Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры на развитие критического мышления




«ОСТАНОВКА»

Цель: развитие критического мышления у детей.

Необходимые материалы: заранее подготовленная книга или мультфильм.

Ход упражнения. Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком обсуждение, предложите ему пофантазировать: Как ты думаешь, что будет дальше? Почему? А как ты бы поступил? Закончив произведение, обсудите сходство и различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное упражнение хорошо развивает не только критическое, но и творческое мышление ребенка [12].

 

«ДЕБАТЫ»

Цель: развитие критического и логического мышления, обучение участников, смотреть на проблемы с разных точек зрения.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход упражнения. Объедините отряд в 2 команды. Далее выбирается какой-нибудь предмет или действие, и одна команда называет его положительные стороны, другая – отрицательные. Например, кофе. Для дебатов с детьми выбирайте соответствующие их возрасту объекты для обсуждения, чтобы заодно изучить их свойства.

 

«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»

Цель: развитие критического мышления.

Необходимые материалы: заранее подготовленный текст на определенную тему.

Ход упражнения. Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

+ или —

Что узнал нового

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают по заданной вами теме. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания материала они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте. Рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу [13].

 

«ПОХОД»

Цель: развитие мышления и смекалки у детей.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход упражнения. Ведущий, говорит: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)». После чего он предлагает всем участникам вместе с ним сходить в поход. Только необходимо догадаться: кто какие вещи возьмет с собой. Тот, кто догадается – идет в поход, а остальные – продолжают думать.

Участники говорят: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)», а ведущий решает: брать их в поход или не брать. В поход с ним идут игроки, выбравшие два предмета, названия которых начинаются с той же буквы, что и их имена. Например, участник Дима может взять с собой дрель и дрова, а участница Наташа – нитки и ножницы. Важно, ведущий должен знать имена всех участников игры.

 

«ЛОВИ ОШИБКУ»

Цель: развитие критического мышления у детей.

Необходимые материалы: подготовленный текст с ошибками (для каждого ребенка или группы детей), текст с верной информацией.

Ход упражнения. Ведущий заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает детям выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Дети анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале упражнения [12].

 

«ЕСЛИ, ТО…»

Цель: развитие критического мышления у детей.

Необходимые материалы: подготовленный текст с ошибками (для каждого ребенка или группы детей), текст с верной информацией.

Ход упражнения. Суть игры: продолжить предложение, которое начинается со слова «если», а потом предложить свое. Например, если завтра зарплата, то…Послезавтра квартплата, а если заплатил, то...Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно, то...Заплати налоги и спи спокойно. И так далее продолжать можно до бесконечности.

 

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Цель: развитие критического мышления у детей, тренировка умения прогнозировать развитие ситуации.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки\карандаши.

Ход упражнения. Часто, даже не зная о том, что это может быть специальным упражнением, в обычной жизни мы используем этот прием, например, читая книгу и раздумывая, чем может закончиться история, или обдумывая ситуацию, сложившуюся на работе. Все, что потребуется от человека, — это в центре листа написать главные вопросы, которые его интересуют в отношении новой информации, рабочей задачи или жизненной ситуации. Дальше необходимо создать варианты развития событий, размещая их в отдельных квадратиках.

После формирования всех возможных вариантов появляется возможность проанализировать каждый в отдельности, что позволяет структурировать информацию, разложив ее «по полочкам» [13].

 

«КЛАСТЕР»

Цель: развитие критического мышления у детей, развитие навыка систематизации информации.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки\карандаши.

Ход упражнения. Основной принцип – это организация данных с помощью группировки. В центре листа записывается ключевая информация, далее от нее выстраиваются варианты развития событий. Для каждого события создается свой кластер, в котором регистрируются возможные решения или их последствия. Благодаря такой систематизации можно добиться качественного анализа причинно-следственных связей между событиями, увидеть варианты ошибочных действий.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...