Обработка данных. Код опросника. Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл. Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента
Обработка данных Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакции (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент 3, 2, или 1 балл, затем то же выполнить с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента. Код опросника Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл 1. Экстраверсия 1, 7, 13, 19
25, 31, 37 3 4, 43 2 2 1
2. Ригидность 8, 26, 32 3 2, 14, 20, 38, 44 2 37 2 19, 46 1
3. Эмоц. возбудимость 15, 21, 33, 39, 45 3 3, 9 2 27 1
4. Темп реакций 4, 16, 28, 3 10, 22, 34, 40, 46 2 17, 29, 37 1
5. Активность 5, 11, 17, 23, 29 35, 41, 47 3
10 1 38 1
6. Искренность 30, 36, 42, 48 3 6, 12 2 18, 25, 24 1 23 1
Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента Экстраверсия Ригидность Эмоц. возбуд. Темп реакций Активность Быстрый Высокая Очень высокая 22-26 16-23 18-20 20-22-оч. быстр. 24-26–оч. выс Высокая 17-21 12-15 14-17 14-19-быстрый 21-23–высок. Средняя 12-16 7-11 8-12 9-13-средний 14-20средняя Высокая 7- 11 3-6 4-7 5- 8- медленн. 9-13-низкая Очень высокая 0- 6 0-2 0-3 0-4- оч. медлен. 0- 8-оч. низк. Интроверсия Пластичность Эмоц. уравн.. Медленный Низкая Установите искренность ответов по шкале: высокая 13-20 баллов средняя 8-12 баллов низкая 0- 7 баллов
Затем, руководствуюсь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и укажите в заключении.
Заключение Основные свойства нервной системы – это устойчивые особенности нервной системы, влияющие на индивидуальные психологические особенности человека и проявляющиеся при выполнении им разных видов деятельности. Почему же возникает в некоторых случаях рассогласование между проявлениями основных свойств нервной системы и требованиями трудовой или учебной деятельности? Ведь согласно исследованиям физиологической школы Б. М. Теплова, в природе нет и не может быть «хороших» и «плохих» типов и свойств нервной системы. Сам факт существования индивидов с разными свойствами нервной системы, а значит, и существования их на протяжении всей эволюции человечества, показывают, что все эти свойства обеспечивают человеку возможность адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Каждое свойство, а тем более каждое их сочетание имеет и положительные, и отрицательные психологические проявления. Оценивать их со знаком плюс или минус возможно, только хорошо представляя себе условия жизни и деятельности каждого человека. Так, если индивиды с сильной нервной системой обнаруживают высокую устойчивость в экстремальных ситуациях (аварии, ситуации повышенной ответственности, соревнования, экзамены), то повышенная чувствительность, свойственная людям со слабой нервной системой, помогает им в более глубоком и тонком понимании проблем, более чутком и осторожном отношении к окружающим.
Психологические исследования и наблюдения показали, что не только сам трудовой процесс, т. е. динамика, но и его эффективность подвержены влиянию индивидуально-типологических особенностей личности. Да и как могло бы быть иначе? Те пути, приемы и способы, какими человек добивается результата, так или иначе проявятся в самом результате. Многие специалисты считают, что «слабые» и «инертные» по своим нейродинамическим особенностям чаще относятся к категории неуспевающих и неуспешных в профессиональной деятельности. Действительно, в условиях современной жизни с ее интенсификацией, значительными нагрузками на нервную систему, скорее страдает психическое здоровье именно этих работников, которые не могут противостоять сильным, продолжительным или часто меняющимся раздражителям. Но это не означает, что слабость и инертность нервной системы неизбежно влекут за собой трудности в работе. Компенсировать несоответствие можно, используя принцип согласованности профессионального выбора и условий труда с индивидуальными проявлениями нейродинамики человека, организацией индивидуального стиля деятельности, обучением и использованием навыков адаптации и психоэмоциональной саморегуляции в повседневной деятельности. Человек должен осознать и использовать свои достоинства, вытекающие из его психофизиологического потенциала, а также знать и компенсировать свои недостатки. В этом и состоит, в главных чертах, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. С этой задачей не каждый может справиться самостоятельно. В этом случае специалисты- профконсультанты готовы прийти на помощь в диагностической, профориентационной и психокоррекционной работе.
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Роль темперамента в психическом развитии. Я. Стреляу, М., Прогресс, 1982 г.
2. Основы психодиагностики Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столиной М, Московский университет, 1987 г.
3. Психодиагностика детей и подростков Под редакцией К. М. Гуревича М., Международная педагогическая академия, 1995 г.
6. Психодиагностика в профориентации. Л. Н. Собчик, ж-л Профессиональный потенциал № 4, 2001 г.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский, Самара, Издательский Дом «Бахрах»1998г.
6. Практическая психология в тестах. Составители Р. Римская, С. Римский М., «АСТ-ПРЕСС», 1997
7. Психология, Р. М. Немов, книга 1, 2. М. Просвещение, 1994 г.
8. Практические занятия по психологии. Под общей ред. Д. Я. Богдановой М., Физкультура и спорт, 1989 г.
9. Влияние личностных качеств на успешность в профессиональной деятельности, Составитель С. В. Вибе, г. Челябинск, ЦПНПИ, 1999 г.
10. Обучаемость и здоровье школьника. М. К Акимова, В. Т, Козлова. Школа здоровья № 2, 1995 г.
11. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л 1981 г.
12. Практикум по общей экспериментальной психологии, Л., ЛГУ, 1987 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|