Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры на сплочение и командообразование




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………4

Раздел 1. Игры организационного периода смены……………………………………… 6

1.1. Игровые технологии, направленные на знакомство……………………………..6

1.2. Игровые технологии, направленные на командообразование………………….10

Раздел 2. Игры основного периода смены………………………………………………....16

2.1. Игровые технологии, направленные на выявление лидера в отряде и развитие лидерских качеств………………………………………………………………………16

2.2. Игровые технологии, направленные на развитие креативности………………..21

2.3. Игровые технологии, направленные на развитие критического мышления…...25

2.4. Игровые технологии, направленные на выявление и разрешение конфликтных ситуаций во временном детском объединении……………………………………….28

Раздел 3. Игры заключительного периода смены……………………………………… 32

3.1. Игровые технологии, направленные на рефлексию и подведение итогов……..32

Список использованных источников…………………………………………………… 35

Пояснительная записка

 

Игротехнический кейс предназначен для педагогов-психологов, воспитателей и вожатых детских лагерей. Программа кейса носит практико-ориентированный характер. Актуальность и отличительные особенности данного игротехнического кейса обусловлены тем, что формы и методы работы, представленные в нем, направлены на создание условий для формирования и развития у обучающихся «Навыков ХХI века» – критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Педагоги в условиях детского лагеря работают с различным контингентом обучающихся. Учитывая специфику лагерной смены, педагогам необходимо обладать рядом педагогических и психологических компетенций, владеть различными игровыми технологиями в работе с временным детским объединением. Игровые технологии являются неотъемлемой частью в процессе формирования и развития важных компетенций обучающихся. Игровая технология – это система построения и использования разных видов игровой деятельности на развивающих, коррекционных и тренинговых занятиях, включающая в себя понимание цели данной игры, ее места в рамках всей программы, ожидаемые эффекты и принципы построения и модификации игр. Использование игровых технологий в групповой работе позволяет создать безопасную среду, в которой участники могут проследить привычные модели своего поведения и получить опыт совсем другого, иногда противоположного варианта реагирования на жизненные обстоятельства. Это повышает адаптивные возможности и творческий потенциал личности.

Игровые технологии, представленные в данном кейсе, объединены в три блока, согласно логике развития лагерной смены:

1 блок – игры организационного периода смены. Включает в себя игровые технологии, направленные на знакомство, коммуникацию и кооперацию обучающихся;

2 блок – игры основного периода смены. Включает в себя игровые технологии, направленные на выявление лидера в отряде и развитие лидерских качеств, развитие креативности и критического мышления;

3 блок – игры заключительного периода смены. Данный блок включает в себя, игровые технологии, направленные на подведение итогов смены, на личностную и групповую рефлексию.

Задачи, решение которых возможно посредством применения игровых технологий данного кейса:

· формировать и развивать у обучающихся компетенции ХХI века – критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию;

· формировать доброжелательные и доверительные отношения между сверстниками;

· развивать у обучающихся навыки конструктивного общения;

· формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств;

· развивать у обучающихся навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

· формировать и развивать лидерские качества обучающихся.

Игровые технологии, представленные в кейсе, можно применять в процессе организации отрядной деятельности и в процессе разработки развивающих, коррекционных и тренинговых занятий.

Данный игротехнический кейс рекомендован педагогам-психологам, воспитателям и вожатым детских лагерей.


 

ИГРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА СМЕНЫ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«РУКОПОЖАТИЕ»

Цель: знакомство участников друг с другом, снятие эмоционального напряжения.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно передвигаться по помещению. Предложите детям свободно ходить по комнате и приветствовать каждого встречного рукопожатием. В это время они должны произнести только свое имя. Проследите за тем, чтобы все дети поздоровались со всеми. Действие повторяется, но теперь каждый должен назвать своего партнера по имени. Если кто-то не может вспомнить имени другого, тот подсказывает.

Вы можете придать игре интересный дополнительный акцент, предложив отряду образовать круг. Один из детей выходит на середину круга и обращается к кому-либо: «Саша, как меня зовут?» Тот, кто не может вспомнить имени, стоящего в центре, меняется с ним местами.

 

«ТЕЛЕГРАММА»

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы, выявление творческих способностей.

Необходимые материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения. Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы. Объедините отряд на подгруппы по 5-6 человек, каждой группе необходимо выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию. Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий. Каждая буква — это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом. (Например, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л. Б., У. Н.,В. 0., П. Н., 3. Н., И. П. Тогда телеграмма может быть следующей; «Любимый брат, у нас все отлично. Постарайся ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут). Далее члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму [3].

 

«РАССКАЖИ О…»

Цель: знакомство участников друг с другом, более глубокое раскрытие участников, тренировка навыков общения.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Предмет рассказывает о хозяине. Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

«МЫ С ТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО...»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участники выстраиваются в 2 круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например, мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например, мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга [3].

 

«МЕНЯ ЗОВУТ... Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ ЗА ТО, ЧТО...»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Упражнение проводиться в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

 

«БУМАЖНАЯ ГАРМОШКА»

Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство группы.

Необходимые материалы: листы бумаги.

Ход упражнения. Каждому ребенку вручается листок бумаги (одинаковые по размеру). По команде ведущего каждый ребенок должен сложить свой листок гармошкой (складывать, загибая полосами) как можно большее количество раз. После этого ведущий просит каждого рассказать о себе. При этом после каждого факта биографии отгибается одна полоска «гармошки».

 

«ПРАВДА И НЕПРАВДА»

Цель: знакомство группы, оптимизация климата в отряде.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Ведущий предлагает представить, что все участники игры выпили волшебный напиток. Кто его выпивает, обязательно скажет два раза правду, один раз – солжет. Каждый игрок по очереди должен сказать про себя три вещи, две из которых будут правдивыми, а третья – придуманной. Остальные должны отличить правду от вранья [3].

 

«ИНТЕРВЬЮ»

Цель: знакомство группы, самопрезентация себя в отряде.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Ход упражнения. Участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. В течение 4 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким: твое имя? Любимый цвет? Любимая пора года? Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях? Чего ты больше всего боишься? Чем тебя легко огорчить? Чем тебя легче всего обрадовать?

«КТО БОЛЬШЕ?»

Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство группы.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. в течение одной минуты пожмите как можно больше рук, каждый раз называя свое имя. Можно пожимать руки одним и тем же людям несколько раз, нельзя только это делать подряд. Каждый считает про себя, сколько рук он пожал. В конце упражнения можно определить побудителя, пожавшего больше всех рук.

 

«ИМЯ НА УШКО»

Цель: знакомство участников, сплочение отряда.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. Предупредите игроков, что в один момент они услышат слово «стоп», и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, скажите слово «стоп». Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается, когда все дети смогли обменяться именами друг с другом.

Эта игра может быть не столь эффективной для заучивания имен, но зато она дает возможность быстро создать доверительную атмосферу в группе [7].

 

«Я НИКОГДА НЕ...»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: фишки, по числу детей в отряде.

Ход упражнения. первый участникговорит: « Я никогда не...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). (Например, не держал кошек в доме, не был за границей, не носил сапоги, не ел персики и т.д.). Допустим, игрок сказал: «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

 

«ЗАПОМНИ ВНЕШНОСТЬ...»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. участники объединяются в пары.Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника. (Например, сколько пуговиц у твоего напарника на кофте? какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.). Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.

 

«КАК ТЕБЯ ЗОВУТ»

Цель: знакомство участников друг с другом и налаживание эмоциональных связей.

Необходимые материалы: стикеры, фломастеры.

Ход упражнения. Детям по очереди нужно представиться: назвать свое имя, сказать о своих интересах, увлечениях. «Скажите, каким именем вы хотели бы, чтобы вас называли в группе. Чтобы мы легче запомнили, как будем называть друг друга, я предлагаю оформить визитки: на них нужно написать ваше желаемое имя и можно что-нибудь нарисовать».

 

«НАЗОВИСЬ»

Цель: знакомство участников друг с другом и налаживание эмоциональных связей.

Необходимые материалы: мяч.

Ход упражнения. Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

 

«ЗАПОМИНАНИЕ ИМЕН»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. (Например, первый человек говорит: «Меня зовут Вова и я беру с собой валенки». Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Вову с валенками и магнитофон». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих. Можно придумать другую ситуацию и запустить цепочку в обратном порядке (т.к. имена последних запоминаются, естественно, меньше).

 

«ПОКРЫВАЛО»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: одеяло или покрывало.

Ход упражнения. Участники объединяются в две команды, которые садятся по обе стороны покрывала (его держат два ведущих). На каждой стороне выбирается человек, который выходит вперед. На счет «раз-два-три» покрывало опускается, и каждый из участников должен назвать имя того, кто сидит на данный момент напротив него. Кто сказал первым, тот забирает другого человека на сторону своей команды. Игра заканчивается, когда на противоположной стороне не остается ни одного участника [3].

«ВЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТЕ ОБО МНЕ, ЧТО Я...»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я...». (Например, «Я – Ваня Иванов. Вы еще не знаете обо мне, что я мечтал стать акробатом».


 

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

«СУЕТА СУЕТ»

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы, выявление творческих способностей.

Необходимые материалы: карточки, разделенные на клетки, по количеству человек в отряде, в каждой из которых записаны определенные качества, способности человека. (Например, умеет танцевать, играет на гитаре, покорял вершины более 1000 метров, любит звезды и т.д.)

Ход упражнения. Всем участникам игры раздаются карточки с клетками, в которых написаны способности и качества человека. Чем неожиданнее будут определения, тем интереснее становится игра. Задача участников - записать в каждую клетку одного представителя отряда, обладающего данным качеством в большей степени, чем другими. Непременное условие - имена не должны повторяться. Далее происходит обсуждение результатов игры [10].

 

«НИТОЧКА И ИГОЛОЧКА»

Цель: формирование сплоченности группы, умения согласовывать свои действия с действиями других, достигать группового успеха за счет слаженных индивидуальных усилий. Эта игра дает возможность участникам обнаружить, проявить, развить и сформировать в себе следующие качества: контактность, организованность и собранность, логику и сообразительность, быстроту реакции.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Игра проходит со всеми детьми в отряде. Особенностью является то, что лучшее место для ее проведения - площадка на улице или помещение, в котором дети могут свободно перемещаться. Вначале по команде выбираются иголочки, желательно, чтобы это были менее активные дети. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять, что от них что-то да зависит. Затем к иголочкам прикрепляются ниточки. Желательно, чтобы количество детей в ниточке у каждой иголочки было одинаково. Детям предлагается по команде ведущего начинать движение. Задача участников не отцепиться друг от друга, иначе ниточка порвется. Задача иголочки на пересекаться с другими иголочками, так как можно уколоть друг друга. Движения ведущих произвольны. Иголочкам предлагается двигаться не просто, а преодолевая различные препятствия. Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолет, летящий в небе, от звука которого нужно закрыть уши и посмотреть на небо от любопытства; речка, которую можно только переплыть; ежик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеек, из которого хочется попить водички; пенек, на который можно присесть - отдохнуть от долгой дороги. По окончании игры дети сами проводят анализ, выделяя наиболее крепкую ниточку, наиболее размышляющую иголочку [7].

 

«НА ЛЬДИНЕ»

Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.

Необходимые материалы: стулья, по количеству участников.

Ход упражнения. Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине. В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.

 

«ЗВЕРИНОЕ СЕМЕЙСТВО»

Цель: развитие межличностных отношений в коллективе, сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

Необходимые материалы: записки с названиями животных.

Ход упражнения. Ведущий подготавливает записки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (например, дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовывать семейства лягушек, свиней и т. д. В начале игры каждый игрок вытаскивает себе карточку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может сделать сигнал звуковой, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Так делает каждый участник игры. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул.

 

«ЛЮБОЕ ЧИСЛО»

Цель: формирование положительного отношения к групповой работе; содействие формированию ощущения групповой сплочённости; способствовать выявлению лидеров в группе.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Ведущий называет какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо [10].

 

«СЛЕПЫЕ ФИГУРЫ»

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Дети встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как отряд решит, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д. Также можно разнообразить задание, и на каждую фигуру менять условия, например, при построении треугольника участники могут видеть, но не могут говорить. Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все участники группы.

 

«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия, способствовать выявлению лидеров в группе.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. «Ваша группа летела на самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье. На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней. Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесённых слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы. Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка – 5 – 7 минут».

После выполнения этой части задания задание, будет следующее: «У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что место, которое вы выбрали для ночлега, находится достаточно далеко и самостоятельно унести все предметы не можете, поэтому вы объединяетесь в пары и оставляете 10 предметов на двоих.»

После выполнения этой части задания задание, будет следующее: «Вы успешно добрались к месту где решили устроить лагерь и живете там какое-то время, но начался прилив. Вам необходимо объединиться в 2 команды и пойти изучать остров дальше. Все вещи из лагеря вы взять с собой не можете, поэтому вы оставляете 10 предметов для каждой команды.»

После выполнения этой части задания задание, будет следующее: «Когда вы обошли остров, то поняли, что на нем оставаться больше не можете. К счастью вы увидели рядом еще один остров и решили перебраться на него. Весь отряд может унести этого острова только 10 предметов. В течение 15 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.

 

«РОБОТЫ»

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Ход упражнения. объединить участников в три команды. Вы космонавты космической станции. Но при сражении с пришельцами Ваша команда потерпела поражение, и инопланетяне взяли вас в плен и посадили в камеру. Ваши камеры охраняют роботы (выбираем робота). Роботы могут вас выпустить. Инструкция: Вашим командам необходимо придумать свой вымышленный язык, на котором вы будете давать команды роботу, что бы тот добрался до ключей от вашей камеры. Робот учувствует в создании языка. Команды необходимо написать в 2 экземплярах.

Выводим роботов в отдельную комнату. Для роботов: На космической станции произошёл сбой в программе и теперь вы подчиняетесь другим командам, но вы должны об этом молчать и Ваши команды не должны этого знать. Начинается игра.

Вопросы для обсуждения: Удалось ли вам найти своего робота? Тяжело ли было? Что вы чувствовали, когда ваш робот не выполнял ваши команды? [6]

«ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ»

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия, развитие навыков невербального общения.

Необходимые материалы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения. Участники объединяются в 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. (Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.) Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (7-10 минут) [3].

 

«СОРОКОНОЖКА»

Цель: сплочение группы, снятие эмоционального напряжения, содействие формированию ощущения групповой сплочённости; способствовать выявлению лидеров в группе.

Необходимые материалы: стулья, по количеству команд.

Ход упражнения. Участники объединяются в 2 команды. Каждая команда берет себе стул. Один из участников команды должен сесть на этот стул, плотно вдвинув при этом колени и ступни. Второй участник садится на колени первому, тот крепко держит его за бедра. И так далее – до тех пор, пока каждый ребенок не окажется сидящим на коленях у другого, держащего его за бедра. При этом ноги всех участников должны касаться пола.  Теперь дальнейшие правила игры. Вся команда хором должна произносить: «Влево, вправо, влево, вправо...» Естественно, делать это надо в общем ритме. Сначала все вместе повторяем медленно: «Влево, вправо, влево, вправо...» У вас хорошо получилось. При слове «влево» вы все должны выставить вперед левую ногу, при слове «вправо» – правую. Если вы будете делать это синхронно, то вы пойдете медленно вперед, как своего рода сороконожка. Я уберу стул, и «голова сороконожки» попытается дотянуться до самого первого участника и пристроиться за ним так, чтобы тот тоже оказался сидящим у него на коленях. Когда круг замкнется, вы можете перестать держать того, кто «сидит на вас», и оставаться так, поскольку каждый из вас будет удобно располагаться на коленях человека, находящегося сзади. Особенно трудно бывает сделать первый шаг. Лучше всего, если вы до начала игры договоритесь о том, куда вы будете двигаться и с какой ноги начнете (3 мин.).

 

«СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ»

Цель: сплочение группы, содействие формированию ощущения групповой сплочённости; способствовать выявлению лидеров в группе.

Необходимые материалы: мел или скотч\веревка.

Ход упражнения. Задача данного упражнения в том, чтобы отряд объединился в 2 команды численностью около пятнадцати человек, встав в шеренгу и прикасаясь друг к другу щиколотками, прошла установленное расстояние. Если группа очень большая, поделите ее на несколько команд. Тогда та команда, которой удалось справиться с задачей, может поделиться опытом с другими (в случае если для кого-то задача оказалась непосильной, а вы не располагаете достаточным временем, чтобы ждать, когда группа все-таки добьется успеха). Эта задача сложнее, чем кажется на первый взгляд, но при должном старании и тренировке вполне разрешима. Игроки обычно очень гордятся ее выполнением.

1. Вы чертите или приклеиваете две параллельные линии на полу на расстоянии шести метров друг от друга (это упражнение можно выполнять и в помещении, и на улице. Во втором случае Вы можете просто положить на землю две веревки, чтобы обозначить линию старта и линию финиша).

2. Вся группа (около пятнадцати человек) встает в шеренгу плечом к плечу и щиколотка к щиколотке. Задача – пройти расстояние в 6 м, не разрывая контакта у щиколотки ни на миг.

3. Участники стоят перед непростой коллективной задачей, поэтому Вы должны предоставить им достаточное время на решение этой проблемы. Но если Вы видите, что и через 15 минут у группы ничего не получается, то имеет смысл ввести ограничение по времени. Скажите, что у группы есть еще две попытки, чтобы достичь цели. Это ограничение приведет либо к тому, что группа действительно сконцентрируется и успешно закончит упражнение, либо к тому, что признает свой проигрыш. В любом случае активность группы возрастет.

Иногда группа додумывается до того, чтобы решить задачу следующим способом: два игрока начинают шагать, синхронизируя свой ход (что двоим, конечно, сделать легче, чем пятнадцати). Когда у них хорошо получается, к ним присоединяется третий, и они шагают уже втроем, затем вчетвером и т. д., до тех пор, пока вся команда не научится идти синхронно. Не рассказывайте об этом методе сразу – предоставьте группе возможность самой его разработать. Тем более что стратегий для решения этой задачи довольно много. В конце все команды вместе подводят итоги – и здесь очень часто у участников возникает понимание специфики работы в команде, которое весьма ценно для последующей работы с группой.

 

«ЧАСЫ»

Цель: сплочение группы, выстраивание доверительных отношений между участниками.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Ход упражнения. Участникам необходимо нарисовать круг и разметить его как циферблат у часов. Теперь нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час (обычно выбирается 12:00, 15:00, 18:00 и 21:00) встречу с другими членами нашей группы. После того как дети назначили 4 встречи, ведущий называет какое-то время, и дети находят того человека, с кем у них назначена встреча на это время. Затем ведущий называет определенную тему для разговора, и детям нужно будет поделиться друг с другом информацией по заданной теме. Времени на каждый разговор будет не больше 1—2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг — может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника группы. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре [6].

 

«ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ»

Цель: сплочение группы, выстраивание доверительных отношений между участниками, создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например, «Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например, «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

 

«ЗЕРКАЛО»

Цель: сплочение группы, выстраивание доверительных отношений между участниками, создание благоприятного психологического климата.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. В ходе игры участники, работающие за «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «отражения» и «оригинала», ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами [12].

 

«ФРУКТОВЫЙ САЛАТ»

Цель: сплочение группы, создание благоприятного психологического климата, снятие эмоционального напряжения в группе.

Необходимые материалы: карточки с названием фруктов.

Ход упражнения. Группа сидит/стоит в кругу. Ведущий, обходя участников, даёт каждому имя-название фрукта. С его помощью игроки превращаются в апельсин, банан, абрикос, персик, сливу, ананас и т.д. Не стоит давать более пяти-шести наименований, хорошо играть, когда каждый фрукт представлен хотя бы 2-3 игроками. Когда все получили наименование, ведущий объявляет «готовим салат из ананасов», соответственно, все «ананасы» вскакивают и меняются местами. Также группы фруктов могут смешиваться друг с другом. Когда звучит команда «готовим фруктовый салат» - все группы должны как можно быстрее перемешаться между собой.

 

«ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»

Цель: сплочение группы, создание благоприятного психологического климата.

Необходимые материалы: ватман, фломастеры, цветные карандаши.

Ход упражнения. Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести во время завершения тренинга или после проведения коррекционной программы, чтобы увидеть изменения, которые произошли внутри группы.

 

«ПЛАНЕТА. КОРАБЛЬ»

Цель: сплочение группы, создание благоприятн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...