Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.Общелогические методы и приемы исследования.




7. Общелогические методы и приемы исследования.

С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом.

Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Еще один общелогический прием познания — абстрагирование. Абстрагирование — это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Например, такие понятия, как «клен», «липа», «береза» и т. д., являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к более общему понятию «лиственное дерево». Расширяя класс предметов и выделяя общие свойства этого класса, можно постоянно добиваться построения все более широких понятий, в частности, в данном случае можно прийти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «живой организм».

 Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п. ).

Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства X. Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу.

Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Модель всегда соответствует объекту — оригиналу — в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего нас объекта.

Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Структурно-функциональный (структурный) метод — строится на основе выделения в целостных системах их структуры — совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Вероятностно-статистические методы — основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей.

Характеристика диалектического метода

Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий.

Диалектический метод включает в себя приницпы:

1) Приципы позноваемости сущности

2)Принцип системности, который служит следствием учения

3) Принцип историзмаи развития – требует чтобы в ходе исследования осуществлялось описание возникновения объекта, указаны основные этапы изменений и напрааление дальнейшего развития

4)Принцип релятивности – вытек из положения не исчерпаемости бытия. Он показывает:
           а)бытие – бесконечная иерархическая метосистема
           б) Развитие не имеет пределов и поэтому наше знание характеризуется неточностью и неполностью

5)принцип диалектического противоречия – вытекает из закона единства и борьбы противоположностей и предполагает поиск противоречий

6)Принцип взаимосвязи количества и качества

7)Принцип диалектического описания предполагает исследовать смену старого качества новым, рассматривать как единство сохранения и уничтожения

8)Принцип расхождения от единства к общему и обратно

9)Принцип детерменизма предполагает необходимость обнаружения причин и условия возникновения изучаемого объекта

10) Принцип необходимости и случайности ориентирует на рассмотрение любой закономерности, как инвариантности случайности

11) Принцип многовариантности развития – направлен на выявление спектра возможностей, которое содержит любая действительность и прогнозирует сценарии развития

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...