Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь.




Формирование рынка труда Республики Беларусь в период трансформации происхо­дило в сложных условиях всеобщего спада производства, инфляции, снижения уровня жизни населения. Этот период трансформа­ции экономики, по мнению В.Н. Шимова, Я.М. Александровича, А.В. Богдановича, можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг. -глубокий затяжной экономичес­кий кризис; 1996-2000 гг. - этап выхода эко­номики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001-2005 гг. и следу­ющие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого развития.

В соответствии с методологией Министер­ства статистики и анализа Республики Бела­русь под трудовыми ресурсами понимается «население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов I и II групп, неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях и за выслугу лет), а также работающие лица старше и млад­ше трудоспособного возраста». В Рес­публике Беларусь так же, как и в Российской Федерации, Украине, к трудоспособному на­селению относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет [3, с. 83].

Следует отметить, что наряду с рождаемо­стью, оказывающей существенное влияние на величину трудовых ресурсов, существуют и такие составляющие, как состояние здоровья, смертность и миграция населения в трудоспо­собном возрасте. Согласно демографическому прогнозу в 2006-2010 гг. ожидается некоторое сокращение уровня смертности - с 14,5 до 13,7%. Как показывают расчеты, несмотря на наметившуюся тенденцию ее снижения, по­казатели смертности трудоспособного населе­ния останутся достаточно высокими. В связи с этим общие потери трудоспособного насе­ления вследствие смертности в 2006-2010 гг. составят около 150 тыс. чел.

Следующим важнейшим показателем при оценке ситуации на рынке труда является численность экономически активного насе­ления (приложение А). В соответствии с методологией Ми­нистерства статистики и анализа Республи­ки Беларусь под данной категорией понима­ется «занятое население и безработные, заре­гистрированные в органах государственной службы занятости» [3, с. 84].

По данным статистического сборника Республики Беларусь за 2008 год численность экономически активного населения с 1995 по 2008 год возросла на 113,9 тысяч человек или 2,5%. В 2008 году численность экономически активного населения составляла 4638,1 тысяч человек, из которых занятыми считаются 4594,4 тысяч человек. За 1995−2008 годы численность занятого населения увеличилась на 184,8 тысяч человек (4,2%). 47,7% от общей численности занятого населения в 1995 году − мужчины, 52,3% − женщины. К 2008 году мужчины составляли 47,3% от общей численности занятых, а женщины − 52,7%. Отсюда можно сделать вывод, что численность занятых мужчин уменьшилась на 0,4%, соответственно численность женщин среди занятого населения увеличилась. По данным статистического ежегодника просматривается тенденция к увеличению доли занятого населения от общей численности экономически активного населения. общей численности занятых, а женщины -

Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон о занятости населения Республики Беларусь.
Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности.
Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее, из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:
− деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность;
− деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.
Категории занятых граждан, выполняющих оплачиваемую работу:
− работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т. п.;
− самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т. п.;
− избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
− проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства;
− направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.
Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.
К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:
−проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
−обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;
−занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.
К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.
Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.
Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобно влении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем.
Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей - необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом [8].
Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать.
Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу [5].

В целях содействия занятости населения государство осуществляет:

· разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности экономики, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

· правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, а также совершенствование законодательства о занятости населения;

· разработку и реализацию государственной программы содействия занятости населения, координацию ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения;

· развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения [9].

Государство гарантирует безработным:
бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

−выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

−компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

−бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
--содействие в организации предпринимательской деятельности.
При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.
Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.
К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
Проведение эффективной политики на рынке труда означает:
содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
предоставление работы всем желающим;
удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности [5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность понятий занятости и безработицы, их формы, особенности регулирования в странах с развитой рыночной и переходной экономиками.

При написании данной работы были поставлены следующие задачи: раскрыть суть понятий занятости и безработицы, рынка труд, рассмотреть их формы занятости и безработицы; выявить необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой; определить особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь.

В результате написания курсовой работы были выявлены следующие выводы:

1. В результате функционирования экономики происходит фор­мирование определенного уровня и структуры занятости населе­ния, а также безработицы.

2. На динамику занятости влияют демографические, природно-климатические, экономические, социальные организационные, правовые факторы.

3. Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда является одной из важнейших составляющих обще­экономического рыночного механизма. Он представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов).

4. Рынки труда можно классифицировать по критерию пространственной сферы рынка труда, по критерию временных параметров, по степени эластичности, по критерию соотношения спроса и предложения труда, по критерию этапности, по критерию социальной группы.

5. Выделяют три формы занятости: полную, эффективную и рациональную.

Полная занятость существует, когда предложе­ние рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием усло­вий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способ­ности в общественно полезном труде.

Эффективная занятость определяется получением макси­мального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе.

Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессиональ­но-квалификационной структурой работников.

6. Основными направлениями регулирования рынка являются законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях, установление минимально допустимых условий труда и т.д.

7. Во Французской системе регулирования занятости особое место занимает комплекс мер, который предусматривает сокращение рабочей недели, установление лимита сверхурочных часов, определение количества праздничных и отпускных дней, повышение возрастного уровня вступления в состав рабочей силы, понижение пенсионного возраста до 60 лет.

8. В Италии государство принимает конкретные практические меры, направленные на сокращение безработицы и расширение занятости в первую очередь молодёжи.

9. Одним из важных направлений регулирования рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы.

10.Регулирование занятости и безработицы в Республике Беларусь осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.
Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов.
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, и дотаций работодателям.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов.

 

Список использованной литературы:

1. Базылева М.Н., «Новая экономика» и проблемы структурных сдвигов в трудовых отношениях / Базылева М.Н. // Экономика и управление №4 (12) 2007.

2. Булгак С.В., Формализация процессов поиска работы и вторичной занятости в международной практике / Булгак С.В.// Экономика и управление №2 (10) 2007

3. Бусел Н.Н., Рынок труда Республики Беларусь: современное состояние, особенности формирования и функционирования / Бусел Н.Н. // Экономика и управление №2 (14) 2008

4. Журавлёва Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 574 с.

5. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Безработица и занятость в Беларуси. – Режим доступа http://www.gomel-region.by -- Дата доступа 12.10.2009.

6. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / К вопросу о государственном регулировании экономики. – Режим доступа http://www.tisbi.ru – Дата доступа: 15.10.1009

7. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Общая характеристика рынка труда. -- Режим доступ а http://www.LIBRARY.by –Дата доступа: 12.10.2009

8. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Понятие занятости населении. Формы занятости. – Режим доступа http://urist-center.ru -- Дата доступа 03.11.2009

9. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Регулирование и организация занятости населения. – Режим доступа http://www.yurist.by – Дата доступа 15.10.2009

10. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Регулирование рынка труда некоторые результаты сравнительного анализа. – Режим доступа http://www.demoscope.ru – Дата доступа: 15.10.2009

11. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Рынок труда, занятость, безработица. – Режим доступа http://el.tfi.uz/ru -- Дата доступа: 15.10.2009

12. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Рынок труда и его особенности. Понятие и основные категории рынка труда. --Режим доступа http://market-pages.by Дата доступа: 15.10.2009

 

13. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.— М.: Новое знание, 2002. — 462 с.

14. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2008

15. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003 - 192 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...