Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй шаг. Станьте наблюдателем




Второй шаг. Станьте наблюдателем

Как только вы обособились от драмы эмоционального шантажа, то можете собирать информацию, которая подска­жет, как отвечать шантажисту. В течение времени, на которое вы отсрочили принятие решения, вам необходимо стать сто­ронним наблюдателем себя и шантажиста.

Используйте визуализацию

Чтобы вам было легче это сделать, рекомендую такое уп­ражнение: представьте прозрачный лифт пятидесятиэтажной обзорной башни. Вы стоите в лифте на первом этаже, и он начинает медленно подниматься вверх. Когда вы смотрите на нижние этажи, сначала вам трудно что-нибудь разглядеть из-за клубящегося внизу тумана. Время от времени клочья тума­на расходятся, и можно разобрать силуэты предметов и лю­дей, но они едва различимы и постоянно скрываются в тума­не. Это область чистых эмоций и инстинктивных ощущений, которые вызывает в нас эмоциональный шантажист.

По мере того как лифт поднимается, туман остается внизу и вид становится все яснее. Когда вы поднимаетесь на по­следний этаж и перед вами открывается широкий обзор, вы замечаете, что туман, который прежде скрывал все вокруг, ограничен только подножием башни. То, что виделось все­объемлющим, оказалось крохотным пятном, небольшой ча­стью общей картины. Лифт поднял вас на другой уровень — область умозаключений, восприятия и объективности. Вый­дите из кабины на обзорную площадку. Насладитесь спокой­ствием и ясностью. Помните, что у вас всегда есть доступ в это место.

Путешествие с уровня ощущений на уровень разума очень полезно, когда вы находитесь под давлением шантажа, пото­му что мы легко попадаемся в капкан страхов, обязательств и чувства вины. Я не прошу отстраниться от своих чувств, про­сто прошу вас добавить к мешанине чувств восприятие и рас­судок, чтобы вами управляли не только эмоции. Как интел­лект, так и эмоции могут содержать большое количество ин­формации, поэтому нужно создать взаимный обмен между этими двумя составляющими. Цель — получить возможность и думать, и чувствовать одновременно, а не только барахтать­ся в одних эмоциях. Когда шантаж накаляется, вам необхо­дима перспектива обзорной башни.

Что происходит в действительности?

Найдите время в одиночестве подумать о требованиях шан­тажиста, играя роль наблюдателя. Чувства останутся с вами, но, не обращая на них внимания, изучите ситуацию с помощью разума. Задайте себе вопрос: «Что происходит? » Хорошей иде­ей будет записать ответы на приведенные ниже вопросы. Пусть вся информация ляжет на бумагу, это поможет вам соблюдать эмоциональную дистанцию. Если не хотите записывать, мож­но проанализировать ситуацию в уме. В любом случае ответы на эти вопросы дадут вам относительную ясность.

Итак, сделайте шаг назад и пристально посмотрите на тре­бование.

1. Что хочет ваш оппонент?

2. Как было предъявлено требование — любовно, угро­жающе, с нетерпением? Используйте собственное опи­сание, которое подходит к вашей ситуации.

3. Что сделал шантажист, когда вы не согласились немед­ленно выполнить его требование? Здесь нужно учитывать выражение лица, тон голоса, язык телодвижений. Будьте как можно более конкретными. Где были глаза шантажи­ста? Что делали его руки? Где он стоял, когда разговари­вал с вами? Как жестикулировал? Каким голосом говорил? Каков был общий эмоциональный тон? Опишите слова­ми ту картинку, которая осталась у вас в уме.

Вот какие заметки сделала Пэтти после недавнего разго­вора с Джо.

«Он отдалялся, дулся, вел себя очень обиженно. Его поза и язык телодвижений говорили о том, как он печален и разо­чарован. Скрестив руки на груди и не отводя глаза, часто вздыхал, трогал ворс на свитере и говорил жалобным, скуля­щим голосом. Потом встал, хлопнул дверью и включил радио в спальне».

 

Теперь оцените вашу реакцию на требования.

 

1. Что вы думаете

Запишите, какие мысли приходят вам в голову, обращая особое внимание на повторяющиеся или навязчивые мысли. Это даст вам ценную информацию о взглядах, которые сфор­мировались у вас за долгие годы. Самые распространенные взгляды у жертв шантажа следующие:

• Это ничего, что я даю больше, чем получаю.

• Если я люблю человека, я отвечаю за то, чтобы он был счастлив.

• Любящий человек должен делать счастливым предмет своей любви.

• Если я сделаю то, что действительно хочу сделать, мой оппонент будет считать меня эгоистичной личностью.

• Худшее для меня — быть отвергнутым.

• Если никто не может решить проблему, ее должен ре­шить я.

• Мой оппонент умнее или сильнее меня.

• Я не умру, если это сделаю, потому что это действитель­но нужно сделать.

• Потребности и чувства других людей важнее моих.

Какое из этих утверждений кажется вам правильным? Ка­кое из них ближе всего? Задайте себе вопрос: «Откуда я это узнал и как долго в это верил? »

Ни одно из этих утверждений не является правильным, тем не менее мы держимся за них, потому что принимали их на протяжении многих лет. Как я уже говорила, мы часто счита­ем, что добровольно выбрали эти взгляды, однако они вну­шались нам на разных стадиях жизни людьми, имевшими на нас непосредственное влияние, — родителями, учителями, на­ставниками, близкими друзьями. Перед лицом эмоциональ­ного шантажа важно идентифицировать собственные взгля­ды, потому что они определяют наши чувства.

Чувства — не эфемерные, независимые силы, как нам не­редко представляется. Они являются реакцией на наши мыс­ли. Почти каждое тревожное, печальное, пугающее чувство или чувство вины, появляющееся в процессе эмоционального шан­тажа, основано на негативных или ошибочных взглядах о соб­ственной неадекватности, неспособности любить или безответ­ственности по отношению к окружающим. Эти взгляды — ис­точники наших чувств. Следовательно, наше поведение — это попытка успокоить неприятные чувства, возникшие из таких взглядов. Итак: чтобы изменить защитную модель поведения, нужно начинать с основного элемента — со своих взглядов.

Когда Ив с чувством вины, вызванным Элиотом, бросает курсы, она действует из убеждения, что его чувства важнее ее чувств. Вначале идет убеждение: другой человек важнее, чем я, и то, чего я хочу, не имеет значения. Из убеждения вытека­ют чувство вины, обязательства, жалость. И наконец следует поступок — уход с курсов.

Известно, что на настроение в той же степени влияют хи­мические реакции в мозге, как и жизненные события, но даже люди, страдающие постоянными депрессиями и состояния­ми тревоги в результате биохимических нарушений, могут обо­стрить эти состояния самоуничижительными взглядами. Рас­крытие ваших самых глубоких убеждений поможет лучше уз­нать, почему вы чувствуете так, а не иначе. А после этого вы начнете понимать, как эти взгляды и чувства становятся ка­тализаторами защитных моделей поведения, подготавливаю­щих почву для конформизма и уступчивости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...