Определение силы нервной системы при
Помощи темпинг-теста Темпинг тест — это определение максимальной частоты движений кисти. Он отражает функциональное состояние двигательной сферы и силу нервной системы. Для оценки результатов подсчитывают число точек в каждом квадрате, соединяя все точки между собой. Резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение числа точек от квадрата к квадрату, свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, — о замедлении процесса врабатываемости. Этот тест используется для контроля за скоростными качествами, ловкостью и развитием утомления. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Опыт проводится последовательно - сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов. - выпуклый тип: темп нарастает до максимального, в первые 10 - 15 сек. работы, к 25 - 30 сек. он может снизиться до показателей ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 сек. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; - ровный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы; - нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10 - 15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне - слабая нервная система; - вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне - слабой нервной системой. Оборудование: стандартные бланки, представляющие собой чистые листы бумаги (203х283 мм), разделенные на 8, расположенных по 4 в ряд, равных квадрата, секундомер, карандаш. Инструкция «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (10 сек.) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного - бланка». Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 10 сек. дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 10 сек. работы в 8-м квадрате экспериментатор подает команду «Стоп». Обработка результатов включает следующие процедуры: 1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол; 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате. На основании анализа формы кривой диагностируется сила нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания. Приложение 2 Методика «Оценка НПУ: «Прогноз»» Назначение методики
Первоначальное ориентационное выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, позволяющее как выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, так и прогнозировать вероятность нервно-психических срывов вынесении заключений о пригодности к работе на специальностях, требующих повышенной НПУ. Проведение диагностики: Тест состоит из 84 вопросов, на каждый из которых необходимо в течение 30 минут ответить «да» или «нет». Анализ ответов позволит уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях. Обработка и оценка результатов: Показатели по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом». Методика определения группы НПУ Таблица 1
Заключения и рекомендации по данным анкеты «Прогноз»: 29 и более баллов – высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медицинское обследование психиатра, невропатолога.
14-28 баллов – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности к работе, требующей повышенной НПУ.
13 и менее баллов- нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.
Приложение 3 Шкала профессионального стресса Назначение методики Опросник предназначен для оценки как наличия стрессовых состояний и даже неврозов, так и прогнозирования их возникновения в профессиональной деятельности Проведение диагностики Опросник состоит из 22 утверждений, на каждое из которых необходимо выбрать один из прилагаемых ответов. Тестирование продолжается 15-30 мин. Обработка и оценка результатов. Оценка результатов производится путем подсчета суммарной оценки по всем утверждениям в соответствии с ключом.
Интерпретация результатов. 40-50 баллов – очень высокий уровень стресса; 25-40 баллов – высокий уровень; 15-25 – средний уровень (с тенденцией к высокому); 5-15 – средний уровень (с тенденцией к низкому); 0-5 баллов – низкий уровень стресса. Приложение 4 Сводная таблица результатов диагностики испытуемых группы 1, имеющих стаж работы на вредном производстве менее 3 лет. Таблица 2
Примечание: «Уровень стресса» -результаты методики «Шкала профессионального стресса»; «НПУ»-результаты теста «Оценка нервно-психитческого напряжения»; «Квадраты(Число точек)»,»Тпп графика/сила НС» -результаты теппинг-теста Приложение 4 Сводная таблица результатов диагностики испытуемых группы 2, имеющих стаж работы на вредном производстве более 5 лет. Таблица3
Примечание: «Уровень стресса» -результаты методики «Шкала профессионального стресса»; «НПУ»-результаты теста «Оценка нервно-психического напряжения»; «Квадраты(Число точек)»,»Тип графика/сила НС» -результаты теппинг-теста [1] Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. – Изд. «Логос», 2001.
[2] Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротникова В.В., Паутинка Т.И., Подгаецкий С.И., Рыбицкий П.Н., Сорокина М.Е., Сухова Л.С., Шлендер П.Э., Костин А.Н. Эргономика. Учебное пособие для ВУЗов. – Изд. «Юнити – Дана», 1999. [3] Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. - М; РАН 1997 [4] Колбин Г., Фросина И. Социально-психологические процессы на промышленном предприятии. - М., Изд. “Институт психологии РАН» 1997.
[5] Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе? – М. 1998. [6] Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. - М. «Класс» 1997.
[7] Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы М. «ИНФРА-М», 1997. [8] Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика/ Энциклопедический словарь/ - Изд. Деловая книга, 2000. [9] Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. – Изд. «Логос», 2001.
[10] Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., изд. «РЭНАР», 1992
[11] Селье Г. Стресс без дистресса, М., 1982 [12] Столяренко Л. Основы психологии, - Ростов-на-Дону, 1997. [13] Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса, М, 1999 [14] Турачев Ю., Иовлев Б. И др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М, 1976 [15] Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. – М., 1993 [16] Грановская Р. Элементы практической психологии. – С-Пб, 1997 [17] Лазарус Р. Эмоциональный стресс, М., 1970.
[18] Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. – М., 1993
[19] Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960 [20] Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960
[21] Березин Ф. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л, 1988 [22] Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960
[23] Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976 [24] Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков: изд-во Псковский обл. институт. усовершенствования учителей, 1994 [25] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-Кн.2:Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.
[26] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-Кн.2:Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.
[27] Сидоренко Е.В. Методы Математической обработки в психологии.-Изд.Соц.псих.центр, СПб,1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|