Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава девятая. ВРЕМЯ РЕШЕНИЙ. Три категории требований. Несущественное требование. Процесс анализа




Глава девятая. ВРЕМЯ РЕШЕНИЙ

В прошлом вы, как правило, отвечали на безотлагатель­ную необходимость или желание другого человека автома­тическим подчинением — почти рефлекторной реакцией на давление. Но теперь, когда у вас есть некоторое время для принятия решения, вы можете себе позволить обдумать, чего хотите вы. Я не могу принимать за вас решения, но го­това помочь вам задать себе несколько вопросов по суще­ству и внимательно обдумать, нужно ли вам соглашаться или следует продолжать сопротивляться. После этого я по­кажу вам мощные и эффективные способы представить свое решение шантажисту и справиться с его реакцией в соот­ветствии со своим выбором.

Три категории требований

Для начала я хочу, чтобы вы вспомнили требование шан­тажиста и ответили на несколько вопросов, касающихся это­го требования. Запишите ответы, не рецензируя их. Если из­мените точку зрения, добавьте, удалите или расширьте свой первоначальный ответ.

• Есть ли что-то в этом требовании, что заставляет меня испытывать неудобство? Если есть, то что?

• Какая часть требования меня устраивает, а какая нет?

• Может ли это требование причинить мне ущерб?

• Может ли это требование причинить кому-либо ущерб?

• Учитывает ли это требование мои желания и чувства?

• Есть ли что-то в этом требовании, что заставляет меня испытывать страх, обязательства или чувство вины? Если есть, то что?

• Что я буду иметь в результате?

Вы заметите, что если рассматривать отдельные компонен­ты требования, можно вполне принять все, кроме одного или двух. Например, ваш муж настаивает на путешествии по стра­не, чтобы навестить своих родителей, что вы с радостью сде­лали бы, если бы не напряженное положение на работе, кото­рое вам мешает выполнить все требование. Это важные све­дения, которые нужно учесть при подготовке ответа.

Если ответите «да» на запрещающий вопрос, может ли это требование причинить ущерб вам или кому-то еще, то, веро­ятно, почувствуете тревогу. Это действует ваш барометр це­лостности, предупреждая о надвигающейся буре.

Если посмотрите на свои ответы, то обнаружите, что боль­шая часть требований подпадает под одну из трех категорий.

1. Требование несущественно.

2. Требование затрагивает важные вопросы, поэтому под угрозу может быть поставлена ваша целостность.

3. Требование касается жизненно важных проблем, по­этому уступка навредит вам или окружающим.

Разумеется, что для каждой категории требуются разные решения и разные реакции; в следующем разделе я помогу вам оценить свои ответы и рассмотреть варианты каждого из них.

 

Несущественное требование

Маловажные решения приходится принимать каждый день в большинстве взаимоотношений. Мы решаем вопросы о стоимости покупок и времени их приобретения, о том, где про­вести отпуск, сколько минут или часов уделить другу или парт­неру, как совместить служебные и семейные дела. Эти вопро­сы не относятся к жизненно важным, и обычно несогласие в этих областях не воспринимается достаточно остро. Незави­симо от решения никто не пострадает, и причиной трений, как правило, является метод давления шантажиста, а не со­держание требования. Некоторые из нас в этой категории ав­томатически уступают шантажисту, считая, что тут нет ника­кого вреда. Требование несущественное. Ерунда.

Но будьте осторожны. Я настоятельно рекомендую уб­рать слово автоматически из всех отношений с эмоциональ­ным шантажистом. Каким бы незначительным ни было тре­бование, изучите его, особенно способ, каким оно было пред­ставлено. В результате вы получите ясное представление о той части проблемы, которая вас беспокоит, если таковая имеется, и рассмотрите требование с точки зрения отноше­ний в целом.

Процесс анализа

Когда Ли, биржевой брокер, чья мать Эллен постоянно ис­пользовала негативные сравнения, сказала, что испытывает затруднения на работе и поэтому с тревогой ждет обеда с ма­терью, на котором та настаивала, я попросила Ли проанали­зировать требования своей матери.

— Не стоит, Сюзан, — ответила Ли. — Это смешно. Ну и что из того, что я устала? Это всего лишь обед. Он меня не убьет.

— Просто пройдитесь по списку, — сказала я ей. — Неиз­вестно, что вы обнаружите.

— Хорошо, — неохотно согласилась она. — Это будет бы­стро. Единственное, что обеспокоило меня в предложении мамы, — это то, что когда я сказала, что устаю на работе, она ответила, что Каролина всегда находила для нее время. Я не возражаю против того, чтобы мама выговорилась, а спраши­вать, повредит ли это кому-нибудь, просто неразумно — ко­нечно, не повредит. Беспокоится ли она о том, как я себя чув­ствую? Ну, не совсем, но ведь это же просто обед. Почему я должна противиться? Заставляет ли она чувствовать страх? Нет. Обязательство? Что-то вроде. Вину? Немного. Ну и что из того? Я, наверное, пойду к ней и буду рада — верите или нет, но нам нравится вместе проводить время. А что я получу в результате?.. Сделаю ей приятное и буду этому рада.

Я спросила Ли, как она себя чувствовала, отвечая на эти вопросы.

— Немного сжимало шею и подбородок, — ответила она.

Из прежней работы по наблюдению она знала, что места,

в которых она испытывает напряжение, когда сердится, — сиг­нал к тому, чтобы обратить внимание.

В отличие от преувеличенной реакции многих шантажи­стов, которую мы наблюдали в пятой главе, многие жертвы эмоционального шантажа — например, Ли — имеют склон­ность преуменьшать реакцию. Это означает, что они часто недооценивают чувство неудобства, отрицая свое беспокой­ство и путем рационалистических объяснений убеждая себя, что их возражения на требования других людей не имеют под собой почвы.

Я предложила Ли в процессе анализа требования своей ма­тери задать себе несколько дополнительных вопросов и таким образом облегчить понимание своей реакции на шантаж. Я, конечно же, не рекомендую изучать под микроскопом каждое действие в любых отношениях — не нужно подробно разби­рать все подряд, чтобы убрать из поведения спонтанность. Но если в отношениях вы чувствуете дискомфорт и ощущаете дав­ление, важно использовать более критический подход. Если думаете, что можете преуменьшать реакцию, предлагаю задать себе следующие вопросы:

• Не здесь ли формируется стереотип реакции?

• Не возникает ли у меня привычка говорить: «Ерунда», «Нет проблем» или «Мне все равно»?

• Если бы все зависело только от меня, что бы я сделал?

• Не говорит ли мне тело что-то другое по сравнению с разумом? (Например, если вы думаете: «Это всего лишь кино — я не хочу идти, но пойду», но вдруг замечаете, что у вас началась изжога. )

Если вы положительно ответили на эти вопросы, пора на­стоять на своем и выразить собственные желания. Вы можете дать положительный ответ, но вам нужно определить элемен­ты требования, которые вам неприятны, и, возможно, расска­зать о них оппоненту. Позвольте себе сказать: «Я не хочу» или «Мне это не нравится» — без подробных объяснений причин. Не сомневайтесь в своем праве дать отрицательный ответ на что-то, что кажется несущественным. Отстаивание своей точ­ки зрения даже по маловажным вопросам даст возможность приобрести навыки, которые требуются, чтобы настоять на своем, когда ставки будут гораздо выше.

Имейте в виду, что иногда наибольшие возражения мо­жет вызывать способ, которым представлено требование. Не­редко именно он является сущностью требования, поэтому его нельзя игнорировать. Ли сказала:

Мне все равно — правда! — обедать или не обедать с ма­мой. Что меня раздражает, так это способ, которым она заставляет меня согласиться. Ненавижу, когда меня срав­нивают с Каролиной. Мне хочется, чтобы она прекратила это делать.

 

Давление, которое используют шантажисты, может быть оскорбительным, раздражающим или унижающим, поэтому нужно не игнорировать его, не преуменьшать только потому, что требование кажется несущественным и вы готовы его вы­полнить. В случае с Ли самым важным было привлечь внима­ние матери к тому, что негативные сравнения обижали дочь. Да, она могла пообедать с Эллен, потому что само по себе это действие не представляло собой проблемы, но Ли нужно было объяснить матери, что просить следует, не прибегая к эмоци­ональному шантажу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...