Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика выручки и прибыли от реализации, млн. р.

Наименование показателя 2005 2006 Отклоне-ние (3-2) Темп роста,%
1 2 3 4 5
Выручка от реализации продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 54 664 88 050 +33 386 161,1
Себестоимость реализации продукции 47 697 74 190 +26 493 155,5

Окончание табл.2.6

1 2 3 4 5
Прибыль от реализации  6967 13 860  +6893 198,9
Прочие операционные доходы  29  43  +14 148,3
Прочие операционные расходы        
Внереализационные доходы  442  2312  +1870 523,1
Внереализационные расходы  674  1515  +841 224,8
Прибыль (убыток) отчетного периода  6764 14 700  +7936 217,3
Налог на прибыль и иные обязательные платежи  2214  4621  +2407 208,7
Использовано прибыли 4550 10079 +5529 221,5

 

При изучении динамики показателей прибыли их сопоставимость обеспечивается путем перерасчета на индекс цен. На этот индекс корректируется прибыль за отчетный год. Так, индекс цен производителей промышленной продукции по электротехнической отрасли за январь-декабрь 2006 года по отношению к январю-декабрю 2005 года составил 127,4%.

Из данных табл.2.6 следует, что за 2006 год сумма прибыли отчетного периода по отношению к 2005 г. увеличилась на 7936 млн. р. или на 117,3%. В сопоставимых ценах прошлого года общая сумма прибыли составила 11539 млн. р. (14700: 1,274), что на 4775 млн. р. (11539-6764), или на 70,6% больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение общей суммы прибыли привело также к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Увеличение прибыли отчетного периода за счет роста цен составило 3161 млн. р. (14700-11539). Если бы цены не менялись, при условии неизменности других факторов, то прибыль отчетного периода увеличилась бы не на 7936 млн. рублей, а всего лишь на 4775 млн. р., то есть на 3161 млн. р. меньше.

Наибольшую долю в прибыли отчетного года (94,3%) занимает прибыль от реализации готовой продукции, которая за 2006 г.13860 млн. р. В сопоставимых ценах прошлого года прибыль от реализации продукции составила 10879 млн. р. (13860: 1,274), что на 3912 млн. р. (10879-6967) больше по сравнению с прибылью от реализации продукции за 2005 г.

Значительное влияние на снижение общей суммы прибыли оказали влияние внереализационные расходы, которые за отчетный период составили 1515 млн. рублей. За счет внереализационных доходов в размере 2312 млн. р. сальдо внереализационных результатов составило +797 млн. р. В сопоставимых ценах 2005 г. сумма внереализационных расходов равна 1189 млн. р. (1515: 1,274), внереализационных доходов - 1815 млн. р. (2312: 1,274), сальдо внереализационных результатов - 626 млн. р. (1815-1189). Рост сальдо внереализационных доходов и расходов по сравнению с 2005 годом вызван в первую очередь инвестиционной политикой предприятия в 2006 г. (сумма краткосрочных финансовых вложений составляла от 2 до 5 млрд. р. в разные месяцы).

Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными табл.2.7


Таблица 2.7

Динамика структуры прибыли МЭТЗ за 2005 - 2006 гг.,%

  Показатели   2005   2006 Отклонения (+,-) 2006 от 2005 г.
1 2 3 4
Прибыль (убыток) отчетного периода   100   100    
в том числе: прибыль (убыток) от реализации   103,0   94,3   8,7
 - от операционных операций  0,4  0,3 -0,1
 - от внереализационных операций  - 3,4  5,4 +8,8
 - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия  100 100 -

 

Из данных таблицы следует, что при формировании прибыли отчетного периода в 2005 - 2006 гг. основную роль играла прибыль от реализации продукции. Следует отметить снижение доли прибыли от реализации продукции в общей сумме прибыли отчетного периода в связи с увеличением доли доходов от финансовых операций. Так, в 2005 г. прибыль от реализации продукции составляла 103% суммы общей прибыли отчетного периода, в 2006 г. - 94,3%.

Основную часть прибыли предприятие МЭТЗ получает от реализации производимой продукции. За 2006 г. прибыль от реализации продукции составила 13 860 млн. р. Темп прироста к прошлому году в сопоставимых ценах равен 56,2%. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:

 

П=S [VPПобщ ·Уд i ۬ (Ц-С i)], (2.3)

 

где VРП - объем реализации продукции;

Уд i - структура реализованной продукции;

С i - себестоимость реализованной продукции;

Ц i - уровень среднереализационных цен.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл.2.8

 

Таблица 2.8

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. р.

Показатель   2005г. 2005г., пересчитанный на объем продаж 2006г.   2006г.
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей   54 664   55 649   88 050
Себестоимость реализованной продукции   47 697   48 562   74 190
Прибыль от реализации продукции   6967   7087   13 860

 

Сумма прибыли от реализации продукции в 2005 г. больше по отношению к прошлому году на 6893 млн. р. (13860-6967), или на 98,9%.

При сравнении суммы прибыли 2005 г. и условной, исчисленной исходя из объема и ассортимента продукции 2006 г., но при ценах и себестоимости продукции 2006 г., можно определить, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

 

(VРП, Уд) =7087-6967=+120 млн. р. (2.4)

 

Для определения влияния только объема продаж прибыль 2005 г. умножается на процент прироста по реализации продукции в оценке по себестоимости 2005 г. или в натурально-условном исчислении. Процент прироста по реализации продукции составил 1,6% (11324: 11145·100-100).

 

VРП=6967×1,6/100=+111 млн. р. (2.5)

 

Таким образом, увеличение объема продаж в натуральном выражении на 1,6% привело к увеличению прибыли на 111 млн. р. На основании этого можно сделать вывод о реализации рентабельной продукции.

Для определения влияния структурного фактора из первого результата нужно вычесть второй:

 

Уд=120-111=+9 млн. р. (2.6)

 

Полученный результат свидетельствует о том, что на долю реализации низкорентабельной или убыточной продукции приходится минимальная часть в общем объеме реализации. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением суммы затрат 2006 г. с затратами 2005 г., пересчитанными на объем продаж 2006 г.:

 

С=48562-74190=-25628 млн. рублей. (2.7)

 

Увеличение себестоимости реализованной продукции отрицательно сказалось на размере полученной прибыли. За счет данного фактора прибыль от реализации продукции уменьшилась на 25628 млн. р.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением выручки за 2006 год с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при ценах 2005 г.:

 

ц=88050-55649=+32401 млн. р. (2.8)

 

Исходя из полученного результата следует, что значительное влияние на увеличение полученной прибыли от реализации продукции оказал рост цен. За счет этого фактора прибыль от реализации продукции увеличилась на 32401 млн. р. Главным противодействующим фактором явилось увеличение себестоимости реализованной продукции. Это содействовало снижению прибыли от реализации продукции на 25628 млн. р.

Обобщение влияния факторов на прибыль о реализации отчетного периода показано в табл.2.9

 

Таблица 2.9

Факторы, повлиявшие на динамику прибыли от реализации

  Показатели Сумма, млн. руб. В% к изменению прибыли
1 2 3
Изменение прибыли от реализации в том числе за счет:   +6893   100
 - изменение натурального объема продаж  +111  +1,6
 - структуры реализованной продукции  +9  +0,1
 - роста цен  +32 401  +470,1
 - роста себестоимости  - 25 628 -371,8
Итого факторы, уменьшающие прибыль  - 25 628 -371,8
Итого факторы, увеличивающие прибыль  +32 521  +471,8

Окончание табл.2.9

1 2 3
Общее влияние факторов (стр.2+стр.3) +6893 100

 

Таким образом, решающим фактором увеличения прибыли от реализации в 2006 г. по сравнению с 2005 г. стал рост цен и реализация более рентабельной продукции. Некоторое положительное влияние на рост прибыли оказало увеличение натуральных объемов продаж. Главным фактором снижения прибыли стало увеличение себестоимости.

Прибыль, получаемая Минским электротехническим заводом, распределяется следующим образом: из балансовой прибыли уплачиваются налоги на недвижимость и прибыль, а также транспортный сбор и отчисления собственнику имущества (в 2006 г. республиканские унитарные предприятия уплачивали в бюджет 5% прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, формирования фонда накопления), 5% оставшейся суммы направляются в резервный фонд (в 2006 году 515 млн. р), 40% - на пополнение оборотных средств (3920 млн. р), оставшаяся сумма распределяется между фондом накопления (1892 млн. р) и фондом потребления (3654 млн. р).

Данные об использовании чистой прибыли представлены в табл.2.10

 

Таблица 2.10

Данные об использовании чистой прибыли, млн. р.

Показатели 2005 2006 Откл. (+,-)
Чистая прибыль 4550 10079 +5529
Распределение чистой прибыли: в фонд накопления в фонд потребления в резервный фонд на пополнение собственных оборотных средств   1092 1555 232 1396   1892 3654 515 3920   +800 +2099 +283 +2524
Доля в чистой прибыли,% фонда накопления фонда потребления резервного фонда средств, направляемых на пополнение собственных оборотных средств   24,0 34,2 5,1 30,7   18,8 36,2 5,1 38,9   5,2 +2,0   +8,2

 

Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости) в 2006 г. составила 18,7% против 14,6% в 1998 г. При этом бóльшим показателем рентабельности характеризуются виды продукции, использование производственной мощности по которым находится на относительно высоком уровне и постоянные издержки на единицу продукции невелики - силовые трансформаторы, комплектные трансформаторные подстанции, и пр. Ниже среднего уровня рентабельность товаров народного потребления, трансформаторов малой мощности, электрорадиаторов и пр.

Основными направлениями деятельности предприятия по увеличению прибыли и рентабельности являются внедрение прогрессивных технологических процессов и оборудования, позволяющих снизить себестоимость продукции; поиск новых поставщиков комплектующих и материалов, обеспечивающих лучше качество и минимальные цены; увеличение степени использования производственных мощностей; ликвидация потерь рабочего времени и потерь времени работы оборудования; создание и укомплектование оборудованием новых рабочих мест. Эти мероприятия будут способствовать увеличению объема реализации продукции. Изменение структуры продукции в пользу увеличения удельного веса высокорентабельных изделий в настоящее время не представляется возможным, однако при условии осуществления вышеуказанных мероприятий завод сможет в определенной степени перераспределить свои мощности.

На основе данных баланса предприятия произведен коэффициентный анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, представленный в табл.2.11

 

Таблица 2.11

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости МЭТЗ на 1.01.2005 и 1.01.2006 гг.

Коэффициент Норма На 1.01.05 На 1.01.06
Коэффициент текущей ликвидности > 1,7 4,48 4, 19
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными средствами > 0,3 0,78 0,76
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами < 0,85 0,09 0,12
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами   < 0,5 0,004 0,001
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2 0,21 0,97
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности   1,37 0,75
Коэффициент маневренности собственных средств   0,34 0,41

 

В целом ликвидность на начало 2006 г. несколько ухудшилась по сравнению с началом 2005 г., однако осталась на достаточно высоком уровне. Чистый оборотный капитал (разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами) увеличился с 16 947 млн. р. до 29 168 млн. р., а его доля в текущих активах снизилась с 73 до 70%. Коэффициент текущей ликвидности, определяемый как отношение оборотных активов за вычетом расходов будущих периодов к краткосрочной кредиторской задолженности, уменьшился с 4,48 до 4, 19, но его значение превышает норму. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ((собственные средства - внеоборотные активы) /оборотные активы) уменьшился с 0,78 до 0,76, но его значение также превышает норму. Таким образом, предприятие обладает достаточной суммой оборотных средств, чтобы отвечать по своим обязательствам, и в настоящее время нет оснований для признания его неплатежеспособным.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации к общей стоимости имущества (активов). Данный коэффициент составил на 1.01.2006г.0,12, что означает высокую степень способности организации рассчитываться по своим финансовым обязательствам.

Для определения доли просроченных финансовых обязательств в имуществе (активах) организации рассчитывается коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами, характеризующий способность организации рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации имущества.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами рассчитывается как отношение просроченных финансовых обязательств организации (долгосрочных и краткосрочных) к общей стоимости имущества. Его значение на 1.01.2006 г. составило 0,001 при норме не более 0,5.

Коэффициентом, характеризующим платежеспособность должника, является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение легко ликвидных активов к текущим обязательствам организации. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение суммы финансовых вложений и денежных средств к краткосрочной кредиторской задолженности. На 1.01.2006 г. значение данного коэффициента составило 0,97.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности снизился с 1,37 до 0,75. Это объясняется абсолютным и относительным ростом кредиторской задолженности, превышающим по своим темпам рост дебиторской задолженности предприятия. За 2005г. объем дебиторской задолженности вырос в 1,94 раза, кредиторской - в 1,06 раза. На 1.01.2006 г. превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 2,5 мрлд. р. Такая ситуация не влечет за собой ухудшения финансового положения предприятия, так как последнее использует эту задолженность как привлеченные источники.

Коэффициент маневренности собственных средств, определяемый как отношение собственных оборотных средств к собственным средствам предприятия, увеличился с 0,34 до 0,41, что говорит о повышении степени мобилизации использования собственных средств предприятия и перераспределении собственных средств в пользу оборотных средств.

Таким образом, на Минском электротехническом заводе пока существует достаточный производственный потенциал для нормального функционирования и нет серьезных предпосылок угрозы финансовой устойчивости. Предприятию в ближайшее время следует вкладывать средства в активную часть основных фондов; имеются также предпосылки использования долгосрочных и краткосрочных кредитов, которые в настоящее время практически отсутствуют. В условиях инфляции предприятию следует также вкладывать средства в неденежные текущие активы и увеличивать объем кредиторской задолженности, по возможности минимизируя размер дебиторской задолженности. В то же время при продолжении практики искусственного сдерживания роста цен на продукцию завода важнейшим направлением деятельности должно стать внедрение новых технологий и оборудования, с помощью которых можно будет снизить себестоимость продукции.

Минский электротехнический завод является производственным республиканским предприятием. Его приватизация в ближайшее время не планируется. Налоговые льготы заводу не предоставляются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...