Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прибыль фирмы. Пути максимизации прибыли при различных типах конкуренции




Микроэкономика

1.​ Экономическая система: сущность, виды экономических систем

Экономическую систему можно определить, как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на базе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем) - домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

Основными элементами экономической системы являются:

- Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).

- Организационные формы хозяйственной деятельности.

- Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, ᴛ.ᴇ. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.

- Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.

- Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

2. Типы экономических систем.

Существуют многочисленные критерии, по которым можно классифицировать экономические системы. Одним из них является, к примеру степень открытости. Этот критерий применим для характеристики как экономических систем в целом, так и всех ее подсистем. Наиболее распространенным критерием деления экономических систем на типы на макроуровне являются формы регулирования экономической жизни.

Если основным признаком классификации являются формы собственности на факторы производства и способы управления и координации экономической деятельностью, то выделяют: традиционную экономику; рыночную экономику; административно-командную (плановую) экономику; смешанную экономику.

Традиционная экономика - такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Административно-командная система (плановая экономика) - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей. В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

2.​ Спрос как экономическая категория. Функции спроса. Факторы, определяющие спрос. Эластичность спроса

Спрос на какой-либо товар характеризует готовность потребителя купить то или иное количество этого товара по определенной цене в некотором интервале времени. Поскольку при различных значениях цены потребители желают купить разное количество товара, спрос выражается в виде шкалы распределения цен и объемов товара, где обязательными элементами являются: значения цены, соответствующие объемы продаж товара и интервал времени (день, неделя и т.д.).

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:

QDA = f(PA, Рв,.....,Pz, I, Т,...),

где QDA- объем спроса на товар А в единицу времени;

РА- цена товара А;

PB,.....,Pz - цены других товаров;

I- денежный доход потребителя;

Т - вкусы и предпочтения;

... - прочие факторы.

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, принять неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены: QDA= f(PA).

Изменение функции спроса происходит под влиянием следующих неценовых факторов:

Фактор 1. Изменение денежного дохода потребителей. Чем выше доход потребителей, тем больше они тратят на товары и услуги, увеличивая спрос. Вместе с тем установлено, что с ростом дохода потребление некоторых продуктов снижается. В связи с этим принято различать нормальные товары, спрос на которые повышается с ростом доходов потребителей, и товары низкого качества, спрос на которые падает с ростом доходов потребителей.

Так, повышение доходов населения приводит к увеличению потребления мяса высших сортов, овощей и фруктов (сдвиг кривой спроса вправо) и снижению потребления крахмалосодержащих продуктов (сдвиг кривой спроса влево).

Фактор 2. Изменение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Если два продукта являются взаимозаменяемыми (например, говядина и мясо птицы), то повышение цены на один из них вызовет переключение спроса на другой, и кривая спроса последнего сдвинется вправо.

Если два продукта являются взаимодополняющими (например, мясо птицы и комбикорм), то повышение цены на один из них вызовет снижение спроса на другой, и кривая спроса последнего сдвинется влево.

Фактор 3. Изменение числа потребителей данного товара. Чем больше потребителей товара, тем выше спрос на данный товар. Например, увеличение численности детей в городе сместит кривую спроса на детское питание вправо.

Фактор 4. Изменение вкусов и предпочтений потребителей. Одни предпочитают растительное масло, другие -- маргарин, а третьи -- сливочное масло. Если вкусы изменяются в пользу какого-либо товара, то спрос на него возрастает (кривая спроса смещается вправо).

Фактор 5. Инфляционные ожидания. Если покупатели считают, что цены возрастут, то они увеличат свой спрос, чтобы в будущем не потерять на возросших расходах. Например, низкий урожай лука в текущем году порождает ожидания роста цен на него в ближайшем будущем, что приводит к росту покупок, а кривая спроса сместится вправо и др.

Эластичность спроса по цене характеризует реакцию спроса на изменение цены, или показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на один процент:

Ер = (ДQ/Q) / (ДP/P),

где ДQ и ДP - приросты объема спроса и цены товара, Q и Р - объем спроса и уровень цены товара.

3.​ Предложение как экономическая категория.
Функции предложения. Факторы, определяющие предложение.
Эластичность предложения

Предложение. Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара по определенной цене в некотором интервале времени.

Объемом предложения называют количество того или иного товара; которое желает продать на рынке продавец за некоторый период времени по определенной цене.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:

QiS = QiS (Li; Р1, …,Pk; Ti; N;…),

где QiS - объем предложения i-го товара (i=1,2,...,n); Li - характер применяемой в производстве i-го товара технологии; Р1, …,Pk - цены товаров, включая i-ый; Тi - налоги и дотации, установленные по i-тому товару, N - природные условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара (Рi), считать неизменными, то от функции (1.3) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость предложения данного товара только от его собственной цены:

QiS = QiS (Рi).

Изменение функции предложения может произойти под влиянием следующих неценовых факторов:

1. Изменение числа продавцов на рынке. Рост числа продавцов приводит к увеличению предложения. Кривая предложения сместится вправо.

2. Изменение цен на ресурсы, применяемые в производстве данного товара, приводит к соответствующему изменению издержек производства и противоположному сдвигу предложения.

3. Изменение цен на другие товары также смещает кривую предложения.

4. Изменение технологии производства данного товара в результате научно-технического прогресса. Улучшение технологии способствует снижению издержек производства и увеличению предложения (кривая предложения смещается вправо).

5. Ожидания изменений уровня цен могут сказаться противоречиво.

6. Изменение налоговой политики. Повышение налоговых ставок удорожает производство и приводит к сокращению предложения, а введение дотаций побуждает увеличивать предложение.

7. Изменение природных условий. Благоприятные погодные условия приведут к увеличению предложения сельскохозяйственных продуктов, а засуха - к сокращению предложения.

Эластичность предложения. Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению. Она дает информацию о силе реакции предложения на изменение цен (эластичность предложения по ценам). Эластичность предложения сообщает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара, если цена продукта изменится на один процент. Коэффициент эластичности предложения изменяется в пределах от 0 до 1. Если ЕS < 1, то предложение неэластичное, если ЕS > 1 - эластичное, если ЕS = 1, имеет место единичная эластичность. Если ЕS= 0, предложение абсолютно неэластично, если ЕS = 1, предложение абсолютно эластично.

 

4.​ Сущность рынка и его виды. Структура и инфраструктура
рынка

Рынок – это сложная система экономических связей и отношений между субъектами, которые участвуют в процессах производства, потребления, распределения или обмена различных товаров и услуг по соответствующим рыночным ценам, сформированным исходя из баланса спроса-предложения, с учетом конкуренции.

Сущность рынка представляет собой механизм взаимодействия потребителей, которые предъявляют спрос на товар, и продавцов, которые формируют предложение данного товара. Сами продукты при этом являются объектами рынка. Понятие товара не ограничивается только материальными вещами. Это могут быть услуги, ресурсы, валюта, ценные бумаги, государственные льготы и т.д.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров и услуг:

- рынок продовольственных товаров;

- рынок непродовольственных товаров;

- рынок услуг.

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья.

3) Финансовый рынок:

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли;

- рынок недвижимости;

5) Информационный рынок:

- рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

1) локальный или местный рынок;

2) региональный рынок;

3) межрегиональный рынок;

4) национальный рынок;

5) международный рынок;

6) мировой рынок.

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

 

5.​ Рыночное равновесие. Равновесная цена

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос) и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене. Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Если реальная рыночная цена выше то объем будет меньше объема предложения т.е. возникает избыток товара Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение что приведет к сокращению объема до. Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса превышает объем предложения возникает дефицит товара Дефицит товара действует в сторону повышения его цены.

В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым. Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Если реальная рыночная цена выше, то объем спроса будет меньше объема предложения т.е. возникает избыток товара Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. что бы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение что приведет к сокращению объема до Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса (превышает объем предложения, возникает дефицит товара). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым

Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене: - цена, при которой спрос и предложение равны; - цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; - цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.

 

Прибыль фирмы. Пути максимизации прибыли при различных типах конкуренции

Прибыль — выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).

Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).

Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. Это соответствовало «бухгалтерскому» определению прибыли. С переходом к рынку, кроме бухгалтерской, определяют и «экономическую» прибыль. В бухгалтерских расчетах прибыль представляет часть доходов, остающихся после возмещения текущих затрат и процентов по краткосрочным кредитам банков в самом общем виде можно записать так:

П = Д - И, где

П — прибыль, Д — доходы, И — издержки производства. Доходы — важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком.

Максимальная прибыль достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли — прибыльность каждой единицы выпуска. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход — на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Таким образом, фирма, принимая решение о росте производства продукции, может руководствоваться простым правилом: ей следует увеличивать производство до уровня, на котором предельный доход становится равным предельным издержкам.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) кон­куренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чис­том виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим то­варом на рынке чистой монополии, а с другим – на высококонку­рентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как моно­полий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие ис­следования необходимы для определения принципов ценообразова­ния в зависимости от соотношения спроса и предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...