Плательщики налога на доходы физических лиц
Как рассчитать налог на доходы физических лиц?
Введение 1. Плательщики налога на доходы физических лиц 2. Понятие налога на доходы физических лиц 2.1. Доходы облагаются по разным ставкам: схема определения величины налога на доходы 2.2. Как платит налог на доходы физических лиц налоговый агент 2.3. Дата получения дохода 2.4. Зарплата начислена в 2000 году, а выдана в 2001 году: проблемы переходного периода 3. Объект налогообложения - полученный доход 3.1. Доходы по авторским и смежным правам 3.2. Доходы, полученные от членов семьи 3.3. Доходы получены в виде материальной выгоды 3.3.1. Материальная выгода от экономии на процентах 3.3.2. Материальная выгода от приобретения товаров 3.3.3. Материальная выгода от приобретения ценных бумаг 3.4. Доходы получены в натуральной форме 3.5. Доходы получены по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения 3.6. Дивиденды и проценты 3.7. Доходы иностранных граждан 3.8. Доходы от выигрышей 3.9. Доход в виде пособия по больничному листу 4. Налоговые вычеты 4.1. Стандартные налоговые вычеты 4.2. Социальные налоговые вычеты
4.3. Имущественные налоговые вычеты 4.4. Профессиональные налоговые вычеты 4.4.1. Вычеты для индивидуальных предпринимателей 4.4.2. Вычеты для получающих доходы по договорам гражданско-правового характера 4.4.3. Вычеты для авторов 5. Что не облагается налогом на доходы физических лиц 5.1. Доходы социального, гуманитарного и благотворительного характера 5.2. Доходы, связанные с профессиональной и общественной деятельностью 5.3. Доходы, связанные с предпринимательской деятельностью 5.4. Процентные доходы и доходы от участия в других организациях 5.5. Доходы, частично освобождаемые от налогообложения 5.6. Прочие доходы 6. Налоговая отчетность 7. Правила перечисления (уплаты) налога в бюджет 8. Устранение двойного налогообложения Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4.
Введение
В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. До 1 января 2001 года он назывался подоходным налогом. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ с 1 января 2001 года введена в действие глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (до 1 января 2002 года действует только часть 3 статьи 12 этого закона - в части продажи ценных бумаг).
При этом изменилось не только название налога. С 1 января 2001 года изменились также порядок определения налогооблагаемого дохода, правила исчисления и удержания налога, определение даты получения дохода. Значительно снизились ставки налога, изменились размеры налоговых вычетов, отменены некоторые ранее действовавшие льготы и установлены новые. Налоговый кодекс является законодательным актом прямого действия. Это означает, что он не требует издания дополнительных разъяснительных инструкций. Министерство по налогам и сборам России приказом от 29 ноября 2000 г. N БГ-3-08/415 утвердило Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации для налоговых органов). В связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ, МНС РФ своим приказом от 5 марта 2001 г. N БГ-3-08/73 также внесло соответствующие поправки в Методические рекомендации. Изданный МНС РФ документ предназначен для налоговых служб и является внутриведомственным документом, обязательным для применения налоговыми органами России. Регистрации в Минюсте он не подлежит. При оформлении актов налоговых проверок налоговые органы не вправе ссылаться на тот или иной пункт Методических рекомендаций. Однако налогоплательщикам полезно с ними ознакомиться, чтобы знать позицию налоговых органов в толковании положений Налогового кодекса. Кроме того, документ действительно носит прикладной характер. Он содержит практические советы и примеры, иллюстрирующие нормы, установленные в законодательном акте. Рекомендации также разъясняют обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов, возложенные на них налоговым законодательством.
Плательщики налога на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц уплачивают физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации, или не являются, но получают доходы от источников в РФ.
Понятие "физическое лицо" как другое название понятия "гражданин" введено Гражданским кодексом РФ (глава 3). К "физическим лицам" в терминах Налогового кодекса РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.11). В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ). Понятие "налоговый резидент" закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой им является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются: - граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ; - иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации; - иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Для этого они должны быть зарегистрированы в установленном порядке по месту проживания на территории РФ и состоять на 1 января 2001 года в трудовых отношениях с какими-либо организациями. Такими организациями могут быть филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в РФ свыше 183 дней.
Если иностранное физическое лицо, временно пребывающее на территории РФ, в течение календарного года прекращает трудовые отношения с налоговым агентом и выезжает за пределы Российской Федерации до истечения 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13%, а 30%). Аналогичная ситуация может возникнуть и с российским гражданином, который выехал за границу в служебную командировку, на отдых или лечение и пробыл там более 183 дней по совокупности в течение календарного года, либо выехал на постоянное место жительства за границу до истечения 183 дней пребывания в России в календарном году. Для правильного определения срока пребывания гражданина на территории страны необходимо руководствоваться статьей 6.1 НК РФ. Согласно данной статье, течение срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Течение срока нахождения физического лица за пределами территории РФ начинается со следующего дня после его отъезда за пределы РФ. Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Для граждан РФ таким документом является загранпаспорт гражданина РФ образца 1997 года или загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г., служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства - их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве. При этом иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, могут въезжать на территорию РФ и выезжать с территории РФ при наличии российской визы. Если отметки пропускного пункта в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания гражданина на территории РФ. Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится: - на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в текущем календарном году; - на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина; - на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы российской Федерации.
Пример 1 Гражданин РФ работает в российской организации. 29 января 2001 года он был направлен в служебную загранкомандировку. В загранпаспорте проставлена дата выезда за пределы территории РФ - "29.01.01". Вернулся гражданин в Россию 6августа 2001 года, в паспорте проставлена дата пересечения границы: "06.08.01". Отсчет дней пребывания за пределами территории РФ начинается с 30 января 2001 года и заканчивается 5 августа 2001 года. Этот период составляет 188 дней. На территории РФ гражданин находился в 2001 году 177 дней (365 - 188), то есть меньше 183 дней, поэтому он не признается налоговым резидентом РФ.
Пример 2 Гражданин РФ работает в российской организации. В течение календарного года продолжительностью 365 дней он три раза направлялся в служебные загранкомандировки сроком на 100 дней, 20 дней и 40 дней, всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней (100 + 20 + 40). Кроме того, гражданин выезжал на лечение за границу на срок 24 дня. В общей сложности гражданин провел за границей 184 дня (160 + 24), а на территории РФ - 181 день (365 - 184), то есть менее 183 дней. Таким образом, гражданин не признается налоговым резидентом Российской Федерации.
Пример 3 Гражданин РФ работает на российском предприятии и получает доход в виде заработной платы. 28 апреля 2001 года он уезжает на постоянное место жительства в Литву. Период пребывания российского гражданина на территории РФ в течение 2001 года составит 115 дней. Следовательно, гражданин не является налоговым резидентом РФ. К каким же налоговым последствиям приведут ситуации, описанные в примерах 1, 2 и 3, в свете нового налогового законодательства? Статьей 224 главы 23 НК РФ установлена ставка для налогообложения любых доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами от российских источников, в размере 30 процентов. При этом не имеет значения, во исполнение каких отношений налогоплательщика с налоговым агентом произведена выплата доходов. Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, не уменьшаются на стандартные вычеты при исчислении налога на эти доходы. Поэтому бухгалтерия российской организации, установив, что ее работник в отчетном налоговом периоде имеет статус налогового нерезидента, должна пересчитать налог на доходы последнего по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов.
Пример 4 Российская организация имеет разрешение Федеральной миграционной службы России на привлечение иностранных работников и заключает трудовые контракты с иностранными гражданами на календарный год. Налог на доходы иностранных работников российская организация должна исчислять с 1 января 2001 года по ставке 13 процентов с предоставлением стандартных вычетов. При этом контракт должен предусматривать, что в 2001 году работник проработает в организации не менее 183 дней. Рассмотрим два варианта: 1) контракт с гражданином Казахстана заключен с 1 ноября 2000 года по 31 октября 2001 года. В 2001 году гражданин будет находиться на территории России в течение 304 дней. В таком случае он признается налоговым резидентом РФ с 1 января 2001 года; 2) контракт с гражданином Латвии заключен с 1 апреля 2000 года по 31 марта 2001 года. Далее контракт не продляется, и гражданин выезжает за пределы территории России. В 2001 году гражданин, находясь на территории РФ 90 дней, то есть менее 183 дней, не будет признан налоговым резидентом РФ.
Пример 5 Иностранный гражданин работает в постоянном представительстве инофирмы, находящейся в Российской Федерации. По итогам 2001 года он не может быть признан налоговым резидентом РФ. Однако доходы, полученные им от работы в представительстве, подлежат обложению налогом на основании статьи 208 НК РФ как доходы от источников в Российской Федерации. Ставка налога в данном случае будет составлять 30 процентов. Отметим, что ранее, согласно Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц", указанные доходы рассматривались как доходы, полученные от источников за пределами Российской Федерации, и по российскому законодательству не подлежали налогообложению.
Пример 6 Российская организация арендует у гражданина Украины принадлежащую ему квартиру в Москве. Гражданин-арендодатель постоянно проживает на Украине. Он не является налоговым резидентом РФ, поэтому российская организация при перечислении (выплате) ему арендной платы должна удерживать из его дохода в виде арендной платы и перечислять в бюджет налог по ставке 30 процентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|