Особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Формирование рынка труда Республики Беларусь в период трансформации происходило в сложных условиях всеобщего спада производства, инфляции, снижения уровня жизни населения. Этот период трансформации экономики, по мнению В.Н. Шимова, Я.М. Александровича, А.В. Богдановича, можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг. -глубокий затяжной экономический кризис; 1996-2000 гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого развития. В соответствии с методологией Министерства статистики и анализа Республики Беларусь под трудовыми ресурсами понимается «население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов I и II групп, неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях и за выслугу лет), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста». В Республике Беларусь так же, как и в Российской Федерации, Украине, к трудоспособному населению относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет [3, с. 83]. Следует отметить, что наряду с рождаемостью, оказывающей существенное влияние на величину трудовых ресурсов, существуют и такие составляющие, как состояние здоровья, смертность и миграция населения в трудоспособном возрасте. Согласно демографическому прогнозу в 2006-2010 гг. ожидается некоторое сокращение уровня смертности - с 14,5 до 13,7%. Как показывают расчеты, несмотря на наметившуюся тенденцию ее снижения, показатели смертности трудоспособного населения останутся достаточно высокими. В связи с этим общие потери трудоспособного населения вследствие смертности в 2006-2010 гг. составят около 150 тыс. чел.
Следующим важнейшим показателем при оценке ситуации на рынке труда является численность экономически активного населения (приложение А). В соответствии с методологией Министерства статистики и анализа Республики Беларусь под данной категорией понимается «занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости» [3, с. 84]. По данным статистического сборника Республики Беларусь за 2008 год численность экономически активного населения с 1995 по 2008 год возросла на 113,9 тысяч человек или 2,5%. В 2008 году численность экономически активного населения составляла 4638,1 тысяч человек, из которых занятыми считаются 4594,4 тысяч человек. За 1995−2008 годы численность занятого населения увеличилась на 184,8 тысяч человек (4,2%). 47,7% от общей численности занятого населения в 1995 году − мужчины, 52,3% − женщины. К 2008 году мужчины составляли 47,3% от общей численности занятых, а женщины − 52,7%. Отсюда можно сделать вывод, что численность занятых мужчин уменьшилась на 0,4%, соответственно численность женщин среди занятого населения увеличилась. По данным статистического ежегодника просматривается тенденция к увеличению доли занятого населения от общей численности экономически активного населения. общей численности занятых, а женщины - Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон о занятости населения Республики Беларусь.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобно влении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем. В целях содействия занятости населения государство осуществляет: · разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности экономики, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;
· правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, а также совершенствование законодательства о занятости населения; · разработку и реализацию государственной программы содействия занятости населения, координацию ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения; · развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения [9]. Государство гарантирует безработным: −выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; −компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность; −бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность понятий занятости и безработицы, их формы, особенности регулирования в странах с развитой рыночной и переходной экономиками. При написании данной работы были поставлены следующие задачи: раскрыть суть понятий занятости и безработицы, рынка труд, рассмотреть их формы занятости и безработицы; выявить необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой; определить особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь. В результате написания курсовой работы были выявлены следующие выводы: 1. В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости населения, а также безработицы. 2. На динамику занятости влияют демографические, природно-климатические, экономические, социальные организационные, правовые факторы. 3. Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда является одной из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма. Он представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов). 4. Рынки труда можно классифицировать по критерию пространственной сферы рынка труда, по критерию временных параметров, по степени эластичности, по критерию соотношения спроса и предложения труда, по критерию этапности, по критерию социальной группы. 5. Выделяют три формы занятости: полную, эффективную и рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников. 6. Основными направлениями регулирования рынка являются законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях, установление минимально допустимых условий труда и т.д. 7. Во Французской системе регулирования занятости особое место занимает комплекс мер, который предусматривает сокращение рабочей недели, установление лимита сверхурочных часов, определение количества праздничных и отпускных дней, повышение возрастного уровня вступления в состав рабочей силы, понижение пенсионного возраста до 60 лет. 8. В Италии государство принимает конкретные практические меры, направленные на сокращение безработицы и расширение занятости в первую очередь молодёжи. 9. Одним из важных направлений регулирования рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы. 10.Регулирование занятости и безработицы в Республике Беларусь осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные. К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Список использованной литературы: 1. Базылева М.Н., «Новая экономика» и проблемы структурных сдвигов в трудовых отношениях / Базылева М.Н. // Экономика и управление №4 (12) 2007. 2. Булгак С.В., Формализация процессов поиска работы и вторичной занятости в международной практике / Булгак С.В.// Экономика и управление №2 (10) 2007 3. Бусел Н.Н., Рынок труда Республики Беларусь: современное состояние, особенности формирования и функционирования / Бусел Н.Н. // Экономика и управление №2 (14) 2008 4. Журавлёва Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 574 с. 5. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Безработица и занятость в Беларуси. – Режим доступа http://www.gomel-region.by -- Дата доступа 12.10.2009. 6. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / К вопросу о государственном регулировании экономики. – Режим доступа http://www.tisbi.ru – Дата доступа: 15.10.1009 7. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Общая характеристика рынка труда. -- Режим доступ а http://www.LIBRARY.by –Дата доступа: 12.10.2009 8. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Понятие занятости населении. Формы занятости. – Режим доступа http://urist-center.ru -- Дата доступа 03.11.2009 9. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Регулирование и организация занятости населения. – Режим доступа http://www.yurist.by – Дата доступа 15.10.2009 10. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Регулирование рынка труда некоторые результаты сравнительного анализа. – Режим доступа http://www.demoscope.ru – Дата доступа: 15.10.2009 11. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Рынок труда, занятость, безработица. – Режим доступа http://el.tfi.uz/ru -- Дата доступа: 15.10.2009 12. Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Рынок труда и его особенности. Понятие и основные категории рынка труда. --Режим доступа http://market-pages.by – Дата доступа: 15.10.2009
13. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.— М.: Новое знание, 2002. — 462 с. 14. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2008 15. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003 - 192 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|