Общие рекомендации по решению задач
1. Перечертить диаграмму, соблюдая топологию, в заданном масштабе. 2. Дать общую характеристику диаграммы. 3. Обозначить все поля диаграммы греческими или римскими цифрами. 4. Указать фазовый состав всех полей диаграммы. 5. Рассмотреть свойства систем, заданных соответствующими фигуративными точками (табл. 1). 6. Построить кривые охлаждения к заданным точкам Таблица 1 Характеристика отдельных фигуративных точек диаграммы
Примеры решения задач Пример 1. Обозначить поля диаграммы (рис. 20), дать характеристику компонентов системы. Описать путь конденсации системы, содержащей 45 % компонента В (точка М), заполнить таблицу 1. Рис. 20. Диаграмма состояния двухкомпонентной неконденсированной системы пентан – гептан. Решение. 1. Пронумеровать поля диаграммы (обычно – римскими цифрами). 2. Дать наименование полей диаграммы. Поле I – газ (пар); поле II – пар + жидкость; поле III – жидкость. 3. Дать характеристику диаграммы. Двухкомпонентная неконденсированная система с неограниченной растворимостью компонентов в жидкой фазе. 4. Путь конденсации системы – вертикальная пунктирная линия вниз от точки М (рис. 21), на которой отмечены фигуративные точки М ', М '', М ''', соответствующие началу процесса (М '), образованию двухфазной системы (М '') и окончанию конденсации (М '''). Рис. 21. Решение примера 1. 5. Таблица
5. Определить состав системы в точке М, для чего следует опустить перпендикуляр от точки М на ось составов. Состав точки М – 45 % гептана C7H16 – компонента В. Он же будет общим составом системы для всех остальных точек. Точка М находится в поле I, следовательно, число фаз – 1 шт. Наименование фазы – пар; состав совпадает с общим составом системы. 6. Температуру начала конденсации определить по месту пересечения перпендикуляра из точки М и линии газа (граничной линии между полем I и II) – точка М '. От точки М ' провести горизонталь на ось температур. Температура начала конденсации равна 78°С. Она остается одинаковой для всех рассматриваемых точек. 7. Определить число степеней свободы в точке М: . 8. Определить фазовый состав в точке М '. Точка М ' находится на линии конденсации, следовательно, количество фаз – 2 шт.: газ и жидкость. 9. Определить состав жидкости в точке М ', для чего от этой точки провести ноду до пересечения с линией жидкости (или линией испарения) и от точки пересечения опустить перпендикуляр на ось составов (позиция Ж М' на рис. 6). Состав жидкости – 82 % C7H16. 10. Определить относительное количество фаз в точке М ': так как М ' находится на линии равновесия между двумя фазами, то относительное их количество не определяется. В такой ситуации следует записать уравнение равновесия. В данном случае – Ж = Г. 11. Определить число степеней свободы в точке М ': . 12. Определить фазовый состав точки М '', которая находится в поле II, следовательно, число фаз – 2 шт.: жидкость и газ. 13. Определить состав жидкости и газа в точке М '': провести ноду до пересечения с линий испарения (точка X) с одной стороны и с линией конденсации (точка Y) с другой стороны. От точек пересечения опустить перпендикуляры на ось составов. Перпендикуляр от линии конденсации определяет состав газа (27 % гептана – точка Г М '' на рис. 6), от линии испарения – состав жидкой фазы (69 % гептана – точка Ж М '' на рис. 6).
14. Определить относительное количество фаз в точке М ''. В соответствии с правилом рычага 45%; 55 %. 15. Определить число степеней свободы в точке М '': . 16. Температуру завершения процесса конденсации определить по месту пересечения перпендикуляра из точки М с линией испарения – точка М '''. От точки М ''' провести горизонталь на ось температур. Температура завершения конденсации равна 51°С. Она остается одинаковой для всех рассматриваемых точек. 17. Определить фазовый состав в точке М '''. Точка М ''' находится на линии испарения, следовательно, количество фаз – 2 шт.: газ и жидкость. 18. Определить состав пара в точке М ''', для этого от этой точки провести ноду до пересечения с линией конденсации и от этой точки опустить перпендикуляр на ось составов (позиция Г М ''' на рис. 6). Состав пара – 13 % C7H16. 19. Определить относительное количество фаз в точке М ''': так как М ''' находится на линии равновесия между двумя фазами, то относительное их количество не определяется. В такой ситуации следует записать уравнение равновесия. В данном случае – Ж = Г. 20. Определить число степеней свободы в точке М ''': . Пример 3. Обозначить поля диаграммы (рис. 22), дать характеристику компонентов системы. Определить изменение состава и количества фаз в системе, содержащей 25 % анилина при охлаждении ее от 170 до 60°С с интервалом 40°С. Нанести на диаграмму соответствующие фигуративные точки систем и фаз, заполнить таблицу. Рис. 22. Диаграмма состояния вода – этаноламин. Решение. 1. Пронумеровать поля диаграммы (обычно – римскими цифрами). 2. Дать наименование полей диаграммы: поле I – жидкость (пар); поле II – область расслоения двух жидкостей. 3. Дать характеристику диаграммы: двухкомпонентная неконденсированная система с ограниченной растворимостью компонентов в жидкой фазе. 4. Отметить исследуемый состав системы, соответствующий содержанию анилина C2H5NH2 25 % и отметить фигуративные точки N, N ', N '', соответствующие заданному температурному интервалу.
Рис. 23. Решение примера 2. 5. Определить фазовый состав в каждой точке. Точка N принадлежит к полю I, следовательно, количество фаз – 1 шт. – жидкость, содержащая 25 % анилина. Точки N ' и N '' принадлежат полю II, где происходит расслаивание системы на две жидкости разного состава, следовательно, количество фаз – 2 шт. Состав жидкостей зависит от температуры. 6. Определить состав расслаивающихся жидкостей в точках N ' и N '', как показано на рис. 7 b и зафиксировано в табл. 2. При этом следует учитывать, что жидкость 1 представляет насыщенный раствор анилина в воде, а жидкость 2 – раствор воды в анилине. Соответственно точки X и P отображают состав Ж1, а точки Y и R – состав жидкости 2. 7. Пользуясь правилом рычага, определить относительное количество каждой фазы. Для точки N ': 80 %; 20 %. Для точки N '': 75 %; 25 %.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|