Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры на выявление и разрешение конфликтных ситуаций




«ВСТРЕЧА НА УЗКОМ МОСТИКЕ»

Цель: формирование стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Необходимые материалы: мел/скотч/ веревки.

Ход упражнения. Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий: «Представьте себе, что Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика Вы встретились и Вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:1 пара – договориться, как пройти мост; 2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику; 3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме: Кто оказался в выигрыше при решении ситуации? Было ли решения ситуации эффективным? Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

 

«КУЛАК»

Цель: разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Подростки делятся на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго – разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении нескольких минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат. Практика показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов, шантажа до соревнования.

В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте:

· соперничество (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому);

· компромисс (для того, чтобы принять решение, которое устроит обе стороны, необходимо в чем-то уступить);

· избегание (как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей);

· приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого);

· сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон) [1].

 

«МУЗЕЙ СКУЛЬПТУР»

Цель: развитие навыков общения и сотрудничества.

Необходимые материалы: картон, газета.

Ход упражнения. Это упражнение учит сотрудничать, договариваться и доверять другим. Отряд делится на тройки таким образом, чтобы в них были ребята примерно одного роста. Ведущий объясняет первое задание: нужно втроем уместиться на листе картона (формат А4), не задевая при этом пола. Также нельзя опираться на стул, стол или стену. Держаться можно только друг за друга. Всем тройкам дается 3 минуты, чтобы подумать, как лучше решить эту задачу. Во время обдумывания картон трогать нельзя. После этого участники пытаются встать на картон, найдя такую позу, в которой они смогут простоять 30 секунд. Ведущий следит за тем, чтобы никто не касался ногами пола. После этого дети несколько минут обсуждают, понравилось ли им задание, что было трудным, что привело к успеху. Затем все снова возвращаются к своим листам. Задача остается той же, но теперь нужно подумать, как встать на лист таким образом, чтобы получилась скульптура. На подготовку дается 3 минуты [1].

 

«УЧИМСЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ»

Цель: формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры.

Ход упражнения. Участникам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

 

«КОНФЛИКТ»

Цель: разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участники объединяются в подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что, если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает. И т.д.

 

«МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ»

Цель: формирование навыков замены негативных мыслей на позитивные.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, как мы готовим мыльный раствор для пузырей. «Берем красивую разноцветную трубочку, размешиваем ей раствор и начинаем выдувать замечательные мыльные пузыри они получаются очень разные разноцветные и большие. Вместе с воздухом из наших легких в них переходит вся наша злость и агрессия. Первый пузырь мы наполняем нашими обидами. Пузыри отрываются от трубочки и медленно улетают вдаль, мы следим за тем, как по мере удаления они становятся все меньше и меньше. Второй пузырь давайте наполним злостью. Пузырь злости медленно переливается на солнце и улетает ввысь. А третий давайте наполним завистью. Через пузыри видны разноцветные облака и лучи солнца. Вместе с этими пузырями наши обиды, злость, зависть покидают нас, дышать становится легко и свободно».

 

«МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТЕ»

Цель: актуализировать имеющиеся знания и навыки о понятии «конфликт».

Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры/карандаши.

Ход упражнения. Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы участникам предлагается по очереди рассказать, что он нарисовал.

 

«РИСУНОК ВДВОЕМ ПОРОВНУ ИЛИ ПО-ЧЕСТНОМУ»

Цель: развитие навыков общения и сотрудничества.

Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры/карандаши.

Ход упражнения. Участникам предлагается объединится в пары взять лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем, и так, чтобы оба участника держали его, нарисовать рисунок на свободную тему. (Обсуждение: почему нарисовали именно это? Кто что нарисовал? Как вам рисовалось?) Выясняется, что участники ведут себя в этой ситуации по-разному. Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.

 

«ПОРОВНУ ИЛИ ПО-ЧЕСТНОМУ»

Цель: формирование умения бесконфликтного распределения ресурсов.

Необходимые материалы: для каждой игровой группы предоставляется набор предметов, предметы должны быть разной ценности. Например, фарфоровая чашка (или подсвечник), карандаш, набор фломастеров, брелок, фрукты. Предметов должно быть меньше, или чуть больше чем участников.

Ход упражнения. Отряд объединяется в несколько команд (от 5 человек и более) Каждой команде выдается набор мелких предметов. Задача распределить(подарить) предметы между членами группы, по справедливости. Время на выполнение 3 минуты.

 

«ЯРЛЫКИ»

Цель: предоставить возможность участникам ощутить переживания, которые возникают во время общения, когда их заставляют действовать в соответствии со стереотипами.

Необходимые материалы: наборы разрезанных полосок по количеству участников группы, наборы «корон». На каждой «короне» написан один из приведенных примеров: «улыбайся мне», «будь нахмуренным», «корчи мне гримасы», «игнорируй меня», «разговаривай со мной так, словно мне 5 лет», «подбадривай меня», «говори, что я ничего не умею», «жалей меня».

Ход упражнения. Участникам предлагается объединится в группы по 5-7 человек. Каждому он надевает на голову «корону» таким образом, чтобы тот не видел, что на ней написано («короны» изготавливают из двух полосок белой бумаги, склеенных по краям). После этого каждой группе дается задание в течение 10 минут составить целую картинку, собрать пазл из разрезанных кусочков, придумать рассказ на предложенную тему. Обращаться во время работы к участнику своей группы необходимо так, как написано на его «короне». Через 10 минут все участники (не снимая «корон») отвечают на вопрос ведущего: «Понравилось ли Вам, когда с Вами общались таким образом»? После того, как все выскажутся, ведущий предлагает участникам снять «короны» и выйти из своих ролей [6].

 

«РИСУЕМ ОБИДУ»

Цель: выработка умения осознавать и рефлексировать свои чувства.

Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры/карандаши.

Ход упражнения. Участникам предлагается представить свою обиду, подумать, где она находится, постараться представить, как она выглядит. «Нарисуйте на листке бумаги свою обиду». (Обсуждение: чем похожи рисунки? Почему? Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.) Что вы чувствуете теперь? Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.) Как относиться к обидчику? (Прощать.) «Умение выразить обиду очень важно для самого себя. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Можно написать обиды на листке бумаги и тоже разорвать его. А еще обиды можно мысленно отпускать на ветер или по воде и представлять, как они исчезают» [1].

 

«ВАРИАНТЫ ОБЩЕНИЯ»

Цель: развитие навыков общения и сотрудничества.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход упражнения. Участникам предлагается объединиться в пары. Далее ведущий дает следующие задания парам участников:

«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

«Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями. (Обсуждение: как Вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли Вам, что Вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало Вам чувствовать себя комфортно? Что помогает Вам в общении?)


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...