F. Уровень использования зубных паст
По данному критерию ЗЩ подразделяются на две группы: индивидуального и профессионального назначения. Индивидуальные пасты используются в домашних условиях в сочетании с зубной щеткой. Профессиональные ЗЩ предназначены для удаления зубных отложений в условиях лечебно-профилактических учреждений. Используются в рамках профессиональных технологий врачами–стоматологами, гигиенистами стоматологическими. Профессиональные ЗЩ отличаются по составу и свойствам от индивидуальных паст. Например, ЗП «R.O.C.S. 5000» содержит 5000 ppm фтора и применяется только под контролем стоматолога, гигиениста стоматологического. G. Детские зубные пасты В настоящее время мнение специалистов по данному вопросу однозначно: ребенок должен пользоваться детской зубной пастой. Не существует «семейной» пасты, универсальной для всех членов фамилии. Во-первых, детская ЗП по составу и свойствам отличается от ЗП для взрослых (степень абразивности, концентрация фторида, вкусовые качества, дизайн). Особенно это касается паст для детей дошкольного возраста. Во-вторых, родители и дети могут иметь различные стоматологические заболевания, что предполагает применение ЗП направленного действия (простые, комбинированные, комплексные).
Консистенция зубных паст ЗП может выпускаться в виде пасты и геля. Большинство современных ЗП имеют традиционную кремообразную компоновку. Однако в последнее время удельный вес гелевых ЗП возрастает. Гели соответствуют реологической модели вязкопластического тела, обладают начальным сопротивлением сдвигу (статический предел текучести). Гелевые системы обладают тиксотропией (способностью восстанавливать свойства после снятия нагрузки), что значительно улучшает потребительские свойства. Они легко выдавливаются из тубы, не растекаются по щеке, легко диспергируются во рту. За счет тиксотропных свойств облегчается перемешивание пасты при изготовлении и расфасовке. Гели позволяют создавать пасты заданной абразивности. Указанными положительными свойствами обладают гели на основе полисахаридов природного происхождения – камедей ксантана. Они высокосовместимы и стабильны в присутствии многих химических веществ.
По очищающим способностям гель не уступает пасте. Гелевой пасте можно придать любую окраску и упаковать в прозрачную тубу любого дизайна, что имеет значение при формировании гигиенических навыков у детей. Гелевые пасты формулы «два в одном» можно использовать как в качестве обычной ЗП, так и в качестве ополаскивателя при предварительном ее разведении водой («Foramen»).
Гигиенические зубные пасты обладают очищающим и освежающим действием. Они способствуют удалению микробного налета и остатков пищи с поверхностей зубов и языка, из межзубных промежутков. Лечебно-профилактические зубные пасты оказывают многостороннее воздействие на органы и ткани полости рта. Эффект ЛПЗП обусловлен наличием отдельных биологически активных компонентов, либо их сочетанием. Простые пасты содержат один активный компонент определенной направленности. Комбинированные содержат несколько лечебно-профилактических компонентов, направленных на профилактику и лечение одного вида патологии. Комплексные пасты имеют в своем составе несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии. Комплексные пасты являются наиболее перспективными и востребованными. G. На упаковке любой пасты должна быть следующая информация: - слова «ЗП» - фирменное название продукта - название и адрес производителя (фирмы)
- номер партии продукта - полный список компонентов пасты в соответствии с международной косметической терминологией - объем ЗП или масса в граммах - дата окончания годности (если срок ее хранения менее 30 мес.) Зубной порошок – средство гигиены полости рта, обладающее хорошими очищающими свойствами, слабо выраженным дезодорирующим и освежающим действием. Осажденный мел, дикальций-фосфат, трикальций-фосфат, магния карбонат, углекислая магнезия, аэросил составляют 98–99 % массы порошка. По сравнению с современными зубными пастами, коэффициент абразивности порошков в 3-4 раза выше. Ароматические вещества придают порошкам свежесть и приятный вкус. В качестве отдушек используют гвоздичное, мятное, эвкалиптовое, анисовое, коричное масла, а также ментол и другие компоненты. Положительные свойства зубного порошка: а)простота изготовления б) хорошие очищающие свойства в) низкая цена. Отрицательные свойства зубного порошка: а) высокая абразивность б) слабое дезодорирующее действие в) отсутствие лечебно-профилактических компонентов г) высокий уровень микробной загрязненности д) неудобство использования. В настоящее время разрабатываются зубные порошки с меньшей истирающей способностью (применяются наполнители с пониженной абразивностью) и лечебно – профилактические зубные порошки с введением в их состав активных компонентов (фториды, соединения железа, олова, магния, цинка, кадмия, экстракт подорожника, корицы, чая и др.). Зубные порошки в настоящее время используются редко, так как по всем параметрам безоговорочно проигрывают зубным пастам.
Тесты: 1. Выберите зубную пасту для школьника с интактными зубами и здоровым пародонтом при содержании фтора в питьевой воде 2,8 мг/л. а) гигиенические б) кальцийсодержащие в) фторидсодержащие г) противовоспалительные 2. Укажите факторы, влияющие на выбор ЗП для ребенка: а) возраст б) состояние твердых тканей в) состояние гигиены полости рта г) состояние иммунитета д) активность кариозного процесса е) содержание фторида в питьевой воде. 3. Назовите наиболее важные характеристики ЗП: а) вкус б) абразивность в) консистенция г) БАВ д) цвет 4. В состав комбинированных ЗП входят:
а) один или более лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологи б) два или более лечебно-профилактических компонента, действие которых направлено на лечение и профилактику одного и того же вида патологии. 5. В состав комплексной ЗП входят: а) один или более лечебно-профилактических компонента, действие которых направлено на лечение и профилактику различных видов патологии, б) два или более лечебно-профилактических компонента, действие которых направлено на лечение и профилактику одно и того же вида патологии. 6. Укажите средства гигиены для детей 3 диспансерной группы при содержании фторидов в питьевой воде 2,4 мг/л. а) ЗП «Семейная» б) ЗП «Фтородент» в) ЗП «Новый Жемчуг Кальций», «Каримед детский» г) зубной порошок «Жемчуг», «Детский» д) ЗЩ «Пародонтол», «Лесная», «Лесной бальзам». 7. Перечислите основные компоненты ЗП: а) консервирующие вещества б) ароматические вещества в) мыла г) абразивные наполнители д) ПАВ е) увлажняющие вещества. ж) БАВ 8. Укажите противокариозные компоненты ЗП: а) фториды б) ПАВ в) хлорофилл г) кальций и фосфаты д) экстракты трав е) антисептики ж) ферменты 9. Укажите противовоспалительные компоненты ЗП: а) антимикробные вещества б) хлорофилл в) фториды г) кальций и фосфаты д) экстракты трав 10. Назовите отрицательные свойства зубного порошка: а) отсутствие лечебных и профилактических компонентов б) слабое освежающе и дезодорирующее действие в) недостаточная гигиеничность г) высокая абразивность д) неудовлетворительный дизайн Литература: 1. Лекции по профилактике стоматологических заболеваний. 2. Виноградова Т.Ф. и др. Справочник по стоматологии. – М., 1993. - С. 469–471, 474. 3. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний (учеб. пособие). – М., 1990. – С. 20-24, 116. 4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. – М., 1982. - С. 100-121. 5. Сунцов В.Г. и др. Стоматологическая профилактика у детей. – Н. Новгород, 2001. - С. 82-92. 6. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта – первичная профилактика стоматологических заболеваний // Новое в стоматологии (спец. выпуск). – 1999. - № 7. – С. 17–20, 70–74, 103–110.
7. Улитовский С.Б. Прикладная гигиена полости рта // Новое в стоматологии (спец. выпуск). – 2000. - № 6. – С. 61-66, 77-84, 93-96. 8. Улитовский С.Б. ЗЩ. – СПб, 2000. - 272 с. 9. Улитовский С.Б. Средства индивидуальной гигиены полости рта: порошки, пасты, гели зубные. – СПб, 2002. – 296 с. 10. Улитовский С.Б. Практическая гигиена полости рта. – М., 2002. – 328 с. 11. Ральф Е. Мак-Дональд, Дейвид Р. Эйвери. Стоматология детей и подростков (седьмое изд.). – М., 2003. – С. 244–267.
Тема 9. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЗУБНЫЕ ПАСТЫ С КАЛЬЦИЕМ И ФОСФАТАМИ Учебные элементы Цель занятия: Ознакомиться с составом, свойствами и применением гигиенических, кальций и фосфатсодержащих зубных паст. Основные понятия: гигиенические зубные пасты (ГЗП), зубные пасты с кальцием и фосфором (КФЗП). План изучения темы: 24) Контроль исходного уровня знаний 25) Собеседование по теме занятия: а) состав и свойства ГЗП б) состав и свойства КФЗП в) механизм противокариозного действия КФЗП г) показания к применению ГЗП и КФЗП д) представители классов 26) Контроль усвоения знаний
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|