Индикаторы силы и слабости нервных процессов, проявляющиеся в профессиональной деятельности
Индикаторы силы и слабости нервных процессов, проявляющиеся в профессиональной деятельности (Интерпретация к методике Ильина – теппинг – тест, см. приложение) Характерные реакции, психологические и поведенческие особенности сильного типа нервных процессов: * высокий уровень работоспособности нервных клеток, выносливость, * постепенное вхождение в работу, «раскачка» в начале занятия, * выполнение заданий и видов работы от легких к более трудным, * вторая половина рабочего дня, как правило, более продуктивна, * малая подверженность утомлению, * хорошая помехоустойчивость, быстрое переключение внимания и переход от одного вида деятельности к другому, * хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации, * конспективный характер письменной речи, * предпочтение устной речи письменному изложению текстов и мыслей, * хорошо развита механическая память, что позволяет быстро запомнить информацию, но надежность ее запоминания невысока, * достаточно быстро воспроизводят новую, вновь полученную информацию, * высокие пороги чувствительности, в том числе и к педагогическому воздействию, * в ситуации стресса или напряжения наблюдается некоторое расширение объема умственной деятельности, * преобладает мотивация достижения, * стремление к лидерским позициям и деятельности с повышенной ответственностью. * способность выполнять параллельно несколько дел.
Лица с сильным типом нервной системы более адаптированы к динамичной трудовой деятельности и учебному процессу, хотя эта группа неоднородна.
Особенности проявления подвижных и инертных свойств нервной системы в профессиональной деятельности
* Усвоение и выполнение заданий подвижными людьми осуществляется быстрее, чем инертными, особенно при первом предъявлении; по мере повторения действий различия уменьшаются, становясь несущественными. * Ошибки и пропуски элементов работы из-за тенденции быстрее выполнить работу – у подвижных; и пунктуальность, тщательность выполнения заданий инертных в ущерб скорости.
* Необходимость в значительных по времени подготовительных и ориентировочных действиях (знакомство с инструкцией, содержанием задания, организацией рабочего места и др. ) у людей с инертными нервными процессами. Для подвижных свойственны меньшие затраты времени на ориентировочно-познавательные действия, чем исполнительные.
Перечисленные различия обусловлены компенсацией инертными людьми своих ограниченных скоростных моторных возможностей более развитой и систематичной ориентировочно-познавательной и трудовой деятельностью. Подвижным, обычно, в большей степени удается использовать преимущества своего природного типа, чем инертным. Но, если вид деятельности и профессия выбраны с учетом индивидуальных особенностей нейродинамики, то работа может быть весьма эффективной, реализующей наиболее адаптивные способы профессионального самовыражения.
Характерные реакции, психологические и поведенческие особенности слабого типа нервных процессов: * низкий уровень работоспособности нервных клеток, быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах, * быстрое вхождение в работу, * первая половина рабочего дня, как правило более продуктивна, * повышенная потребность в тишине и уединении при выполнении ответственных, требующих сосредоточенности заданий, * низкий уровень стрессоустойчивости и помехоустойчивости, * продолжительная переключаемость с одного в вида деятельности на другой,
* низкая адаптивность в непривычной обстановке, * преобладание в письменной речи сложных конструкций, * предпочтение письменной речи устной, * в структуре памяти преобладает образная, смысловая память, медленней скорость воспроизведения, но прочность запоминания выше, * высокая чувствительность нервных процессов, тонкая наблюдательность, впечатлительность, сензитивность, * сужение умственной деятельности и увеличение продолжительности выполнения работы в ситуации стресса, конфликта, * ведущая мотивация – избегание неуспеха. * пессимистичны, избегают выполнять продолжительные действия, предпочитают выполнять легкие, не слишком захватывающие действия, * -стараются приступать к новому заданию, завершив предыдущее.
Характеристики темперамента относительно трудовой деятельности В профессиональной и учебной деятельности необходимо, с одной стороны, учитывать перечисленные выше особенности проявления свойств нервной системы, а с другой стороны, целесообразно создавать оптимальные условия и формировать навыки адаптивного поведения в конкретной производственной или жизненной ситуации.
Холерик Неусидчив, суетлив, нетерпелив, резок и прямолинеен в отношениях с людьми, в работе решителен, инициативен. Способен быстро действовать. Работает рывками, движения резкие, порывистые, речь быстрая, страстная со сбивчивыми интонациями. Неуравновешен и горяч, склонен к риску, при недостаточном самоконтроле - не выдержан, вспыльчив, резок, раздражителен. Склонен к колебаниям настроения. Ощущает необходимость в эмоционально насыщенном общении. Выбор профессии более ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовольствие и оживленность, чем на цели, достигаемые этой деятельностью.
Рекомендуемые виды деятельности: связанные с активными и насыщенными межличностными взаимодействиями; преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия; профессии административная работа, педагог, психолог (при достаточном самоконтроле и среднем уровне возбудимости); врач, актер, менеджер. Этот тип личности оптимально проявляет свои возможности на ниве маркетинга, как популяризатор идей, как личность артистическая, коммуникабельная, умеющая произвести должное впечатление, расположить, убедить, заинтересовать.
В трудовой, учебной, коррекционной и тренинговой работе целесообразно: - использовать склонность к общению, - учитывать потребность в поддержке, одобрении при неудачах, надежной страховке, - обучать и вырабатывать один т тот же навык или умение, используя различные упражнения и задания, - чередовать виды деятельности, - развивать ловкость, координацию, внимательность, - формировать навыки спокойных, обдуманных действий, нерезких движений, сосредоточенности на собственных действиях, - планомерности, последовательности; - обучать техникам саморегуляции психоэмоционального состояния, - общаться спокойным негромким голосом, - склонность к аффектам реализовывать в двигательной активности, где проявляется свойственная темпераменту быстрота действий, порывистость, возбудимость.
Не рекомендуемые виды деятельности: требующие усидчивости, точности, внимания к деталям, аккуратности; профессии – портной, программист, переводчик иностранных текстов, сборщик часов, радиомонтажник, чертежник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|