Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для субъектов взаимодействия с организацией




Субъект

Значение

организационное методическое системное
1. Руководитель Сопровождение руководства подчиненными Построение механизма управления организацией Обеспечение системы руководства и управления
2. Подчиненный Позиционирование в структурах и процедурах Инструктирование исполнения обязанностей Построение системы взаимодействия в организации
3. Прокуратор Обеспечение предоставления отчётности Прозрачность представления организации Стабилизация системы соблюдения общих требований
4. Контрагент Официальное представление организации Адаптация инструментов взаимодействия Формирование системы устойчивых отношений
5. Эксперт Возможность оценки параметров функционирования Прозрачность действующего механизма организации Сопоставимость систем и методов действий и оценки
6. Клиент Обеспечение возможности взаимодействия Рационализация процедур и структур обращения Закрепление системы оптимальных взаимоотношений

 

В практике современной организации реальные объекты администрирования характеризуются широким спектром самых разнообразных проявлений. В частности, объектами административного менеджмента являются [25]:

1) отношения (учреждения, регистрации, коммуникации, субординации, взаимодействия, разработки, построения, разграничения, ограничения, ликвидации, корпоративные и т. д.);

2) связи (информации, коммутации, иерархии, компетенции, кооперации, линейности, функциональности, централизации, сегментации, исследования, проверки, ответственности, отчетности и т. д.);

3) функции (стратегические, общие, конкретные, прикладные, локальные, специальные, вспомогательные и т. д.);

4) процедуры (планирования, разработки, предложения, утверждения, распределения, реализации, контроля исполнения, стимулирования, реорганизации и т. д.);

5) нормы (взаимосвязи, звенности, корреспонденции, надежности, ответственности, подчиненности, полномочий, правомочий, ранжирования, распределения, управляемости и т. д.);

6) документы (уставы, договоры, положения, регламенты, нормы, акты, правила, порядки, руководства, инструкции, рекомендации, разнарядки, допуски, квоты, заключения и т. д.);

7) структуры (линейные, функциональные, линейно-функцио­наль­ные, штабные, матричные, программно-целевые, сетевые и т. д.);

8) органы (дирекции, департаменты, управления, комплексы, блоки, филиалы, станции, производства, цехи, модули, подразделения, отделы, бюро, лаборатории, секторы, группы, бригады, звенья, должности и т. д.);

9) формы (соглашения, корпорации, холдинги, общества, компании, кооперативы, товарищества и т. д.).

Объекты административного менеджмента определяются сложным составом, многовариантным построением и развитием проходящих в них процессов и реализующих в них систем, разнообразным содержанием ставящихся и решаемых задач, широким спектром условий и факторов их осуществления.

2.4. Понятие, классификация и содержание принципов административного управления

 

Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также – важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления [34].

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

В современном менеджменте отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Практически у каждого исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области (см., например, [2, 3, 5, 20, 22]).

Наиболее оптимальной классификацией является деление принципов управления на 3 основные группы (рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Классификация принципов управления

 

Содержание представленных на рис. 2.3 принципов управления широко раскрывается в управленческой литературе [2, 3, 5, 18, 21, 30, 36].

1. Общие принципы управления:

принцип научной обоснованности управления – научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, последующего применения полученных знаний в практике управления;

принцип системного подхода – системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей;

принцип оптимальности управления – устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. С данным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или её быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования;

принцип регламентации – все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами, в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений;

принцип формализации – предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным, рациональным, надежным и предсказуемым.

Приведенный выше перечень общих принципов управления является далеко не полным. Здесь были рассмотрены лишь основные и наиболее универсальные принципы. В то же время следует помнить, что любая социально-экономическая система создается и функционирует для достижений определенных конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

2. К частным принципам управления относятся следующие:

принципы приоритета цели; структур над функциями в действующих организациях; субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях; объекта управления над субъектом в действующих организациях;

принципы соответствия поставленной цели выделенным ресурсам, распорядительства и подчинения; эффективности производства и экономичности;

принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления;

принципы построения процесса организации (преимущественная направленность на достижение поставленной цели; комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации; обеспечение объективности протекания процесса; оптимальное и полное информационное обеспечение процесса; жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса; соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации);

принципы организации и осуществления управленческого учета (непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета единиц измерения; оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений в отдельности; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование системы показателей внутренней отчетности организации; применение бюджетного метода управления запасами и затратами; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческие циклы предприятия, установленные учетной политикой;

принципы формирования системы управления персоналом (адекватность функций управления персоналом целям функционирования; первичность функций управления персоналом; оптимальное соотношение интра- и инфрафункций управления персоналом; оперативное реагирование на изменения специфики функционирования организации; потенциальные имитации (временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс функционирования организации); ситуационный подход; совместимость; сочетание; компенсация; динамизм).

3. К специальным принципам управления, как уже было отмечено выше, относятся принципы управления конкретными видами деятельности, а именно:

принципы управления инвестированием (ориентация на долгосрочные перспективы; наличие объективной информации о состоянии фондового рынка; адекватное и своевременное реагирование на изменения инвестиционной среды и т. д.);

принципы риск-менеджмента (лояльное отношение к рискам; прогнозирование; страхование; резервирование; минимизация потерь и максимизация доходов);

принципы управления технологией (ориентация на повышение эффективности использования основных производственных фондов; оптимизация технологических процессов и т. д.);

принципы создания эффективных организационных структур (приоритет ориентации организации на потребности рынка; создание структурных подразделений по целевому признаку; минимально необходимое количество уровней управления; создание необходимых условий для проявления работниками инициативы и т. д.).

Принципы управления с течением времени развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определенный момент времени.

2.5. Понятие, классификация и содержание функций административного управления

 

Функция управления – это направление (или вид) управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приёмами и способами [22].

Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие: однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления; целевая направленность этих работ; обособленный комплекс выполняемых задач.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль [23].

В современной литературе по менеджменту 5, 6,18, 20, 21, 30 и др. авторами предлагаются различные классификации функций управления. Систематизируя мнения различных исследователей, классификацию функций управления можно представить на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Классификация функций управления

 

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

В рыночных условиях закрепляются не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и конкретные виды ответственности за результативность управления.

Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой отечественной экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Современное состояние отечественной экономики характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к современным рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды [28].

В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия:

– целевых;

– регулирующих;

– координирующих;

– активизирующих;

– мотивирующих;

– контролирующих;

– самоорганизующихся.

Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимно проникают друг в друга. Иными словами, в системе управления организацией все управленческие функции объединены в единый, целостный процесс.

К основным, наиболее значимым функциям административного управления относятся функции, представленные на рис. 2.5.

Проявление и специализация содержания администрирования по представленным на рис. 2.5 основным функциям позволяет достаточно широко и разнообразно детерминировать рассматриваемый процесс.

В реальных условиях постановка и реализация большинства представленных функций административного управления в организации реализуется с помощью новых информационных технологий. Предъявляемые ими базовые требования изначально основываются на унификации представления информации, детализации содержания организации и универсальности моделирования её функционирования.

 

Рис. 2.5. Характеристика основных функций административного управления

 

Основная цель разработки и применения механизма администрирования – обеспечение целенаправленного функционирования организации. Кроме того, механизм администрирования с помощью различных процедур, режимов, параметров, форм осуществляет и обеспечивает коммуникационную, информационную, производственную и иную необходимую адаптацию связей организации.

В основе разработки механизма администрирования лежат:

– ассоциации с организмом;

– знания законов и принципов организации областей конкретных знаний и сфер практической деятельности (социология, юриспруденция, финансы и др.), чьи рычаги и инструменты используются в ходе построения и функционирования механизма администрирования.

Элементами механизма администрирования являются рычаги и инструменты административного воздействия.

Рычаг – первичный механизм. В администрировании используются понятия рычагов влияния, воздействия, давления. Рычаг непосредственно образует механизм или его составляющие, а инструмент применяется в качестве унифицированного средства. Например, средства реконструкции механизма и отличный от них рычаг, встроенный в механизм.

Инструмент (от лат. орудие) – универсальная форма организации, как правило, внешнего воздействия.

Каждый механизм конкретной организации формируется специфично. В механизме используется различное сочетание рычагов. Так, например, А.В. Райченко предлагает классифицировать их на 3 группы в зависимости от конкретного критерия (табл. 2.3) [25].

 

 

Таблица 2.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...