Учет индивидуальных психофизиологических показателей в деятельности профконсультанта
Учет индивидуальных психофизиологических показателей в деятельности профконсультанта Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъективной деятельности профконсультанта, может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке В. С. Мерлина. В качестве таких свойств выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность и ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия и интроверсия, а также эмоциональная устойчивость и нейротизм, полинезависимость и зависимость.
Итак, можно сделать следующий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требованиями, при которых именно биологические, формально-динамические характеристики (темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость, чувствительность и т. д. ) являются важным фактором при достижении профессиональной успешности, необходимо располагать такой информацией о человеке, используя специальные психодиагностические методики.
Комплексный подход в подборе профориентационного диагностического инструментария Ни один психодиагностический тест не обладает стопроцентной надежностью, поэтому необходимо использовать несколько методик, апеллирующих к разным личностным аспектам и дополняющим друг друга. Кроме того, применяя психодиагностический инструмент, специалист должен опираться на определенную концептуальную модель личности. Разработанная Л. Н. Собчик психодиагностическая модель целостной личности базируется на концепции преемственности разных уровней поэтапного развития личности (Анохин П. К. ) и на целостном понимании конструкта личности как единства биологического, психологического и социального (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Ананьев Б. Г. ). Целостную модель, по мнению автора, можно представить в виде дерева.
Корни этого «древа личности» уходят в «почву» – генетическую предиспозицию, содержащую врожденные биологические и психофизиологические свойства и характеристики. Ствол символизирует характер, который формируется в процессе взаимодействия врожденных особенностей с воспитывающим влиянием окружающей среды, а крона древа личности (ее вершинные уровни) охватывает сферу интересов, область профессиональной и социальной активности, иерархию ценностей человека. Развиваясь, личность впитывает культурно-исторический опыт своего социума не пассивно, а опосредованно, преломляя информацию об окружающем мире через внутренние среды, через индивидуальный стиль восприятия, переживания межличностных отношений. Человек избирательно тянется к одним явлениям жизни (к людям, сферам интересов, видам деятельности) и отталкивается от других, что обрисовывает его индивидуальность. Если человек выбирает профессию, исходя из органического совпадения вида деятельности с его собственной мотивационно-потребностной сферой и отвечающей его индивидуальным психофизиологическим особенностям, то работа приносит ему удовлетворение. Психодиагностическая модель рассматривает личность как открытую внешнему опыту, многофакторную динамичную структуру. В роли интегрирующего звена выступает осознанное «Я», которое реализуется через самосознание, самооценку и саморегуляцию. Основанное на данном подходе, многолетнее исследование Л. Н. Собчик по профессиональной занятости и по степени социально-психологической адаптации лиц разного пола и возраста (более 8000 человек), проводилось с использованием в сравнительном анализе специально подобранных психодиагностических методик:
- Блок физиологических и психофизиологических методик, измеряющих количественные и качественные характеристики свойств нервной системы и темперамента. (Приложение ). - Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ): в полном варианте используются дополнительные шкалы (всего 566 утверждений), в сокращенном варианте – 377 утверждений. Этот тест позволяет описать разносторонний портрет личности, в том числе профессионально важные качества. Вместо СМИЛ возможно применение теста 16 PF (17PF) Кеттелла и других многофакторных личностных методик. - Метод цветовых выборов МЦВ (модифицированный тест восьми влечений Люшера) – проективный тест, выявляющий особенности личности и актуальное психоэмоциональное состояние. - Метод диагностики межличностных отношений ДМО (адаптированный тест Лири), позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого лица в сопоставлении с идеальным образом «Я», а также определить характер межличностных отношений в трудовом коллективе или управленческой иерархии. Возможна замена этой методики тестами Q-сортировка, Томаса и др. - Метод портретных выборов МПВ (модифицированный тест Сонди), глубинный проективный тест, направленный на изучение бессознательных аспектов личности, выявляющий, помимо личностных характеристик, побудительных факторов, профессионально важные качества. - Рисованный апперцептивный тест РАТ (модификация ТАТ), раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления. Возможно применение проективного теста Розенцвейга, изучающего поведение человека в ситуациях фрустрации. - Мотивационный тест Хекхаузена, позволяющий оценить силу и направленность мотивации достижения успеха и избегания неудачи в процессе трудовой деятельности. Возможно заменить его тестом Роттера, диагностирующего уровень субъективного контроля (УСК). - Батарейные тесты измерения интеллект (Векслера, Амтхауэра, Вандерлика - КОТ, Айзенка - Горбова, интеллектуальный культурно- свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления, связанного с социальной предприимчивостью и др. )
Для каждого отдельного исследования, в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, чтобы набор используемых тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности. Не претендуя на исчерпывающий банк диагностического бланкового инструментария в тематических рамках данной методической разработки, рассмотрим ряд методик, измеряющих отдельные свойства нервных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|