Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индикаторы силы и слабости нервных процессов, проявляющиеся в профессиональной деятельности




Индикаторы силы и слабости нервных процессов, проявляющиеся в профессиональной деятельности

(Интерпретация к методике Ильина – теппинг – тест, см. приложение)

Характерные реакции, психологические и поведенческие особенности сильного типа нервных процессов:

* высокий уровень работоспособности нервных клеток, выносливость,

* постепенное вхождение в работу, «раскачка» в начале занятия,

* выполнение заданий и видов работы от легких к более трудным,

* вторая половина рабочего дня, как правило, более продуктивна,

* малая подверженность утомлению,

* хорошая помехоустойчивость, быстрое переключение внимания и переход от одного вида деятельности к другому,

* хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации,

* конспективный характер письменной речи,

* предпочтение устной речи письменному изложению текстов и мыслей,

* хорошо развита механическая память, что позволяет быстро запомнить информацию, но надежность ее запоминания невысока,

* достаточно быстро воспроизводят новую, вновь полученную информацию,

* высокие пороги чувствительности, в том числе и к педагогическому воздействию,

* в ситуации стресса или напряжения наблюдается некоторое расширение объема умственной деятельности,

* преобладает мотивация достижения,

* стремление к лидерским позициям и деятельности с повышенной ответственностью.

* способность выполнять параллельно несколько дел.

 

Лица с сильным типом нервной системы более адаптированы к динамичной трудовой деятельности и учебному процессу, хотя эта группа неоднородна.

 

Особенности проявления подвижных и инертных свойств нервной системы в профессиональной деятельности

* Усвоение и выполнение заданий подвижными людьми осуществляется быстрее, чем инертными, особенно при первом предъявлении; по мере повторения действий различия уменьшаются, становясь несущественными.

* Ошибки и пропуски элементов работы из-за тенденции быстрее выполнить работу – у подвижных; и пунктуальность, тщательность выполнения заданий инертных в ущерб скорости.

 

* Необходимость в значительных по времени подготовительных и ориентировочных действиях (знакомство с инструкцией, содержанием задания, организацией рабочего места и др. ) у людей с инертными нервными процессами. Для подвижных свойственны меньшие затраты времени на ориентировочно-познавательные действия, чем исполнительные.

 

Перечисленные различия обусловлены компенсацией инертными людьми своих ограниченных скоростных моторных возможностей более развитой и систематичной ориентировочно-познавательной и трудовой деятельностью. Подвижным, обычно, в большей степени удается использовать преимущества своего природного типа, чем инертным. Но, если вид деятельности и профессия выбраны с учетом индивидуальных особенностей нейродинамики, то работа может быть весьма эффективной, реализующей наиболее адаптивные способы профессионального самовыражения.

 

Характерные реакции, психологические и поведенческие особенности слабого типа нервных процессов:

* низкий уровень работоспособности нервных клеток, быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах,

* быстрое вхождение в работу,

* первая половина рабочего дня, как правило более продуктивна,

* повышенная потребность в тишине и уединении при выполнении ответственных, требующих сосредоточенности заданий,

* низкий уровень стрессоустойчивости и помехоустойчивости,

* продолжительная переключаемость с одного в вида деятельности на другой,

* низкая адаптивность в непривычной обстановке,

* преобладание в письменной речи сложных конструкций,

* предпочтение письменной речи устной,

* в структуре памяти преобладает образная, смысловая память, медленней скорость воспроизведения, но прочность запоминания выше,

* высокая чувствительность нервных процессов, тонкая наблюдательность, впечатлительность, сензитивность,

* сужение умственной деятельности и увеличение продолжительности выполнения работы в ситуации стресса, конфликта,

* ведущая мотивация – избегание неуспеха.

* пессимистичны, избегают выполнять продолжительные действия, предпочитают выполнять легкие, не слишком захватывающие действия,

* -стараются приступать к новому заданию, завершив предыдущее.

 

Характеристики темперамента относительно трудовой деятельности

В профессиональной и учебной деятельности необходимо, с одной стороны, учитывать перечисленные выше особенности проявления свойств нервной системы, а с другой стороны, целесообразно создавать оптимальные условия и формировать навыки адаптивного поведения в конкретной производственной или жизненной ситуации.

 

Холерик

Неусидчив, суетлив, нетерпелив, резок и прямолинеен в отношениях с людьми, в работе решителен, инициативен. Способен быстро действовать. Работает рывками, движения резкие, порывистые, речь быстрая, страстная со сбивчивыми интонациями. Неуравновешен и горяч, склонен к риску, при недостаточном самоконтроле - не выдержан, вспыльчив, резок, раздражителен. Склонен к колебаниям настроения. Ощущает необходимость в эмоционально насыщенном общении. Выбор профессии более ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовольствие и оживленность, чем на цели, достигаемые этой деятельностью.

 

Рекомендуемые виды деятельности:

связанные с активными и насыщенными межличностными взаимодействиями; преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия;

профессии административная работа, педагог, психолог (при


достаточном самоконтроле и среднем уровне возбудимости); врач, актер, менеджер.

Этот тип личности оптимально проявляет свои возможности на ниве маркетинга, как популяризатор идей, как личность артистическая, коммуникабельная, умеющая произвести должное впечатление, расположить, убедить, заинтересовать.

 

В трудовой, учебной, коррекционной и тренинговой работе целесообразно:

- использовать склонность к общению,

- учитывать потребность в поддержке, одобрении при неудачах, надежной страховке,

- обучать и вырабатывать один т тот же навык или умение, используя различные упражнения и задания,

- чередовать виды деятельности,

- развивать ловкость, координацию, внимательность,

- формировать навыки спокойных, обдуманных действий, нерезких движений, сосредоточенности на собственных действиях,

- планомерности, последовательности;

- обучать техникам саморегуляции психоэмоционального состояния,

- общаться спокойным негромким голосом,

- склонность к аффектам реализовывать в двигательной активности, где проявляется свойственная темпераменту быстрота действий, порывистость, возбудимость.

 

Не рекомендуемые виды деятельности:

требующие усидчивости, точности, внимания к деталям, аккуратности;

профессии – портной, программист, переводчик иностранных текстов, сборщик часов, радиомонтажник, чертежник.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...