Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы по результатам теппинг-теста

2.6.1. Выявление различий между среднегруповыми показателями силы НС

Для оценки различий между среднегрупповыми показателями силы НС используем U-критерий Манна Уитни.

Рабочая гипотеза: млжно ли утверждать, что группа 1 превосходит группу 2 по уровню показателей силы НС.

2.6.1.1. Статистические гипотезы:

Но: Среднегрупповой уровень показателей силы НС в группе 2 не ниже, чем в группе1;

Н1: Среднегруппововй уровень показателей силы НС в группе 2 ниже, чем в группе1.

2.6.1.2. Подсчет ранговых сумм по группам представлен в табл.2.4.

Подсчет ранговых сумм по группам

Таблица 2.4.

Группа 1(стаж менее 3 лет)

Группа 2(стаж более 5 лет)

Показатель силы НС

Ранг Показатель силы НС Ранг

59

59

59

58

58

58

58

57

16 14.5 14,5 9,5 9,5 9,5 9,5 5.5   58,8 58,4 57,7 57 56,5 56,2 56 56   13 12 7 5.5 4 3 1.5 1.5  
Суммы 466 88.5 456,6 47.5
Средние 58.25 10.06 57,075 5.93

 

2.6.1.3.Расчет эмпирического значения U:

2.6.1.4.Uэмп.=(n1*n2)+ (n2*(n2+1)/2-Тх=(8*8)+8*(8+1)/2-88,5=11,5,

где n –максимальный ранг;Тх-большая из двух ранговых сумм

2.6.1.5.Определение критических значений U для n1,2=8(табл.II Приложения1, Сидоренко Е.В.):

Uкр.(0,05)=15; Uкр (0,01)=9

2.6.1.6.Условия достоверности различий:

Если Uэмп. £ Uкр, то различия достоверны.

Выввод:

В нашем случае Uэмп.=11,5, что меньше Uкр.(0,05)=15, следовательно принимаем гипотезу Н1 о достоверности различий, т.е.среднегруппововй уровень показателей силы НС в группе2, имеющей больший стаж работы, ниже, чем в группе1.

Анализ результатов исследования.

1.В результате диагностики испытуемых по тесту «Оценка НПУ: Прогноз» получены следующие данные:

· все испытуемые показали «высокий» (6 и менее баллов), «хороший» (7-13 баллов) и «удовлетворительный» (14-28 баллов) уровни НПУ. С оценкой «неудовлетворительно» (29 и более баллов) ни в одной из групп испытуемых не выявлено.

· Результаты сопоставления с помощью j* -критерия Фишера групп по процентной доле лиц с уровнями выраженности НПУ «удовлетворительно» и «хорошо» достоверных различий не выявили., т.о. не выявлена зависимость уровня нервно-психической устойчивости испытуемых от профессионального стажа

2. Диагностика испытуемых по тесту «Шкала профессионального стресса» показала:

· В группе 1, в которой стаж работы испытуемых на вредном производстве менее 3 лет, «низкий уровень стресса» выявлен у 16,6%, «средний уровень с тенденцией к низкому»-у 30%, «средний с тенденцией к высокому»-у 36,6%, «высокий уровень стресса»-у 16,6%.

· В группе 2, в которой стаж работы 5 лет и более, получена следующая картина: «низкий уровень стресса» выявлен у 26,6%, «средний уровень с тенденцией к низкому»-у 43%, «средний с тенденцией к высокому»-у 9%, «высокий уровень стресса»-у 26,6%.

· Результаты сопоставления с помощью j* -критерия Фишера групп по процентной доле лиц с «высоким уровнем» по шкале профессионального стресса достоверных различий между группами не выявили.

· Результаты сопоставления групп по процентной доле лиц с уровнем по шкале профессионального стресса от «среднего с тенденцией к высокому» до «высокого» (от15 баллов и более) показали, что (с достоверностью р£0,03) в группе испытуемых, имеющих больший стаж работы на производстве, процент лиц, у которых проявляются признаки повышенного нервного напряжения, умеренного стресса выше.

Т.о. мы можем предположить, что выявленный в результате исследования больший процент лиц с признаками умеренного стресса в группе, имеющей больший профессиональный стаж, вызван наличием зависимости уровня профессионального стресса от стажа работы на вредном производстве.

3. Для исследования психофизиологических особенностей испытуемых в работе применяется Теппинг-тест, определяющий силу нервной системы.

· Результаты проведенного с помощью U-критерия Манна Уитни сравнения среднегрупповоых показателей силы НС выявили, что в группе 2 они достоверно(р£0,05) ниже, а.т.к. испытуемые данной группы имеют больший стаж работы в условиях вредного производства, то можно предположить, что более низкие показатели мотороной частоты рук связаны с психофизиологическими изменениями испытуемых, происходящими под длительным воздействием стрессфакторов(если не учитывать возможные особенности самой выборки).

Т.о. нами выявлено, что с ростом профессионального стажа работы в условиях вредного производства ухудшаются показатели пофессионального стресса и силы нервной системы испытуемых.

Выводы:

1. Не выявлена зависимость нервно-психической устойчивости испытуемых от стажа работы на вредном производстве;

2. при сравнении с помощью j -критерия Фишера двух групп с разным профессиональным стажем работы на вредном производстве, признаки умеренного стресса чаще встречаются у работников, имеющих больший стаж;

3. исследуя психофизиологические особенности с помощью Теппин-теста удалось установить наличие связи между силой нервной системы и стажем работы, т.о. в группе, имеющей больший стаж работы показатели силы нервной системы более низкие.

Т.о.наше исследование показало, что работа в условиях вредного производства способствует увеличению показателей профессионального стресса и снижению показателей силы нервной системы работников.

 

 


Заключение

Рассмотренные в данной работе психологические аспекты управления промышленной организацией в нынешних условиях рыночных отношений и проведенное нами исследование направлены преимущественно на переход теоретических психологических знаний к решению практических социально-производственных задач.

Основными критериями эффективности жизнедеятельности производственной организации является ее стабильность, благоприятный психологический климат, эффективное управление движением кадров, взаимодействие всех подразделений с администрацией, постоянно растущая производительность труда.

Представленная дипломная работа посвящена проблеме психофизиологических особенностей и профессионального стресса людей, работающих в условиях промышленного предприятия.

    Цельюдипломной работы стало изучение зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин, работающих в условиях промышленного предприятия, от профессионального стажа.

В соответствии с поставленной целью, проведено исследование, показавшее следующее:

работа в условиях вредного производства способствует увеличению показателей профессионального стресса и снижению показателей силы нервной системы работников.

На основании проведенного нами исследования могут быть даны следующие рекомендации:

Методики Теппинг тест, «Шкала профессиональног стресса» и «Оценка НПУ: «Прогноз»» могут быть использованы в работе отдела кадров предприятия как при приеме на работу в цеха вредного производства, так и для периодического контроля психофизиологического состояния работников с целью проведения своевременных психопрофилактических мероприятий.

 

 


Библиография

1. Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротникова В.В., Паутинка Т.И., Подгаецкий С.И., Рыбицкий П.Н., Сорокина М.Е., Сухова Л.С., Шлендер П.Э., Костин А.Н. Эргономика. Учебное пособие для ВУЗов. – Изд. «Юнити – Дана», 1999.

2. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М. - 1976.

3. Алиев X. Защита от стресса. - М. - 1996.

4. Бахур В. На нервной почве. - M. - 1997.

5. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л. - 1988.

6. Брей P. Как жить с собой и миром. - М. - 1992.

7. Василюк Ф. Психология переживаний. - М. - 1984.

8. Вильховченко Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве. - М., «Экономика», 1997.

9. Воробьев Г. Человеческие ресурсы и современное предприятие. - М. 1997.

10. Грановская Р. Элементы практической психологии. - С.П. - 1997.

11. Каверин С. Б. Мотивация труда. - М., Изд. «Институт психологии РАН» 1998.

12. Колбин Г., Фросина И. Социально-психологические процессы на промышленном предприятии. - М., Изд. “Институт психологии РАН» 1997.

13. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. - М. - 1993.

14. Кон И. Социология личности. – М. - 1967.

15. Кондрашенко В. Донской Д. Общая психотерапия. – М. - 1997.

16. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы М. «ИНФРА-М», 1997.

17. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе? – М. 1998.

18. Краткий психологический словарь. – Р-н/Д. - 1998.

19. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск. - 1996.

20. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Р. - 1986.

21. Лазарус Р. Эмоциональный стресс, М., 1970.

22. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. – М. - 1980.

23. Майерс Д. Социальная психология. - С.-П. - 1999.

24. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. - М; РАН 1997.

25. Менделевич В. Клиническая медицинская психология. - М. - 1960.

26. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. – Изд. «Логос», 2001.

27. Немов Р.С. Психология. 1 и 2 том. - М., Изд. центр «Владос» 1999.

28. Новиков В. В.; Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. - Изд. М. 1992.

29. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – М., 2002.

30. Популярная медицинская энциклопедия. – М. - 1979.

31. Психологический словарь. - М. - 1998.

32. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика/ Энциклопедический словарь/ - Изд. Деловая книга, 2000.

33. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. - М. -1998.

34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- Кн.2:Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.:Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,1998.

35. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - С.П. - 1999.

36. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., изд. «РЭНАР», 1992.

37. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М. - 1960.

38. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. - 1982.

39. Семенова А. Исцеление словом. - С.-П. - 1998.

40. Семенова А. Оберегу от всех невзгод: защита судьбы и кармы, здоровья и семьи. - С.-П. - 1998.

41. Сергеев В. Психология для работников кадровой службы. - М., «НИОПИК» 1998.

42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: «Социально-психологический центр»,1996.

43. Столяренко Л. Основы психологии. - Р.н/Д. - 1997.

44. Стресс жизни. составители Л.Попова, В. М.Соколов. - 1996.

45. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.

46. Теплов Проблемы индивидуальных различий. - С-П. 1986.

47. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. - С.-П.-1996.

48. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. - М. «Класс» 1997.

49. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М. - 1976.

50. Хьелл Л., Зинглер Теории личности. - С.-П. - 1999.


Приложения

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...