Организация самостоятельной работы студентов
1. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований. 2. Этнокультурная вариативность социализации человека. 3. Этнопсихологические проблемы исследования личности. 4. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения. Невербальные особенности общения этнических групп. 5. Прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей. 6. Развитие и трансформация этнической идентичности. 7. Значение религии в формировании этнической общности. 8. Адаптация к новой культурной среде. 9. Этнопсихология семейных отношений. 10. Модель психологического анализа этнической группы.
Предполагаемые формы работы: консультации, анализ учебной и научно-популярной литературы; реферативные сообщения; отработка студентами пропущенных занятий. Форма контроля: письменные работы, конспект, собеседование.
Темы рефератов 1. Место и роль национальной психологии в структуре общественного сознания. 2. Источники и факторы формирования национальной психологии. 3. Этнопсихология о возможностях и направлениях совершенствования национальных и межнациональных отношений. 4. История зарождения этнопсихологической мысли в России. 5. Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований в отечественной науке. 6. Развитие этнопсихологических исследований за рубежом. 7. Структура и содержание этнопсихологических феноменов. 8. Психический склад нации и его особенности. 9. Этнический характер и его роль в жизнедеятельности людей. 10. Этнический темперамент, его сущность и особенности проявления. 11. Сущность, содержание и особенности развития национального самосознания.
12. Этнические особенности психических познавательных процессов. 13. Этнические особенности эмоционально-волевых процессов. 14. Коммуникативные национально-психологические особенности. 15. Методы изучения и анализа этнопсихологических явлений. 16. Этнопсихические особенности народов России. 17. Этнопсихологические особенности народов России (по выбору студента). 18. Этнопсихологические особенности народов стран Ближнего зарубежья (по выбору студента). 19. Этнопсихологические особенности народов стран Дальнего зарубежья (по выбору студента).
Методические рекомендации преподавателю Курс «Этнопсихология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Знание студентом проблем межэтнического взаимодействия, закономерностей функционирования этносов, их представителей, включенных в социальные группы, а также о социально-психологических характеристиках самих этих групп; умение использовать это знание для анализа ситуаций межэтнического взаимодействия, применять приемы и практики, направленные на формирование позитивных межэтнических отношений между представителями этнических групп, - все это является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности специалиста. В связи с этим курс «Этнопсихология» направлен на изучение студентами-психологами методологических основ этнопсихологии, а также прикладного значения социально-психологических закономерностей функционирования этносов для решения теоретических и практических задач, умение использовать эти знания для психологического анализа и оценки реальных социально-психологических ситуаций межэтнического взаимодействия. Являясь интегрированным курсом, «Этнопсихология» дополняет знания студентов по социальной психологии, а также служит базой для параллельного изучения этнографических, этнолингвистических дисциплин, а также прикладных отраслей социальной психологии и педагогики. Кроме того, курс «Этнопсихология» готовит студентов к написанию курсовых и дипломных работ.
Особенности содержания данной дисциплины, ее целей и задач требуют от преподавателя использования активных методов обучения, способствующих развитию критического мышления и рефлексии у студентов, потребности в самопознании и самовоспитании, профессиональном и личностном росте. В то же время, следует отметить, что знакомство в процессе обучения с методами психодиагностики должно опираться на понимание студентами их теоретических основ, возможностей и ограничений, и соответствовать этическим нормам. Целью применения психодиагностических методов являются также самодиагностика личностных качеств и психологических особенностей, значимых в контексте профессиональных отношений, осознание уровня сформированности которых способствует их дальнейшему развитию. Следует обратить внимание на то, что содержание учебного материала лекционных и семинарских занятий должно быть ориентировано на развитие творческого научного мышления студентов. Так, при отборе теоретического материала для преподавания необходимо ориентироваться как на научные положения, так и на факты, явления, процессы, события. Их анализ подводит студентов к теоретическому обобщению, учит их делать выводы из исследования фактов реальной действительности, в том числе и профессиональной деятельности. На этой основе происходит общее интеллектуальное развитие будущего специалиста, вырабатывается способность к познанию и решению возникающих в жизни проблем, которая определяет успешность любой деятельности. Важным условием усвоения курса «Этнопсихология» является организация совместной деятельности преподавателя и студентов. В связи с этим при преподавании данного курса рекомендуется применять методы активного обучения, например, проблемные лекции, тематические дискуссии, тренинговые упражнения. Необходимо отметить, что использование активных методов обучения способствует развитию критического мышления и рефлексии у студентов, потребности в самопознании и самовоспитании, профессиональном и личностном росте.
При организации самостоятельной работы студентов преподаватель должен ориентировать студентов на использование при подготовке к семинарским занятиям как конспекта лекций, учебника, так и чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы, хрестоматийного материала, выполнение исследовательской работы. При чтении лекции и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной науке. С этой целью необходимо использовать проблемные вопросы и задачи как в лекциях (для проблемного изложения), так и в качестве учебного задания студентам для самостоятельной работы и семинарских занятий. Эти вопросы-задачи должны составляться так, чтобы ориентировать студентов на размышления над основными проблемами науки, на познание общих закономерностей психической деятельности; на понимание их применительно к реальным проявлениям психики в жизненных и профессиональных ситуациях. Особо следует обратить внимание на использование хрестоматийного материала (первоисточников) при подготовке к лекциям и к семинарским занятиям. Хрестоматия, учитывая направление соответствующего учебного курса и требование программы, содержит, более емкое, разностороннее и вариативное теоретическое и практическое освещение важнейших проблем психологии, чем это могут предложить лекционный курс и учебник. Это преимущество хрестоматии может быть методически использовано для углубления и расширения программных требований. Кроме того, использование первоисточников позволяет варьировать содержание конкретных лекционных и семинарских занятий с учетом данного подбора студентов, их учебных успехов. При работе с хрестоматийным материалом студентов необходимо ориентировать не только на составление ответов на сформулированные преподавателем вопросы, но и на составление собственного плана план изученного труда, статьи, отрывка и т.д., что позволяет активизировать собственное мышление студента. Кроме того, семинарские занятия с привлечением текстов хрестоматии, содержащих различные точки зрения педагогов на одну и ту же проблему, оживляют обсуждение ее, вызывают дискуссию.
Читайте также: Cхема работы механизма репликации ДНК Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|