Организационно-административные методы управления
Организационно-административные методы (организационное воздействие) основаны на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. Организационно-распорядительные методы в своей практической деятельности применяют: 1) руководители всех звеньев аппарата управления в организации (или государственных органов) и их заместители, ответственные за деятельность подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций; 2) лица, имеющие в непосредственном подчинении других лиц (определенный управленческий персонал); 3) лица, уполномоченные издавать нормативные и (или) индивидуальные правовые акты. Организационно-административные методы управления базируются на: системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами для обязательного применения на территории всей страны – президентом, парламентом, правительством); системе нормативных документов вышестоящих структур управления (стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов и действующие во всех организациях, учреждениях и т. п., объединенных данным министерством или ведомством); системе разрабатываемых в данной организации планов, программ, организационных документов, регламентирующих её деятельность. К организационно-административным методам относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации.
Устав – локальный нормативный акт, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Организационная структура управления – это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации. Штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, а также отражается размер надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям. Положение о подразделении – документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения организации, его порядок создания, правовое положение, задачи, функции, структуру, права, ответственность, взаимоотношения с другими подразделениями. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками организации. В последнее время крупные компании заключают коллективные договоры со своими сотрудниками. Процедура составления такого договора трудоёмка и не проста, но зато это приносит свои плоды. С помощью коллективного договора более тщательно регулируются отношения работодателя и сотрудника. Типовой коллективный договор, как правило, регламентирует время начала и окончания работы, время перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней, индексацию зарплаты, оплату труда в выходные и праздничные дни и прочее. Этими деталями может стать любой вопрос, волнующий сотрудников и работодателей, – от размера ежегодного индексирования зарплаты до употребления ненормативной лексики руководителями.
Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности). Правила внутреннего распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с КЗоТом и иными нормативными актами правопорядок в сфере труда, действующий у конкретного работодателя (порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации). Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка обеспечивает координацию во взаимоотношениях между работниками и работодателем, а также между самими работниками. Внутренний трудовой распорядок составляет основу дисциплины труда. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|