Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Износ основных фондов предприятий ЖКХ

 

Организационно-правовые формы   Число предприятий     Удельный вес в %   Износ основных фондов в %  
Всего предприятий: В том числе: государственные (муниципальные) арендные частные   203     163 7 33   100     80, 9 3, 4 15, 7   61, 3     73, 4 67, 2 43, 1  

 

4. Низкий уровень управления производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий ЖКХ. Об этом свидетельствует:

·  падение производительности труда промышленно-производственного персонала за 1992-1997 гг. на 30-35%, поскольку численность работников сокращается гораздо медленнее, чем объем производства услуг из-за медленной адаптации предприятий ЖКХ к рыночным отношениям и желания руководителей любой ценой сохранить кадры и избежать трудоустройства высвобождаемых работников;

· низкий уровень использования производственных мощностей предприятий ЖКХ (в конце 90-х гг. коэффициент их использования не превышает 70%) из-за крайней изношенности основных фондов, значительного числа неплательщиков за услуги ЖКХ среди предприятий, организаций социальной сферы и населения, а также простоя мощностей рассчитанных на обслуживание жилищного фонда, строительство которого было законсервировано еще в 1993-1995гг.;

· дефицит собственных оборотных средств, особенно на предприятиях коммунального обслуживания в период отопительного сезона, в том числе предприятий "Теплосеть" и "Водоканал". Недофинансирование муниципальных образований Калужской области на приобретение топлива превышает в среднем 10-15 млрд. рублей;

· неудовлетворительное техническое состояние предприятий. При износе фондов более 60% темпы обновления технологического оборудования упали до 0, 2-0, 7% вместо необходимых 14-20% в год. Производство отечественного технологического оборудования для предприятий ЖКХ значительно отстает от потребностей практики;

· высокие налоги и проценты на кредиты, неплатежи потенциальных потребителей, сокращение объемов потребления услуг ЖКХ в среднем на одного человека; отсутствие конкуренции, что не стимулирует развитие предприятий ЖКХ, негативно влияет на качество оказываемых услуг. Для восстановления платежеспособности предприятий ЖКХ им необходима серьезная государственная и муниципальная поддержка, крупномасштабные инвестиции для реконструкции и технического перевооружения. В Калужской области в 1996-1997 гг. финансовая поддержки предприятий отрасли осуществлялась за счет льгот по местному налогообложению, налогового кредита для сезонных закупок и поставок топлива.

С 1993 г. началось внедрение на коммунальных объектах новых топливо сберегающих технологий на проведение ремонтно-восстановительных работ: строительство 100 км. газовых сетей с применением полиэтиленовых труб. Расширилось использование торфа и отходов предприятий деревообработки в качестве топлива для муниципальных котельных; перевод котельных на газовое топливо. Дало эффект внедрение новых технологий ремонта инженерных сетей бестраншейным способом.

В 1992 г. были проиндексированы тарифы для населения с учетом инфляции. С 1994 г. начался рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что позволило увеличить долю затрат, покрываемых населением, с 2 до 40%. В результате объем недофинансирования предприятий снизился, но был недостаточен для нормального функционирования отрасли. Темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда не уменьшилась. Положение усугублялось еще тем, что реальные доходы населения в 1992-1995 и 1998 гг. существенно снизились, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличил количество неплательщиков и задолжников (в Калужской области с 1% до 30%).

Для социальной защиты малодоходных слоев населения с 1994 г. начали работу службы субсидий в 23 субъектах области. Субсидии предоставлены более чем 100 тыс. семей (около 20% от общей численности населения Калужской области) на сумму более 20 млрд. рублей. Однако эти меры не обеспечивают устойчивое развитие предприятий ЖКХ, не гарантируют социальную защищенность граждан и обеспечение их необходимым минимумом жилищно-коммунальных услуг общественно-нормального уровня. Следует искать новые подходы, основанные на рационализации и снижении издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества услуг.

Проведенный анализ состояния ЖКХ показал, что основными проблемами развития этой отрасли сферы услуг являются:

· жилищная (недостаточное количество жилья, его крайне неравномерное распределение и несоответствие составу семей низкий уровень обслуживания жилищного фонда);

· транспортная (недостаток транспортных средств и линий, нерегулярность движения, низкий уровень комфорта, недостаточный уровень благоустройства территории и состояния дорожной сети);

· экологическая (тревожное ухудшение условий очистки воды и сточной жидкости, утилизации твердых бытовых отходов, состояния воздушного бассейна);

· энергообеспечения (частое отключение систем энергообеспечения, аварийное состояние сетевого хозяйства);

· социальная (рост ставок и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг при их низком качестве в условиях падения реальных денежных доходов населения);

· низкий уровень управления производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий ЖКХ (падение производительности труда, низкий уровень использования производственных мощностей, острый дефицит собственных оборотных средств, неудовлетворительное техническое состояние предприятий и др.)

Все эти проблемы существовали и ранее, но в условиях переходного периода они резко обострились. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются:

· монополизм государственной и муниципальной собственности на объекты ЖКХ;

· чрезмерная концентрация управления на уровне местных органов исполнительной власти;

· разбухшие управленческие структуры, бюрократизм и протекционизм;

· несоответствие цен и тарифов на услуги ЖКХ фактическим затратам на их производство;

· слабое развитие хозрасчетных отношений на предприятиях ЖКХ и отсутствие действенных экономических стимулов;

· отсутствие современного научно-технического менеджмента;

· слабый учет и защита интересов потребителей услуг ХКХ;

· отсутствие действенной системы социальной защиты населения при внедрении рыночных механизмов в отрасль.

Только устранение указанных причин позволит повысить эффективность хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере.[5]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...