Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самая страшная угроза. «Мученики». Представление, достойное премии




Самая страшная угроза

Самая страшная угроза «самопожертвователей» пугает по-настоящему: это заявление о самоубийстве. Подобная угроза, которую ни в коем случае нельзя игнорировать, почти по при­вычке используется «самопожертвователем», который обна­ружил ее эффективность. Наша глубоко затаенная тревога за­ключается в том, что после нескольких лет пустых угроз мы можем вернуться домой и увидеть, что угроза в конце концов приведена в исполнение.

Ив — молодая, привлекательная художница, которая жи­вет вместе с Элиотом, известным художником средних лет. Их отношения поначалу отличались тесной привязанностью, но после того, как она переехала к Элиоту, романтическая пре­данность превратилась в удушающую зависимость. Когда они только начинали встречаться, Ив видела, как резко меняется настроение Элиота, но относила это на счет его «тонкой ар­тистической натуры». Она не была готова столкнуться с час­тыми депрессиями и тем, что вначале казалось зависимостью от снотворных таблеток. Они постепенно отдалялись друг от друга. Секса и эмоциональной близости больше нет. Ив ра­ботает помощницей Элиота, он материально поддерживает ее, однако прекращает все ее попытки построить собственную карьеру. Он даже настаивает на том, чтобы она выставляла свои работы только вместе с его картинами.

Я наконец поняла, что для того, чтобы иметь собствен­ную жизнь, мне нужно уйти от него, но каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, он угрожает принять смертельную дозу снотворного. Первый раз я чуть не рассмеялась. Сказа­ла, что хочу пойти на курсы графики, а он ответил, что в этом случае ему лучше умереть. Он очень любит все драма­тизировать, и я подумала, что он меня просто дразнит. Но Элиот продолжал повторять: «Без тебя мне не жить» и «Если уйдешь, я не могу обещать, что долго протяну». Это больше не смешно, поскольку стало страшно. Я люблю Элиота и сопереживаю ему, но в то же время ощущаю гнев. С ка­кой стати он ставит меня в такое положение? Все, что я хочу, — это учиться.

Для этой формы шантажа поведение типично: угрозы Эли­ота рассчитаны на сильное чувство ответственности Ив. «Он был так добр ко мне. У меня не хватает силы его бросить. Если он что-нибудь с собой сделает, я себе никогда этого не про­щу, — сказала Ив. А потом убежденно добавила: — Я не смог­ла бы пережить свою вину».

Большая часть «самопожертвователей» не идут так дале­ко, как Элиот, хотя их угрозы могут возрастать до подобного уровня. Как я подчеркивала Ив, если она уступит и останется с Элиотом, то это еще не означает, что его можно будет спас­ти. В конечном счете решение, направленное на саморазруше­ние, принимают шантажисты. Разумеется, «самопожертвователю» можно оказать моральную и материальную поддержку. Но если вы остаетесь с ним, то осознаете, что ваш долг — за­щитить шантажиста от самого себя, и этим гарантируете, что, когда «самопожертвователь» захочет укрепить свой контроль, он обязательно прибегнет к этой устрашающей форме эмо­ционального шантажа.

«Мученики»

Образ мученика ассоциируется в нашей культуре с извест­ным фильмом: в полутемной квартире сидит мрачная женщи­на и ждет звонка от детей. Когда наконец раздается звонок, она отвечает: «Как я себя чувствую? Ты спрашиваешь, как себя чувствую? Ты не заходишь и не звонишь. Ты забыл свою соб­ственную мать. Я могу сунуть голову в духовку, и ты об этом никогда не узнаешь».

«Мученик» считает, что, если он чувствует себя несчаст­ным, больным или ему просто не везет, существует только один выход: мы должны дать ему то, что он хочет, даже если не услышали от него, что ему нужно. «Мученик» не угро­жает причинить вред ни нам, ни себе. Вместо этого он ясно дает понять: «Если не сделаешь, чего хочется мне, я буду страдать, и это будет твоя вина». Последняя часть заявле­ния — «это будет твоя вина» — часто не произносится вслух, но, как мы убедимся, творит чудеса в сознании объекта шантажа.

 

Представление, достойное премии

«Мученик» озабочен своим самочувствием и часто интер­претирует вашу неспособность прочитать его мысли как до­казательство того, что вы о нем недостаточно беспокоитесь. Если бы вы действительно любили его, то без слов догадались бы, что ему нужно.

Подавленные, глухие к внешнему миру и часто слезливые, многие «мученики» замыкаются, когда не добиваются свое­го, но не говорят почему. Они скажут, чего хотят, по собствен­ному усмотрению, после того как вы много часов или даже дней будете терзаться тревогой и заботой.

Моя клиентка Пэтти, 43-летняя правительственная чинов­ница, рассказала, что ее муж Джо при любом несогласии с ней немедленно ретируется в постель и не говорит, чего он хочет. А в редких случаях, когда говорит, а она не соглашается, он становится печальным, подавленным и уходит погулять.

У него самые грустные глаза в мире. У нас такое происходило, как правило, когда к нам хотела приехать его мать — обычно в самое неподходящее время. Я уступаю, потому что чувствую себя виноватой, когда вижу печаль­ные глаза Джо.

Это обычная история. Джо тяжело вздыхает, и когда я спрашиваю, что случилось, он смотрит на меня обиженными глазами и отвечает: «Ничего». Тогда мне приходится дога­дываться, какое преступление я совершила на этот раз. Са­жусь на постель и говорю, что сожалею, что нечаянно его обидела, и спрашиваю, не может ли он хотя бы объяснить, в чем дело. Примерно через час получаю ответ. Оказывается, я сказала, что мы не можем позволить себе купить новый компьютер. Как я могу быть такой бесчувственной и жад­ной? Конечно же, уступила и — о радость! — он тут же раз­веселился.

Если бы Джо открыто говорил с Пэтти о новом компью­тере, то не чувствовал бы уверенности. Поэтому он избрал дру­гой способ — устроил представление, чтобы дать жене понять, что она огорчила его, заставила страдать, и из-за нее у него даже разболелась голова. Джо был разбит депрессией, потому что Пэтти вела себя «плохо». «Мученики» смотрятся в зерка­ло и видят жертву произвола. Они редко могут разрядить си­туацию и попросить то, чего добиваются.

«Мученики» могут выглядеть с виду слабыми, но в дей­ствительности они представляют собой тихих тиранов. Они не кричат, не устраивают сцены, однако их поведение причи­няет нам боль, приводит в замешательство и вызывает враж­дебность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...