Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития менеджмента




 

Практика административного управления представляет собой довольно древний феномен. Первые его проявления можно отнести еще ко второму тысячелетию до н. э. Главным образом это связано со второй управленческой революцией (1792–1750 гг. до н. э.), которая произошла во времена правителя Вавилона – царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством. Эта революция получила название светско-административной [34].

Уже в те времена основной задачей административного управления было регулирование всего спектра общественно-хозяйственных отношений между различными социальными группами. Указанное регулирование осуществлялось посредством применения командно-административных методов управления, основанных на принудительно-силовом управляющем воздействии.

Однако, несмотря на почти четырёхтысячелетнее существование практики административного управления, начало комплексных целенаправленных исследований в этой области относится лишь к 20–30-м гг. XX в. [34].

В развитии менеджмента можно выделить несколько этапов.

1-й этап развития менеджмента начался в первые годы двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганта.

2-й этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте на основе учения Ф. Тейлора. Появляется и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

3-й этап развития менеджмента стал называться неоклассическим. Начинает развиваться школа человеческих отношений, развитие которой связано с именами ученых Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

4-й этап развития менеджмента относится к периоду 1940–1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

5-й этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время.

Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» – утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» – принцип распределения объективности. (Развитие этой концепции пришлось на 1950–1960 гг.)

6-й этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970–1980 гг. Учеными-управленцами вырабатываются новые подходы к развитию теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, имеющая свою внутреннюю среду и приспосабливающаяся к внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории стратегического менеджмента И. Ансоффа, теория властных структур между организациями Г. Саланчика, теория конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов Портера и т. д.

7-й этап относится к 1980-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлении, неожиданным для многих открытием организационной структуры как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

8-й этап развития менеджмента относится к 90-м гг. ХХ столетия.
На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

 возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства;

 создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

 усиление международного характера управления, ознаменовавшееся переходом многих стран к открытой экономике, участием в конкурентной борьбе, организацией современной деятельности.

Подводя итог поэтапному развитию менеджмента, можно определить основные направления, теории и т. д., которые существенно отразились на его формировании и внесли свой значительный вклад в развитие административного менеджмента.

1. Школа научного управления. Её основателем считается Фредерик Уинслоу Тейлор (США). Им разработаны научные принципы организации труда, предложена рационализация трудовых операций на основе разделения труда, выделены управленческие функции. Вклад данной школы в теорию управлению заключается в следующем:

– использовании научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

– отборе работников, лучше всего подходящих для выполнения определённых задач; обучении данных работников;

– обеспечении работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения этих задач;

– систематическом и правильном использовании материального стимулирования с целью повышения производительности труда.

2. Административная школа управления. Её основателем является Анри Файоль. Основной вклад данной школы – это развитие принципов управления, описание функций управления и определение систематизированного подхода к управлению организацией. Более подробно о данной школе и о теории администрирования рассказывается в подразд. 1.2.

3. Школа человеческих отношений. Авторитетами этой школы явились Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Данная школа рассматривает коллектив как особую социальную группу, а межличностные отношения – как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника.

4. Школа поведенческих наук. Подход с точки зрения поведения человека получил развитие вместе с такими науками, как психология и социология. Представители школы Ч. Барнард, Каджирис, Т. Лайкерт, Ф. Герцберг, А. Маслоу. Исследователи данной школы предлагают использовать в управлении факторы коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства, отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

5. Теория принятия решений представляет собой часть теории управления, изучающей способы анализа, выработки образа действий в зависимости от целевой установки и условий, в которых осуществляется деятельность, располагаемых ресурсов, состава исполнителей.

6. Количественный подход. В рамках данного подхода, использующего математику, статистику, инженерные науки, стали исследоваться операционные проблемы организации и разрабатываться математические модели, которые далее стало возможным использовать в компьютерном моделировании.

7. Системный подход – это используемая в экономико-управленческой деятельности целостная методология, заключающаяся в рассмотрении объектов как взаимосвязанной совокупности частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Системный подход базируется на применении системного анализа, воплощает диалектический способ изучения естественных и общественных процессов, основан на возможно более полном, всестороннем познании и учёте связей, влияний, взаимодействий, изменений.

8. Ситуационный подход. Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует именно данной ситуации.

9. Теория стратегии. Быстро меняющаяся внешняя среда организации вызвала необходимость применения новых методов планирования и принятия управленческих решений. В стратегическом менеджменте рассматривается непрерывность взаимодействия организации с внешней средой и разработка стратегии развития организации.

Стратегический менеджмент осуществляет выработку линии поведения организации с учетом изменений в её внешней среде, характеризующихся неопределенностью.

10. Инновационный менеджмент – особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Он призван обеспечивать эндогенную гармонизацию – согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию – согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации.

11. Теории лидерства – научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование. Согласно данным теориям в управлении целесообразнее использовать лидерство вместо директивного руководства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...