Роль кадровой системы в формировании и управлении промышленным производством
Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия Выполнила: студентка гр. 1341 специальности “ПСИХОЛОГИЯ” Самойлова Наталия Юрьевна Уфа 2002г. Оглавление
Введение 4 Глава 1. Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве……………………………….6 1.1. Эргономика как наука о гигиене и проектировании трудовой деятельности 6 1.2. Психофизиологическая сущность и структура. 14 трудовой деятельности. 14 1.3. Понятие стресса и стрессоустойчивость личности. 23 Глава II. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин, работающих на вредном производстве, от профессионального стажа………………………………...46 2.1.Ход и организация исследования. 46 2.2. Методы и методики исследования. 46 2.3. Исследование уровней стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости и силы нервной системы испытуемых. 50 2.4. Исследование зависимости уровня НПУ испытуемых от профессионального стажа. 57 2.5. Исследование зависимости уровней выраженности профессионаьного стресса от стажа работы в условиях вредного производства. 61 2.6. Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы по результатам теппинг-теста. 64 2.7. Анализ результатов исследования. 66 Заключение Библиография Приложения. 74 Введение Создание производства мирового класса постоянно связано с людьми, работающими на предприятии. Оптимальные системы, процедуры и правильные принципы организации производства играют важную роль.
Формирование у работников нужной компетенции начинается уже при подборе кадров и приеме на работу кадров. Люди, которые придут на предприятие, должны соответствовать различным аспектам данного производства. Одним из важных факторов при приеме на работу на промышленное предприятие является фактор стрессоустойчивости личности, так как зачастую работа на заводах и фабриках связана с повышенным содержанием шума и многих других стрессовых факторов. Сама профессиональная деятельность работников предполагает психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и часто возникающее явление. Актуальность данной дипломной работы заключается в необходимости исследования и особого подбора кадров для производственного предприятия с учетом стрессоустойчивости, а также индивидуально – психологических и психофизиологических особенностей личности в связи в условиях постепенного перехода нашей промышленности на мировой уровень. Гипотезой исследования стало предположение о том, что существует связь уровня стрессоустойчивости и психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа у людей, работающих на производстве. Целью дипломной работы стало изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия. Исходя из цели исследования, а также из сформулированной гипотезы, были поставлены следующие задачи: · Сделать обзор литературных источников по взаимосвязи стрессоустойчивости личности, психофизиологических особенностей и профессионального стажа; · Выявить особенности нервно-психической устойчивости испытуемых. · Определить силу нервной системы испытуемых · Провести диагностику уровня профессионального стресса испытуемых.
· Сделать выводы по экспериментальному исследованию. Пpедметом исследования стала зависимость стрессоустойчивости от психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа. Объектом исследования: 60 мужчин в возрасте 35-50 лет, образующие две выборки по стажу работы на производстве в цехах с повышенным уровнем шума.
Глава 1. Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве Эргономика как наука о гигиене и проектировании трудовой деятельности
Понятие об эргономике
По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям. Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средств деятельности, относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления, специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов[1].
Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда". Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла. Термин "эргономика" (греч. ergon - работа + nomus - закон) был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов", в ФРГ - "антропотехника" и др. Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих[2].
Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе "человек-машина", изучение приспособительных и творческих возможностей человека. В практическом отношении проблема взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации. Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой. Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый социально-экономический эффект. Как отечественный, так и зарубежный опыт внедрения эргономических требований свидетельствует о том, что приводит к существенному повышению производительности труда. При этом грамотный учет человеческого фактора представляет собой не разовый источник повышения, а постоянный резерв увеличения эффективности общественного производства.
Роль кадровой системы в формировании и управлении промышленным производством Одной из самых многогранных, острых и сложных проблем перехода российского общества к рыночным отношениям, бесспорно, является подготовка кадров. По вполне понятным причинам, особый интерес у современных психологов представляют исследования той части экономического поведения, которая связана с кадровыми службами.
Переход промышленного предприятия к рыночным условиям, бесконечные преобразования требуют принципиально нового механизма кадровой работы, одним из ключевых звеньев которого является оценка персонала. Поэтому каждому руководителю предприятия, совместно с кадровой службой необходимо широко внедрять в практику психологические методы, предусматривающие как оценку качеств и свойств работников, так и их личного вклада в результаты деятельности конкретной организации. Кадровая политика опирается на анализы и прогнозы качественного состава и структуры персонала в соответствии с преобразованиями на производстве и изменениями объектов управления, учитываются также и внутренние проработки по каждому трудовому коллективу. Необходимо разрабатывать и внедрять систему материальных и моральных стимулов, заинтересовывающих как самих работников, так и руководителей организации. В монографии практического психолога Г. М. Мануйлова о кадровой службе предприятия сказано следующее: «Необходимость кардинальной перестройки кадровой службы предприятия, определение её статуса, Организационной структуры, специфики выполняемых функций обусловлена качественно новыми требованиями, предъявленными производством к человеку в условиях углубляющегося перехода на рыночные отношения, обострение безработицы, внешнего избытка трудовых ресурсов и повышение роли человеческого фактора в решение социальных задач»[3]. Основными задачами отдела кадров и социального развития предприятия являются: * Разработка единых принципов управления персоналом, форм и методов кадровой работы; * Изучение социально-демографической и профессионально квалификационной структуры предприятия, планирование кадров с учётом их изменения; * Обеспечение постоянного роста деловой квалификации, профессионализм и личного развития работников. * Создание таких условий, при которых интересы работников отождествляются с интересами предприятия. * Конструктивное сотрудничество с представителями рабочих и служащих. * Повышение ответственности персонала за экономическое состояние и развитие предприятия. * Оценка кадров по деловым и личностным качествам. * Обеспечение социальной справедливости по отношению к каждому работнику, защита его интересов. * Совершенствование организации управления персоналом, форм и методов кадровой работы. * Изучение деловых и личностных качеств руководителей и специалистов. * Укомплектование производства работниками требуемой квалификации, способными достигать высоких результатов труда. * Подготовка резерва кадров. * Разработка экономических стимулов и социальных гарантий.[4] Роль кадровой системы в формировании и управлении промышленным производством заключается в следующем: Обеспечение потребности в кадрах (профессиональная пропаганда, повышение престижа предприятия, профориентационные работы, профессиональный отбор новых работников). Исследование и опыт кадровой службы заводов до настоящего времени свидетельствуют о том, что существование этой службы чрезвычайно мало реализовывало свои функции управления персоналом предприятия. Деятельность вчерашней кадровой службы ограничивалось пассивной и автономной регистрацией: приём, увольнение, учёт личного состава и отчётность. В современных условиях отсутствие системы автоматизированного учёта кадров и специалистов-психологов, социологов лишают кадровую службу возможностей оперативного анализа и планирования целесообразных социальных изменений в коллективе, отстраняет её от выполнения своей сущностной функции. Расширяя свои знания в кадровой политике, начальник социально-правового отдела (так называется отдел кадров на заводе) основывается на новую концепцию кадровой службы предприятия, а это: Прогнозирование потребности в кадрах (планирование, разработка программ и проектов покрытия потребности в рабочей силе, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в условиях рыночных отношений). Обеспечение учёта кадров (оформление приёмов, увольнений, перемещений из одного подразделения в другое, ведение личных дел, внедрение компьютерного учёта и обработки данных, системы отчётности). 4. Управление движением кадров (регулирования внутри-производственным процессом). 5. Осуществление контроля за рациональным использованием кадров (учёт и анализ состояния трудовой дисциплины на производстве, разработка предложений по её укреплению). 6. Оказание социальных услуг (оформление пенсий, больничных листов, отпусков, льготных выплат и т. д.). С целью повышения экономической и социальной эффективности промышленного предприятия и для более широкого распространения новых форм организации, социально-правовой отдел завода под руководством его начальника должен проводить всевозможные опросы работников. Основываясь на многочисленные работы практических психологов Ю. Красовского «Как преодолеть стресс на работе?»[5], Л. Тобиаса «Психологическое консультирование и менеджмент»[6], которые считают, что «у каждого работника есть свой индивидуальный предел временного давления стресса... Если руководитель или работник перегружены заданиями, а время их выполнения «поджимает», то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции». Ю. Д. Красовский[7] определяет три позиции людей по отношению к стрессу: «стресс вола» для тех, кто к нему адаптируется, «стресс кролика» для тех, кто его избегает, «стресс льва» для тех, кого стрессовые ситуации мобилизируют. Психологические обследования должны использоваться кадровой службой для подбора подходящих кандидатов на различные должности. Поэтому важную роль в кадровой системе завода имеет место менеджера-консультанта, человека, изыскивающего способы помочь работникам трудиться продуктивнее. В его задачи входит: * улучшение психологического климата на предприятии и повышение «боевого духа» его сотрудников * совершенствование практики подбора кадров * модернизация организационной структуры * оказание поддержки служащим в развитии их способностей * сплочение коллектива в единую команду * формирование доброжелательной атмосферы на производстве * помощь людям в преодолении стрессов * достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой * устранение конфликтов * снижение текучести кадров * оценка производственных программ с точки зрения психологии * проведение регулярной политики поощрения и наказания на предприятии * консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и т. д. Психологические новшества, по мнению кадровой службы завода, играют очень продуктивную роль; тесты, психологический анализ, наблюдательность, выдержка, доверительность – вот оружие менеджера-консультанта в исследовании человеческой личности, в стремлении сделать её совершеннее. Рассмотрим подробнее особенности трудовой деятельности на промышленных предприятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|