Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние факторов внутренней среды организации

Внутренняя среда организации - это та часть среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез: Среднесписочная численность работающих на предприятии за 2006год составила 2852 чел. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала составила в 2006 г.2633 чел., темп роста по сравнению с 2005 г. составил 100,7%, в то время как темп роста объема производства - 132,3%, темп роста численности рабочих - 102,4%. Динамика численности и ФЗП по предприятию представлены в табл.2.12.


Таблица 2.12

Динамика численности и ФЗП по предприятию за 2005-2006гг.

Категории персонала

Среднесписочная численность, чел.

Фонд заработной платы,

тыс. р.

2005 г. 2006 г. Темп роста,% 2005 г. 2006 г. Темп роста,%
Персонал всего 2834 2852 100,6 9 767 621 13 916 419 142,5
в т. ч. ППП 2614 2633 100,7 9 328 652 13 318 006 142,8
из них:            
рабочие 1818 1861 102,4 6 042 038 8 822 503 146
служащие  796  772 97,0 3 286 614 4 495 503 136,8
непромышленная группа  220  219 99,5  422 125  581 427 137,7
несписоч-ный состав        16 844  16 986 100,8

 

Фонд заработной платы в 2006 г. на предприятии составил 13 916 419 тыс. р., в том числе:

заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время - 8 633 339 тыс. р.;

выплаты стимулирующего характера - 3 461 107 тыс. р.;

оплата за неотработанное время - 1 197 192 тыс. р.;

выплаты компенсирующего характера - 624 782 тыс. р.

Темп роста ФЗП в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом составил 142,5%, в то время как рост индекса потребительских цен - 125,4%. В целях защиты заработной платы работников от инфляции и повышения заинтересованности в результатах труда на предприятии производилась корректировка тарифной ставки 1-го разряда в пределах роста установленного объемного показателя на 37,8%. Это позволило перевыполнить доведенный Министерством промышленности показатель по росту реальной заработной платы на 8,3%. Среднемесячная заработная плата работников предприятия в декабре 2006 г. составила 480 600 р., с начала года - 405 600 р., рабочих и служащих Республики Беларусь за декабрь 2005 г. - 313 663 р.

Персонал предприятия имеет высокий уровень образования, большой практический опыт. На предприятии 812 служащих списочного состава распределены по категориям следующим образом:

руководители - 277 чел. (9% списочной численности);

специалисты - 508 чел. (16% списочной численности);

другие служащие- 27 чел. (1% списочной численности).

О высоком уровне образования свидетельствуют следующие данные: высшее образование имеют 577 работников (19% списочной численности), среднее специальное образование - 465 работников (15% списочной численности), профессионально-техническое - 280 работников (9% списочной численности).

Наибольший удельный вес на предприятии составляют работники среднего возраста: численность работников в возрасте 40-49 лет составляет 1158 чел. (38%), в возрасте 32-39 лет - 453 чел. (15%), в возрасте 50-54 лет - 497 чел. (16%). В связи с этим на предприятии уделяется большое внимание вопросам подготовки и обучения кадров. За 2005 г. профессиональное обучение прошел 761 работник, из них повысили квалификацию - 608 работников, прошли профессиональную подготовку - 153 работника.

 

Рис.2.1 Распределение численности работников по возрасту

Производственный срез. Предприятие располагает необходимым металлорежущим, гальваническим, сварочным, кузнечно-прессовым и другим оборудованием. Оборудование, которое не используется или устарело, после ремонта по возможности реализуется. Возрастная структура оборудования показана в табл.2.13.

 

Таблица 2.13

Возрастная структура оборудования

Возраст оборудования Количество единиц Процент от общего количества,%
1 2 3
До 2-х лет 234 6,66

Окончание табл.2.13

1 2 3
От 2-х лет до 5-ти лет 241 6,86
От 5-ти лет до 10-ти лет 455  12,96
От 10-ти лет до 15-ти лет 411  11,70
От 15-ти лет до 20-ти лет 548  15,60
От 20-ти лет и выше 1623  46,22

 

Степень износа основных фондов на 1.01.2006 г. составила 64%. Моральный и физический износ основных фондов препятствует развитию предприятия, освоению новых видов изделий, повышению качества продукции. Минский электротехнический завод в ближайшие годы планирует продолжить техническое перевооружение с целью выпуска новых видов продукции, экономии материальных ресурсов. Завод планирует приобретение нового оборудования, замену физически изношенного оборудования, внедрение ресурсосберегающих технологий.

В 2005 г. на заводе освоены и внедрены новые виды технологических процессов:

Аэродинамическая сушка активных частей силовых трансформаторов;

Покрытие деталей "олово-висмут" взамен покрытия "олово";

Порошковая окраска ТНП;

Изготовление круглых проводов в трансформаторном цехе № 9.

На ближайшие годы запланированы мероприятия по переводу окрасочных линий в производстве трансформаторов с технологии обезжиривания при высокой температуре на холодный процесс, механизация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и т.д.

Научно - исследовательские и опытно-конструкторские разработки на Минском электротехническом заводе проводятся постоянно. В 2005 г. объем затрат на НИОКР составил 1366 млн. р., в том числе за счет инновационного фонда Министерства промышленности - 161 млн. р., за счет средств предприятия - 1205 млн. р.

Организация участка по изготовлению проводов позволила создать 22 рабочих места и обеспечить экономию валютных средств более 700 тыс. р. РФ в год.

За счет внедрения новой технологии порошковой окраски деталей ТНП получена экономия энергоносителей и материальных ресурсов в размере 45 млн. р., созданы 10 рабочих мест, повышена производительность труда, улучшено качество продукции, условия труда и экологическая среда.

Внедрение технологии замены грунтования на фосфатирование на окрасочном конвейере панелей цеха № 6 позволило обеспечить экологическую чистоту техпроцесса и экономию материалов.

Разработка и внедрение более совершенных технологических процессов позволили предприятию значительно повысить технический уровень производства.

В настоящее время научно-исследовательские работы на предприятии затрагивают также проблему загрязнения окружающей среды. Основными источниками загрязнения окружающей среды на МЭТЗ являются гальваностоки, бумажно-бакелитовое производство (выбросы фенолов в атмосферу), печи пропитки магнитопроводов, окрасочные участки, участки деревообработки (пылевое загрязнение атмосферы). В 2004-2006 гг. были выполнены мероприятия по охране окружающей среды, направленные на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, исключение загрязнения выше норм ПДК сточных вод. В частности, было проведено техническое перевооружение цеха № 6 с целью исключения выбросов вредных веществ в атмосферу на участке сварки путем внедрения фиксаторов очистки ФВА-1000 УК, приведена в соответствие экологическим требованиям АЗС завода.

Маркетинговый срез. На Минском электротехническом заводе разработана система скидок к ценам, зависящих от условий и сроков оплаты. Так, покупатели получают право на скидку при условии поступления денежных средств на счета предприятия по данному договору на условиях предоплаты в течение 30 календарных дней с момента первого платежа. Размер скидки зависит от суммы, поступающей на счет предприятия (от 3 до 7% от прейскурантной цены).

Минский электротехнический завод гибко подходит к запросам заказчиков, идет на изменение номенклатуры и ассортимента изготавливаемой продукции. Осуществляется изменение конструкции изделий от насыщения ее самыми сложными и высокотехнологичными комплектующими до максимального упрощения, что удешевляет изделие. В последнее время освоено производство сухих силовых трансформаторов (пожаробезопасных, со сниженными шумовыми характеристиками), трансформаторов с повышенной мощностью и напряжением обмотки, повышенной динамической стойкостью обмоток, масляных трансформаторов для работы в условиях вибрации, крена, для термообработки бетона и грунта, трансформаторы для работы в условиях холодного и тропического климата.

Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, представленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат основой для раскрытия возможностей этого развития и угрозы со стороны окружающей среды, выявления сильных и слабых сторон исследуемого объекта.

SWOT-анализ - это лёгкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. Применяя метод SWOT, удаётся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

Рассмотрим сильные и слабые стороны, угрозы и возможности развития рассматриваемого нами предприятия.

Внутренние сильные стороны предприятия:

Контролируется значительная часть рынков сбыта основных видов продукции.

Территориальная близость к основным рынкам сбыта.

Тенденция наращивания объемов производства и услуг.

Ориентация на увеличение объемов производства, повышение производительности труда.

Высокий имидж предприятия на рынках сбыта.

Стабильные и длительные связи с потребителями основных товаров и поставщиками ресурсов (работа с финансово-промышленными центрами РФ).

Соответствие международным стандартам.

НИОКР, способность разработки новых видов продукции.

Технологические преимущества.

Внутренние слабые стороны предприятия:

Недостаточно высокий уровень управления.

Качество управления материально-финансовыми потоками.

Управление себестоимостью продукции.

Распределительная сеть.

Развитость службы маркетинга.

Выполнение принятых на себя договорных обязательств.

Сервисное обслуживание.

Внешние возможности:

Поиск новых незанятых "ниш" на зарубежных рынках.

Формирование положительного имиджа предприятия, товаров и услуг.

Завоевание новых сегментов рынка.

Способность обслуживать дополнительных потребителей за счет более полного использования производственных мощностей.

Расширение производства и увеличение разнообразия ассортимента продукции.

Производство сопутствующих товаров и оказание услуг.

Внешние опасности (риски, угрозы):

Конкуренция со стороны аналогичных предприятий (на зарубежных рынках), имеющих лучшее качество товаров и услуг.

Очень высокие транспортные тарифы и дорожные сборы при поставке товаров на экспорт.

Кризисные явления в экономике, инфляция в республике и отрасли.

Кризисные явления в экономике России - основного зарубежного потребителя продукции завода.

Несовершенство существующих в Республике Беларусь законопроектов по поставкам товаров на экспорт.

После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, необходимо установить связи между ними. Для этого составляется матрица SWOT.

 

Таблица 2.14

Матрица SWOT

  Возможности 1. Поиск новых незанятых "ниш" на зарубежных рынках; 2. Формирование положительного имиджа предприятия, товаров и услуг; 3. Завоевание новых сегментов рынка; 4. Способность обслуживать дополнительных потребителей за счет более полного использования производственных мощностей; 5. Расширение производства и увеличение разнообразия ассортимента продукции; 6. Производство сопутствующих товаров и оказание услуг. Угрозы 1. Конкуренция со стороны аналогичных предприятий (на зарубежных рынках), имеющих лучшее качество товаров и услуг; 2. Очень высокие транспортные тарифы и дорожные сборы при поставке товаров на экспорт; 3. Кризисные явления в экономике, инфляция в республике и отрасли; 4. Кризисные явления в экономике России - основного зарубежного потребителя продукции завода; 5. Несовершенство существующих в Республике Беларусь законопроектов по поставкам товаров на экспорт
Сильные стороны 1. Контролируется значительная часть рынков сбыта основных видов продукции; 2. Территориальная близость к основным рынкам сбыта; 3. Тенденция наращивания объемов производства и услуг; 4. Ориентация на увеличение объемов производства, повышение производительности труда; 5. Высокий имидж предприятия на рынках сбыта; 6. Стабильные и длительные связи с потребителями основных товаров и поставщиками ресурсов (работа с финансово-промышленными центрами РФ);   Поле “СИВ” 1 2 3 4 5 6 + - - + - + - - + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + -   Поле “СИУ” 1 2 3 4 5 + + - + + - - + - -   + - - + - + + Окончание табл.2.14
  7. Соответствие международным стандартам; 8. НИОКР, способность разработки новых видов продукции; 9. Технологические преимущества.     + + - + + + + + + + + + + +   + - - + - - + - -
Слабые стороны 1. Недостаточно высокий уровень управления; 2. Качество управления материально-финансовыми потоками; 3. Управление себестоимостью продукции; 4. Распределительная сеть; 5. Развитость службы маркетинга; 6. Выполнение принятых на себя договорных обязательств; 7. Сервисное обслуживание.   Поле “СЛВ” + + + + + +  - + + + + + - + + + + + + + - + + - + Поле “СЛУ" + - - + - - + + - + + + - + - - + - - + - -  

 

Исходя из результатов оценки по матрице SWOT видно, что наиболее заполнено поле "СИВ", что означает устойчивую позицию предприятия на рынке и соответствие имеющихся ресурсов перспективным возможностям.

Из матицы можно сделать вывод, что предприятие имеет высокую вероятность выйти на новые рынки, что окажет сильное влияние на дальнейшую деятельность МЭТЗ имени В.И. Козлова. Этим оно сможет привлечь новых покупателей и заказчиков, заинтересованных в приобретении их продукции и, тем самым, повысить рентабельность предприятия. Сильное влияние окажет также расширение производственной линии и добавление сопутствующих продуктов. Предприятие, тем самым, привлечет внимание заказчиков за счет возможности приобретения всей необходимой продукции и сопутствующих товаров в одном месте, что уменьшит их затраты. А прибыль МЭТЗ имени В.И. Козлова будет увеличиваться.

Так же из матрицы можно сделать вывод, что замедление роста рынка, несмотря на низкую вероятность, окажет отрицательное влияние на деятельность предприятия. В тяжелом состоянии окажется предприятие, если начнет возрастать конкурентное давление и расти продажи замещающего продукта. Это грозит потере потребителей и заказчиков продукции и уменьшению прибыли на предприятии. И, несмотря на то, что предприятие может получить "легкие ушибы" от появления новых конкурентов, необходимо провести дополнительные мероприятия по рекламе выпускаемой продукции, чтобы еще больше укрепить ее позицию на рынке.

Сильные стороны в производстве совпадают с тенденциями увеличения емкости рынка, их можно определить как возможности роста. Преобладание сильных сторон и благоприятных внешних возможностей над слабыми сторонами и внешними угрозами предполагает возможным достижение поставленных целей.

Необходимо уделять внимание слабым сторонам. Несмотря на то, что наметилась тенденция роста качества продукции, со стороны технических служб требуется принятие конкретных решений по обработке замечаний и предложений по качеству продукции.

Необходимо усилить контроль технологии производства, качества, функциональных параметров выпускаемой продукции. Это должно помочь снизить влияние слабых сторон и укрепить свои позиции на рынке.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...