Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14 Эксперимент, особенности научного эксперимента, его виды




14 Эксперимент, особенности научного эксперимента, его виды

Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Эксперимент – (от лат. проба, опыт) – метод эмпирического познания, характеризующийся вмешательством в течение изучаемых процессов, использование разнообразных приборов. В ходе эксперимента исследователь, воздействуя на предмет в специально разработанных условиях, целенаправленно акцентируя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях.

Особенности научного эксперимента:

 а) позволяет изучать объект в «очищенном» виде (без побочных факторов);

б) при нем могут создаваться специальные условия, при которых удается обнаружить неожиданные свойства объектов и тем самым постигнуть их сущность;

 в) многократнаявоспроизводимость позволяет получать достоверные результаты;

 г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него все, что считает нужным для получения истинного знания об объекте.

  Эксперимент всегда включает в себя:  

1) определенные допущения о свойствах моделируемых материальных процессов;

2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или уничтожиться;

3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия.

 

- В зависимости от характера поставленных задач научные эксперименты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и др.

- В зависимости от области проведения эксперименты подразделяются на:

фундаментальные, прикладные, промышленные, социальные, в области гуманитарных наук.

Любой научный эксперимент – это не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная, опирающаяся на определенную систему знания, удостоверенную в прошлом опыте.

Например, один ученый хотел доказать, что физические тела разных объемов падают одинаково. И он забирался на башню и бросал эти шары. Шары были из разных материалов

15. Характеристика методов эмпирического исследования: наблюдение, измерение, сравнение, описание.

 

Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Эмпирическое знание основывается на чувствен­ном познании. Рациональный момент и его формы (суждения, поня­тия и др. ) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. По­этому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся

 

1. Наблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции. К наблюдению предъявляются требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации.

Пример: ученые наблюдают за стаей животных в дикой природе, чтобы узнать о чем-либо.

2. Измерение - это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений.

Пример: измерение строительных материалов на заводах, чтобы отсеять брак.

 

3 Описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения). Если при описании используется естественный язык, то оно выступает в форме обычного повествования.

 

 4 Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое называется сравнение измерением.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

1. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, — это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям.

2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...