Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструменты макроэкономической политики




Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая.

Фискальная политика Государственные расходы
Налогообложение
Денежная политика Контроль за количеством денег
Воздействие на ставку процента
Внешнеэкономическая политика Внешнеторговая политика
Валютная политика
Политика доходов Контроль за ценами
Контроль за заработной платой

Проводя макроэкономическую политику, государство традиционно стремится, прежде всего, к достижению такого внутреннего равновесного состояния экономики, когда обеспечивается полная занятость, темпы инфляции минимальны и поддерживаются стабильные темпы экономического роста. Вместе с тем, в современной открытой экономике проблема внешнего равновесия, т.е. равновесного состояния платежного баланса, становится в один рад с важнейшими внутренними макроэкономическими проблемами.

Данная проблема имеет особое значение для России и других стран с формирующейся рыночной экономикой, поскольку большинство этих стран сталкивается с целым комплексом макроэкономических проблем, как внутренних, так и внешнеэкономических (высокие темпы инфляции, нестабильность национальной валюты, значительная безработица, неустойчивые темпы экономического роста, отток капиталов из страны т.д.), решение которых требует тщательно скоординированных мер государственной политики.

 

12.​ Доходы и расходы государства. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. военные;

2. экономические;

3. на социальные цели;

4. на внешнеполитическую деятельность;

5. на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:

- при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) его дефицита;

- при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных статей) в течение оставшегося времени текущего финансового года (по защищенным статьям гарантируются производство расходов в полном объеме).

Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним относятся статьи, предусматривающиеся выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопления, освещение и др.

- привлечение средств путем выпуска займов (государственных и местных) и использованием кредитов.

Государственные заимствования РФ - займы, кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. Гос. внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние в валюте РФ. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Дефицит субъекта на должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъектов РФ без учета финансовой помощи субъектов РФ. Местного не более 10 процентов дохода.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджет на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

- государственный займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

- поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) внешние источники:

- государственные займы,осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Для бюджета субъектов и местных бюджетов источники аналогичны, только выпуск ценных бумаг от имени соответствующего субъекта.

 

13.​ Макроэкономические характеристики реального сектора
экономики и его экономические пропорции

Под реальным сектором экономики понимается механизм преобразования ресурсов, факторов производства в конечный продукт в рамках определенной хозяйственной системы. В РСЭ ведущую роль играют пропорции как в сфере производства, так и в сфере занятости. На рынке же благ, как и на любом рынке, первостепенное значение имеет взаимодействие спроса и предложения на реальные блага.

Под факторами производства следует понимать: вещественный и личный фактор (марксистский подход), а также труд, землю, капитал и предпринимательские способности (маржиналистский подход).

Основным показателем работы реального сектора экономики выступает ВНП - рыночная совокупная стоимость конечных Т и У, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.

ВВП - макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных Т и У, произведенных в стране за определенный период времени всеми производителями, независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами:

1) по расходам (по конечному использованию): ВВП - С +I + G + Ex - Im, где С— потребительские расходы(кроме расходов на приобретение жилья);I - валовые частные внутренние инвестиции; G - гос. закупки товаров и услуг (гос. расходы – трансферты).;

2) по доходам (по распределительному способу): суммируются все факторные доходы (з/п, премии, прибыль) + 2 компонента, не являющихся доходами: амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги – субсидии).

3) по добавленной стоимости: суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. ДС - приращение стоимости; разность между выручкой и затратами на ее производство и реализацию.

- ЧНП = ВНП – D (амортизация).

- НД = ЧНП – косвенные налоги + субсидии (метод расходов);

НД = ЗП + прибыль + рента + ссудные проценты (метод доходов).

- ЛД (личный доход) = НД - взносы населения на соц.страхование - налоги на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций.

- РД (располагаемый доход) = ЛД – прямые налоги + трансфертные платежи = потребление (С) = сбережения (S).

- Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ) — показатель, характеризующий качество жизни населения. ЧЭБ = ВНП + товары и услуги теневой экономики (той ее части, которая не носит деструктивного характера), работа на дому, осуществляемая самостоятельно, увеличение времени на досуг - расходы на устранение последствий загрязнения окружающей среды.

- Национальное богатство (НБ) — совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений (общественное богатство) и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов (естественное богатство), которыми располагает общество на определенный момент времени.

При преобразовании ресурсов в конечные продукты используются определенные производственные технологии. В формальном виде использование производственной технологии выражается так:

y = f (L, K)

y = Lα * K1-α

Предполагается, что при неизменном количестве использования одного фактора от использования другого фактора убывает.

Классический и кейнсианский подходы отличаются тем, что у классиков факторы производства взаимозаменяемы, а у кейнсианцев нет.

Наиболее часто в статистическом анализе применяются следующие виды общеэкономических пропорций:

I / ВНП – показатель инвестиционной квоты, или инвестиционной активности предприятий;

G / ВНП – соотношение между государственными расходами и ВНП (государственная квота). Показывает долю государственных расходов, или насколько активно государство участвует в экономике страны;

(Ex + Im) / ВНП – уровень открытости экономики (характеризует степень участия страны в международном разделении труда).

Во-вторых, выделяют пропорции, характеризующие структуру общественного разделения труда.

В-третьих, можно отметить пропорции, характеризующие изменения ВНП в краткосрочном периоде.

ВНП = I + C + G + Ex – Im

Предположим, что 1 элемент (I или C) возрастает. При этом ВНП возрастает на большую величину. Это обуславливается эффектом мультипликатора.

Для разъяснения эффекта мультипликатора рассмотрим инвестиционный мультипликатор. Предположим, инвестиции увеличились на 100 единиц и стали чьим-то доходом. Этот доход распадается на потребление (75 ед.) и сбережение (25 ед.). В свою очередь эти 75 ед. (потребление), будучи инвестированными, опять распадаются на 57 ед. и 18 ед. (потребление и сбережение соответственно). Данная цепочка продолжается до тех пор, пока эффект мультипликатора не затухнет.

Наконец, выделяются пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде.

Одним из способов представления ВНП в долгосрочном периоде является разложение по Солоу:

Q (темп роста) = ΔY / Y = ΔA / A + α * ΔK / K + (1 - α) * ΔL / L, где

А – показатель НТП

Δ К / К – темп изменения капитального запаса

Δ L / L – темп изменения количества применяемой рабочей силы

Экономический рост можно разложить на факторы; α – вклад различных факторов в экономический рост.

Для анализа изменения пропорций в процессе производства используется такой показатель, как индекс структурных сдвигов и индекс сходства различных структур.

Индекс структурных сдвигов (с) = Σ (ai1 – ai2) для ai1 > ai2

ai1 – доля i-той отрасли в ВНП в период времени 1

ai2 – доля i-той отрасли в ВНП в период времени 2

Показатель индекса сходства различных структур:

S = 100% - c

Производственная функция с постоянными коэффициентами - производственная функция, в которой факторы произв-ва сочетаются в постоянном соотношении.

Агрегированная производственная функция - функциональная зависимость, связывающая реальный объем национального произв-ва с затратами используемых ресурсов. В 1928 г. американские экономисты Карл Кобб и Пауль Дуглас использовали для макроэкономического анализа следующую производственную функцию: Y=bKλNl-λ, где Y -объем совокупного производства; N - количество используемого труда; К - запас основного капитала. Функция показывает постоянные масштабы производства при сумме показателей степени равных единице. Функция является однородной и линейной.

Для учета растущей и убывающей производительности труда используется функция в форме: Y= bKбNj, показатели б и j выражают эластичность производства по отношению к труду и капиталу. Доля труда и основного капитала в совокупном продукте будет равна размерам их относит. эластичности.

В процессе формирования реального производства складываются макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции – соотношение м/д теми или иными взаимосвязанными макроэкономическими показателями.

Классификация пропорций:

1. По степени агрегированности: 1) общеэкономические пропорции - между агрегатами, формируемыми без учета структуры общественного разделения труда (ВНП и НД, потреблением и накоплением, инвестиционным и потребительским спросом, между производством инвестиционных и производственных товаров); 2) пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда: а)межотраслевые, б) внутриотраслевые, в) межрегиональные, г)межгосударственные.

2. По воспроизводственной структуре: 1) пропорции объема средств производства и объема предметов потребления - характеристика натурально-вещественного состава; 2) пропорции между необходимым и прибавочным продуктом - характеристика между трудом и капиталом; 3) пропорции между функцией возмещения и накопления - характеристика структуры накоплений; 4) пропорции между функцией накопления и потребления в составе использования национального дохода - характеристика структуры распределения.

При макроэкономическом анализе производства с точки зрения перспектив развития важное значение имеет не только воспроизводственная структура, но и отраслевая структура.

Отраслевая структура - система распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности, отражающая долю отдельных отраслей в национальном доходе.

3. По временному лагу: пропорции, характеризующие изменение ВНП в краткосрочном периоде. Изменение связано прежде всего со структурными изменениями составляющих ВНП: y=C+l+G. Величина «у» может меняться в результате изменения поведения макроэкономических субъектов: , где - мультипликатор автономных расходов, который показывает насколько возрастет реальный ВНП при изменении автономных расходов на 1 единицу.

Динамический мультипликатор - учитывает время, проходящее м/д последовательными потребительскими расходами и отделяющие первоначальное инвестирование от конечного увеличения национального дохода.

В долгосрочном периоде рост реального ВВП предопределен темпами роста факторов, его составляющих. Обозначим темп роста реального ВВП (∆у/у) через g. Проделав некоторые алгебраические преобразования, получим разложение по Солоу:

(1) - технический прогресс, описываемый темпом роста общей производительности факторов ∆А/А. (2) - накопление капитала, чье участие в росте пропорционально доли дохода капитала в ВВП, обозначается коэффициентом α. (3) - рост трудовых ресурсов, который увеличивает объем выпуска пропорционально своей доле (1- α), в ВВП. (2) и (3) поддаются измерению, (1) измерить нельзя, но разложение по Солоу дает такую возможность.

 


Статистика

14.​ Виды и организация статистического наблюдения

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

· по времени регистрации данных;

· по полноте охвата единиц совокупности;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

- Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

- Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

- Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

- Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.

По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

- Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

- Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимуществ перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат. Несплошное наблюдение подразделяется на:

· Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.

· Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.

· Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.

· Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...