонациональных коллективов;

- иметь представление об особенностях исторического развития теоретических взглядов на этнопсихологические феномены за рубежом и в нашей стране; об основных направлениях современных этнопсихологических исследований;

- уметь работать с теоретическим содержанием курса; изучать и анализировать этнопсихологическую литературу, обобщать и делать соответствующие выводы в рамках теоретических конструкций;

- уметь учитывать национально-психологические особенности людей в практической деятельности психолога.

Основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия. Лекции раскрывают методические и теоретические основы отечественной и зарубежной этнической психологии.

Использование взаимосвязи этнопсихологической науки с общегуманитарными дисциплинами и дисциплинами профессиональной подготовки, позволяет более глубоко осмыслить происхождение национальной психики, национального сознания и национального самосознания, обеспечивает понимание механизмов и закономерностей функционирования и развития этнических общностей, особенностей их взаимодействия. Изучение курса требует активного участия студентов в приобретении знаний о сущности этнопсихологических явлений, специфики их проявления у представителей различных этнических общностей. С этой целью рационально организовать практические занятия по овладению студентами методологией и методами проведения этнопсихологических исследований, анализа этнопсихологических феноменов.

Важное значение в развитии творческого начала студентов по освоению программного материала курса является их самостоятельная работа под руководством преподавателя. Развивая инициативу в поиске и приобретении знаний, она способствует более прочному их усвоению, обеспечивает формирование культуры умственного труда, организованность и целеустремленность личности. С этой целью в программе изложены основные вопросы и задания для самостоятельной работы, а также виды и формы её организации.

В программе предложена тематика курсовых работ, список рекомендуемой для изучения литературы, а также вопросы для самопроверки.

Контроль за качеством усвоения курса осуществляется посредством проведения зачета по результатам изучения курса.

Сквозными основными понятиями курса являются: этнос, этническая идентичность, этнический стереотип, этноцентризм, этнические конфликты.

Не только анализировать этнопсихологические исследования, но и использованы примеры из этнологической, языковедческой и художественной литературы.


Учебный план

Организационные формы обучения и виды учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
Итоговый контроль (зачет, экзамен)*   экзамен
Общая трудоёмкость дисциплины    

 


Тематический план

№№ п./п. Разделы и темы дисциплины Всего часов в трудоёмко-сти Аудиторные занятия (час.) Сам работа
В том числе
Всего Лек. Пр
1. Предмет, методология и задачи этнической психологии          
2. Развитие и становление этнопсихологии за рубежом          
3. Развитие и становление этнопсихологии в России          
4. Методы этнопсихологического исследования          
5. Этнос, этничность, толерантность       -  
6. Межэтнические отношения и когнитивные процессы          
7. Этнокультурная вариативность социализации          
8. Этнопсихологические проблемы исследования личности          
9. Психологические измерения культур       -  
10. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения          
11. Культурная вариативность регуляторов социального поведения          
12. Развитие и трансформация этнической идентичности          
13. Межгрупповое восприятие в межэтнических отношениях          
14. Этнические конфликты          
15. Психология аккультурации          
16. Учет национально-психологических особенностей людей в деятельности психологов, воспитателей, руководителей многонациональных коллективов          
17. Программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия          
Итого            

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Предмет, методология и задачи этнической психологии

Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности.

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Место этнопсихологии как отрасли научного знания в развитии социальной психологии.

Основные цели и задачи этнопсихологии. Кросскультурная психология, психологическая антропология, сравнительно-культурная психология. Тезаурус научных категорий этнопсихологии. Методологические принципы изучения этнопсихологических явлений.

Специфика предмета этнопсихологической науки. Различные подходы к его определению.

Этнос как психологическая общность. Функции этноса как психологической общности. Культура как психологическое понятие.

Тема 2. Развитие и становление этнопсихологии за рубежом

Объективные предпосылки для развития и становления этнопсихологии. Зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии (Геродот, Тацит, Гиппократ, Демокрит; К. Гельвеций, Ш. Монтескье, Г. Гегель).

Зарубежная этнопсихология в XIX веке. Изучение психологии народов в Германии (М. Лацарус, Г. Штентайль, В. Вундт, Г. Лебон). Концептуальные основы психологии народов В.Вундта.

Зарубежная этнопсихология в ХХ веке. Теория «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид). Теории «базовой» и «модальной» личности.

Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований (релятивизм, абсолютизм, универсализм). Методологические и теоретические взгляды представителей различных научных школ на сущность и природу этнопсихологических явлений (З. Фрейд, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс).

Современное состояние и развитие этнопсихологических исследований за рубежом.

Тема 3. Развитие и становление этнопсихологии в России

Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России. Этническая тематика в работах ученых и публицистов (М.В. Ломоносов, Н.Я. Данилевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский), писателей и поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой).

Попытки создания модели российской этнопсихологической науки в рамках деятельности Русского географического общества (Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин, В.К. Бэр). Вклад И.М. Сеченова в развитие отечественной этнопсихологии.

Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А.А. Потебня).

Развитие этнической психологии в России в ХХ веке. Этнопсихологические исследования в послереволюционный период (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Г.Г. Шпет, Д.Н. Овсянико-Куликовский), о предмете этнической психологии. Роль культурно-исторической теории Л.С. Выготского в становлении этнопсихологии.

Развитие отечественной этнопсихологии в 30-80-е г.г. XX века. Вклад в изучение проблем межэтнических отношений философов и историков (Б.Н. Поршнев, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин и др.), этнографов (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов и др.).

Основные направления современных этнопсихологических исследований в России.

Тема 4. Методы этнопсихологического исследования

Методологические подходы к проблеме изучения этнопсихологии представителей конкретных этнических общностей. Принципы построения и программа этнопсихологического исследования. Техника проведения исследований.

Психологическое измерение культур: объективные и субъективные данные. Культурно-специфические и универсальные методы. Межкультурный анализ. Методы изучения emic- и etic-культур.

Общая характеристика методов изучения и анализа этнопсихологических явлений.

Социально-психологические методы этнопсихологического исследования. Метод психосемантического дифференциала. Метод включенного наблюдения.

Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания. Этические проблемы проведения научного исследования в кросс-культурной психологии. Специфика кросскультурного этнопсихологического исследования.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...