16. Понятие научный закон. 17. Классификация научных законов и их характеристика. 18) Роль законов в научном объяснении и познании
16. Понятие научный закон Научный закон- важная составляющая научного знания, которое представляет его в концентрированном виде. Научный закон – научное утверждение, имеющее универсальный характер Научный Закон – это связь между явлениями и событиями, которая является: а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей; б) существенной, конкретно-всеобщей. , любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия; в) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с " железной необходимостью" в соответствующих условиях; д) повторяющейся, устойчивой, так как " закон есть прочное (остающееся) в явлении", " идентичное в явлении", их " спокойное отражение" (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях. Пример: см 17 вопрос. 17. Классификация научных законов и их характеристика. 1. По предметным областям. Законы физические, химические и т. д. 2. По общности: общие: ( фундаментальные - описывают функциональные зависимости, которые справедливы для всех объектов соответствующей им сферы реальности) и частные -которые справедливы для определенных групп объектов.
3. По уровням научного познания: 1. эмпирические - законы, в которых на основе наблюдений, измерений устанавливается определенная функциональная связь, характерная для ограниченной области реальности(например, законы Ома, Бойля - Мариотта); 2. теоретические -- относящиеся к ненаблюдаемым явлениям. 4. По предсказательной функции: 1. динамические - дающие точные, однозначные предсказания (механика Ньютона); 2. статистические - дающие вероятностные предсказания (принцип неопределенности, 1927, теория вероятности). 18) Роль законов в научном объяснении и познании Объяснение явлений окружающей нас природы и социальной жизни составляет одну из базовых задач естествознания и общественных наук. Задолго до возникновения науки люди пытались, так или иначе, объяснить окружающий их мир, а также собственные психические особенности и переживания. Реальные объяснения, которые можно назвать подлинно научными, появились вместе с возникновением самой науки. И это вполне понятно, так как научные объяснения опираются на точно сформулированные законы, понятия и теории, которые отсутствуют в обыденном познании. В свою очередь сами законы бывают по-настоящему поняты только в рамках соответствующей научной теории, хотя они и служат тем концептуальным ядром, вокруг которого строится теория. В науке же не только простые обобщения, но и эмпирические законы стремятся объяснить с помощью более глубоких теоретических законов. Хотя реальные объяснения бывают весьма различными по своей глубине или силе, тем не менее, все они должны удовлетворять двум важнейшим требованиям. В первую очередь, всякое реальное объяснение должно строиться с таким расчетом, чтобы его доводы, аргументация и специфические характеристики имели непосредственное отношение к тем предметам, явлениям и событиям, которые они объясняют.
Во-вторых, любое объяснение должно допускать принципиальнуюпроверяемость. Это требование имеет чрезвычайно важное значение в естествознании и опытных науках, так как дает возможность отделять подлинно научные объяснения от всякого рода чисто спекулятивных и натурфилософских построений, также претендующих на объяснение реальных явлений. Принципиальная проверяемость объяснения вовс енеисключаетиспользованиявкачествеаргументовтакихтеоретическихпринципов, постулатови законов, которые нельзя проверить непосредственно эмпирически. Необходимо только, чтобы объяснение давало возможность выведения некоторых следствий, которые допускают опытную проверку. 19) Основные типы научных теорий Под теорией понимается система научного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область. Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно. По степени абстрагирования и формализации знаний выделяют следующие типы научных теорий: 1. Эмпирические качественные теории – аппарат этих теорий носит качественный характер. Они базируются на больших массивах экспериментальных данных. Основные положения представляют собой качественные обобщения эмпирических данных, полученные методом индукции. Примерами являются клеточная теория живой материи Шлейдена и Шванна, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория психики З. Фрейда, теория условных рефлексов И. П. Павлова, теория функциональных систем психики П. К. Анохина и др. 2. Математизированныеэмпирические теории – это теории, которые также базируются на индуктивном обобщении массивов экспериментальных данных, но отличаются широким использованием языка математики и математических моделей для описания и объяснения экспериментальных фактов. Для них характерен переход от чисто качественных понятий к количественным величинам и связанное с этим широкое использование измерительных и расчетных процедур, математического аппарата, формализованных моделей изучаемых явлений. Такие теории характерны для многих физических, химических, технических наук. Они начали появляться также и в биологии, лингвистике, экономических и др. науках. В построении теорий данных типов наряду с методом индукции широко используются методы формализации, математизации.
3. Концептуализированные математические и нематематические теории базируются на обобщающих постулатах и строятся методом восхождения от абстрактного к конкретному в частности путем дедукции. (Геометрия Эвклида, классическая механика Ньютона, квантовая теория, теория относительности и др. ). Они встречаются в нескольких различающихся формах: А). Гипотетико-дедуктивные теории – Они базируются на исходных гипотезах, из которых дедуктивным путем выводятся следствия, подтверждаемые затем экспериментально. Б). Аксиоматико-дедуктивные теории - исходным ядром выступают аксиомы. Аксиомы должны отвечать требованиям непротиворечивости полноты, независимости (невыводимости друг из друга). В) Теории, строящиеся методом развертывания исходной концептуальной «клеточки» от абстрактного к конкретному (например, «Капитал» К. Маркса – социально-экономическая теория развития капитализма). Научные теории можно классифицировать по самым различным признакам: объекту исследования, логической структуре, методу изучения, глубине анализа и т. д. Для наших целей наиболее существенной представляется классификация теорий с точки зрения их логической структуры, следовательно и методов, используемых для построения теорий. В естествознании и математике чаще всего имеют дело с четырьмя основными типами теорий: (1) содержательными теориями опытных наук; (2) гипотетико-дедуктивными, или полуаксиоматическими теориями естествознания; (3) аксиоматическими теориями математики и математического естествознания; (4) формализованными теориями математики и логики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|