Семинарское занятие № 15
«Программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия» Цель: расширение представлений студентов о практических приемах формирования позитивного межэтнического взаимодействия; развитие профессиональной компетентности студентов в области этнопсихологии; формирование когнитивной и эмоциональной эмпатии; моделирование позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности проведения тренинга межкультурного взаимодействия. 2. Введение в тренинг межкультурного взаимодействия. 3. Цели, задачи тренинга. 4. Оснащение тренинга. 5. Упражнения, приемы тренинга. 6. Оценка эффективности тренинга.
Основная литература 1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 341-351. Дополнительная литература: 1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С.163-188. 2. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. В 2-х кн. – Кн. 2. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – С. 50-71. 3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – С. 3-70. 4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000. – С. 15-26.
Вопросы к экзамену 1. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. 2. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности.
3. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. 4. Предмет этнопсихологии. Подходы к его определению. 5. Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии. 6. Концепция Л.Н. Гумилева в понимании этнопсихологических явлений. 7. Концептуальные основы психологии народов В.Вундта. 8. Теория «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид). 9. Теории «базовой структуры личности» и «модальной личности», «конфигурационной личности» (Ф. Боас, А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид). 10. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований (релятивизм, абсолютизм, универсализм). 11. Методологические и теоретические взгляды представителей различных научных школ на сущность и природу этнопсихологических явлений (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс). 12. Современное состояние и развитие этнопсихологических исследований за рубежом. 13. Развитие и становление этнопсихологии в России. 14. Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков. 15. Роль культурно-исторической теории Л.С. Выготского в становлении этнопсихологии. 16. Развитие отечественной этнопсихологии в 30-80-е г.г. XX века. 17. Вклад в изучение проблем межэтнических отношений философов и историков (Б.Н. Поршнев и др.), этнографов (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев и др.). 18. Сравнительно-культурные исследования У. Риверса и их значение для современной психологии. 19. Исследование перцептивных процессов в этнопсихологии. 20. Влияние обучения этнической общности на познавательные способности. 21. Изучение зрительных иллюзий (М. Сегал, Д. Кэмпбелл, М. Херсковиц). Гипотезы «мира плотников» и «перспективной живописи». 22. Основные направления современных этнопсихологических исследований в России. 23. Принципы построения и программа этнопсихологического исследования. 24. Методы изучения и анализа этнопсихологических явлений. 25. Культура как психологический феномен.
26. Психологические измерения культур. 27. Специфика кросскультурного этнопсихологического исследования. 28. Особенности социализации в условиях радикальных социальных изменений. 29. Понятия «социализация», «инкультурация», «культурная трансмиссия», их соотношение. 30. Влияние культуры на развитие ребенка. 31. Этнография детства. Концепция родительского принятия/отвержения (Р.Ронер). 32. Архивные (Р.Ронер, Г. Барри), полевые (Б. и Дж. Уайтинг) и экспериментальные исследования (У. Ламберт) социализации. 33. Особенности аккультурации в период отрочества и «перехода в мир взрослых». 34. Влияние культуры на развитие ребенка. 35. Особенности аккультурации в разные возрастные периоды. 36. Этнопсихологические проблемы исследования личности. 37. Зависимость коммуникации от культурного контекста. 38. Экспрессивное поведение и культура. 39. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. 40. Психологические измерения культур. 41. Психологические детерминанты межэтнических отношений. 42. Понятие «этническая идентичность». Соотношения понятий «этническая идентичность», «этничность», «этническое самосознание». 43. Структура этнической идентичности. 44. Развитие и трансформации этнической идентичности. 45. Стратегии поддержания этнической идентичности. 46. Модели измерения этнической идентичности 47. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Основные показатели этноцентризма. 48. Этническая установка как структурный компонент этнопсихологии. Специфика формирования этнических установок. 49. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации. Основные свойства этнических стереотипов. 50. Этнические конфликты. Предпосылки возникновения этнических конфликтов. 51. Виды этнических конфликтов, особенности их протекания. 52. Урегулирование этнических конфликтов. 53. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях и специфика оказываемой психологической помощи. 54. Адаптация к новой культурной среде. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде. 55. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов. 56. Роль этнопсихологической науки в формировании установок этнической толерантности молодежи.
57. Концепции образования в полиэтническом обществе. Мультикультурализм. 58. Этнопсихологические детерминанты воспитательной работы в многонациональном коллективе. 59. Подготовка к межкультурному взаимодействию. Техники повышения межкультурной сензитивности. 60. Тренинг толерантности.
Литература Основная литература 1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 2006. – 368 с. 2. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. Пособие для студент. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 315 - 336. 2. Белик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. – М.: 1991. – С. 35-47. 3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 208 с. 4. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы // Вестник Московского университета. - Серия 14. - Психология. – 1991.– № 3. – С. 3 - 11. 5. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.: Наука, 1973. - 272 с. 6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: 1997. – С. 231-290. 7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: 1997. – С. 231-290. 8. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. – 1997. - № 4. – С. 75-86. 9. Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. –– С. 71-77. 10. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. – М.: 1971. – С. 122-158. 11. Кон И.С. К проблеме национального характера // Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С. 304-324.
12. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М.: 1988. – С. 12-39, 133-165. 13. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М.: 19977. – С. 54-123. 14. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М.: 19977. – С. 54-123. 15. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с. 16. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию – М.: 1999. – С. 42-64. 17. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ-С, 1998. – С. 190-220. 18. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Псих. ж-л. – 1999. – Т. 20. - № 3. – С. 48-58. 19. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. – С. 10-34. 20. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен: На материале исследования этнических групп Узбекистана // Псих. ж-л. – 1995. – Т.16. - № 2. – С. 70 - 80. 21. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Псих. ж-л. - 1992. – Т. 13. - № 6. - С. 35 - 42. 22. Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 220-28, 256-286. 23. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997. – С. 200-242. 24. Методы этнопсихологического исследования / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов. – М.: Изд-во МГУ, 1993. 25. Петренко В.Ф., Кравцова А.Р., Митина О.В., Осипова В.С. Этнические стереотипы российских граждан // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – С. 37-49. 26. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М: Наука, 1979. - 211 с. 27. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 4. – М.: Смысл, 2002. – 159 с. 28. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2001. – С. 4-39, 66-101, 112-138. 29. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. - 389 с. 30. Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. – С. 35-48. 31. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993. – С. 55-78. 32. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах на материале ритуала ндембу // Семиотика искусствометрия. – М.: 1972. – С. 50-81.
33. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах на материале ритуала ндембу // Семиотика искусствометрия. – М.: 1972. – С. 50-81. 34. Уорд Д. Азбука аккультурации // Психология культуры / Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – С. 656-709. 35. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М.: 1998. – С. 233-248. 36. Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67. 37. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – С. 502-558. 38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – С. 308-333. 39. Этнические стереотипы российских граждан // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – С. 39.
Читайте также: Внимание (практическое занятие). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|