Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система договорных отношений органов местного самоуправления с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства

 

Четкое разграничение функций Заказчика и Подрядчика предусматривает реализацию договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере и разработку целого ряда организационно-распорядительских и нормативных документов.

Впервые "Положение о порядке формирования договорных отношений в муниципальном хозяйстве" было утверждено Распоряжением Коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. №1-1. Позднее, Постановлением Правительства РФ "О некоторых мерах по улучшению координации деятельности министерств и ведомств РФ, Советов Министров республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" от 27 мая 1993 г. №490 была утверждена "Примерная структура органов краевой, областной администрации". Предполагалось, что в соответствии с их полномочиями и действующими нормативно-правовыми документами они будут выполнять функции Заказчика на жилищно-коммунальные услуги. Службы заказчика следовало создавать в качестве самостоятельного подразделения в структуре местных органов исполнительной власти (местных администраций). Государственной Академией жилищно-коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова и НИИ Экономики жилищно-коммунального хозяйства было разработано "Примерное Положение о Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам".

С введением "Положения о Службе заказчика жилищно-коммунальным услугам" и "Положения о порядке формирования договорных отношений в муниципальном хозяйстве" начался процесс отделения собственности от управления ЖКХ.

Переход к новой системе управления ЖКХ потребовал пересмотра правовых отношений участников процесса обслуживания - местных органов исполнительной власти (наймодателей), предприятий ЖХ (исполнителей) и потребителей услуг (нанимателей жилого помещения).

Во всем мире для оказания какой-либо услуги заключается договор между поставщиком услуги и ее потребителем, защищающем потребителя при нарушении его прав на получение услуги определенного качества и в определенном объеме.

В России до сих пор отсутствует документ, который бы регламентировал отношения муниципалитета (собственника жилищного фонда), потребителя (квартиросъемщика) и предприятий ЖХ. Формально отношения ЖЭО (основной эксплуатационной единицы ЖХ) с потребителями их услуг -населением, проживающем в домах, обслуживаемых этими предприятиями, регламентируют:

• договор социального найма для квартиросъемщиков (арендаторов) квартир (комнат) муниципального жилищного фонда;

• договор передачи квартир в собственность граждан для собственников приватизированных квартир;

• договор об обслуживании.

О несовершенстве этой базы свидетельствует рост числа жалоб на качество жилищно-коммунального обслуживания.

В приложении приводится анализ некоторых пунктов "Договора социального найма жилого помещения и предоставления жилищных и коммунальных услуг" и "Порядка работы с заявлениями нанимателей жилого помещения" из действующего "Положения о службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги" Калужской области, и целесообразности изменений этих документов с целью наибольшей защиты социальных прав потребителей услуг (нанимателей).

Особенностью ЖКХ является использование ее предприятиями разнородных основных фондов: первая группа формирует инженерную инфраструктуру (основное производство в водо-, тепло-, электро-, газоснабжении, водоотведении, канализировании, объекты внешнего благоустройства и др.); вторая группа основных фондов обеспечивает обслуживание объектов инженерной инфраструктуры (производственно-технические базы, ремонтные мастерские, транспортные цеха).

Основные фонды первой группы являются основой жизнеобеспечения территорий, служат для непосредственного удовлетворения потребителей в услугах ЖКХ. Именно эта группа основных фондов обусловливает технологический монополизм большинства предприятий (организаций) ЖКХ. Поэтому представляется необходимым сохранение функций управления и контроля местных органов исполнительной власти за состоянием и использование этой категории фондов. Объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства передаются муниципалитетом (в лице Службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги) предприятиям ЖКХ на обслуживание.

В то же время при эксплуатации основных фондов, используемых для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры (вторая группа), предприятия ЖКХ должны обладать значительной самостоятельностью вплоть до возможности их приватизации. Это будет способствовать формированию конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере. Основные фонды второй группы должны передаваться предприятиям ЖКХ в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, с одновременным заключением договоров подряда на производство соответствующих услуг ЖКХ.

Необходим дифференцированный подход при определении правовой базы использования различных групп основных фондов ЖКХ, а также обеспечение контроля за состоянием и использованием основных фондов. В условиях переходного периода целесообразно приватизировать только основные фонды второй группы, а объекты инженерной инфраструктуры должны оставаться в собственности Заказчика на услуги ЖКХ (муниципалитета).

В соответствии с "Примерным Положением о Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам" предложена следующая схема взаимоотношений между собственниками основных фондов (муниципалитетами) и хозяйствующими субъектами.

Территориальные комитеты по управлению имуществом передают в хозяйственное ведение:

• "Службе заказчика" объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в собственности местных органов управления;

• предприятиям ЖКХ в полное хозяйственное ведение движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства), используемое для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры;

• передача основных фондов оформляется Постановлением соответствующего органа исполнительной власти. При этом во втором случае передача оформляется еще и договором (между собственником - территориальным комитетом по управлению имуществом и предприятием) "Служба заказчика", в хозяйственном ведении которой находятся объекты инженерной инфраструктуры, заключает с предприятиями ЖКХ, эксплуатирующими эти объекты, договора о передаче предприятию муниципального имущества (объектов инженерной инфраструктуры) на обслуживание; а также на ремонт и содержание этих объектов.

Таким образом, имущество предприятия разбивается на две группы, подлежащие различному учету:

1. Имущество, переданное предприятию в хозяйственное ведение (производственные базы, ремонтные мастерские, машины, вспомогательные механизмы и т.д.)

2. Имущество, переданное предприятию на обслуживание (объекты инженерной инфраструктуры).

Отметим что некоторые пункты "Примерного Положения о Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам" вызывают сомнение и требуют внесения ряда замечаний.

1. В соответствии с ГК РФ передача имущества (собственности) в хозяйственное ведение предполагает его производительное использование субъектом хозяйствования. Возникает вопрос о правомерности передачи "Службе заказчика" имущества в хозяйственное ведение, так как эта Служба не является хозяйствующим субъектом, она создается как структурное подразделение местной администрации, и поэтому не может производительно использовать указанное имущество.

2. В законодательстве РФ отсутствует такое экономическое понятие и правовая норма как "передача на обслуживание". Государственное

(муниципальное) имущество может быть передано собственником имущества государственному (муниципальному) предприятию в оперативное управление, хозяйственное ведение, траст и аренду, оно может полностью или частично отчуждаться акционерному обществу, но не передаваться на обслуживание.

3. Деление муниципального имущества на две группы (объекты инженерной инфраструктуры и основные фонды собственно предприятий) на практике может вызвать серьезные трудности (например, на предприятиях, эксплуатирующих головные сооружения водопровода и канализации).

4. Имущественные отношения государственного (муниципального) предприятия с собственником (государством) связаны с использованием, воспроизводством и возвратом государственной (муниципальной) собственности. Естественно, что при различных формах передачи имущества (оперативное управление, полное хозяйственное ведение, аренда и т.д.), характер этих отношений будет различным. Речь идет о характере распределения результатов труда, доходов (прибылей), амортизационных отчислений и т.п.

Не ясно, как при раздельном учете имущества (объектов инженерной инфраструктуры и основных фондов собственно предприятий), но при использовании его в едином технологическом процессе, будет осуществляться: раздельный учет производства, раздельное использование доходов (прибылей), как будут рассчитываться амортизационные отчисления на объекты инженерной инфраструктуры (на предприятиях по эксплуатации инженерных сетей они составляют от 70% по водопроводным сетям до 92% по сетевым сооружениям канализации в общей сумме эксплуатационных расходов).

Анализ показывает, что переход на договорные отношения между местными органами исполнительной власти и предприятиями ЖКХ возможен, однако механизм их реализации еще недостаточно проработан. Последовательное формирование нормативно-правовой базы взаимоотношений между местными органами исполнительной власти и предприятиями (организациями) жилищно-коммунальной сферы, призвано обеспечить согласование документов, утвержденных различными законодательными и правовыми организациями.[29]

Договор представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий взаимные обязанности сторон. В системе ЖКХ следует выделить следующие договорные обязательства участников:

• предприятие-подрядчик гарантирует уровень качества, надежности и экологической безопасности услуг (обслуживания), соответствующий объективным возможностям, созданным собственником, а также составу и состоянию основных фондов, при плановом объеме потребления услуг;

• местные органы исполнительной власти (собственники) гарантируют оплату услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания, контролируют выполнение договорных обязательств и определяют размер экономических санкций при нарушении показателей качества услуг и обслуживания.

Таким образом, договор представляет собой нормативно-правовую и экономическую основу взаимоотношений местных органов исполнительной власти ("Заказчика") с предприятиями (организациями) ЖКХ ("Подрядчиками"), позволяющий увязать интересы потребителей услуг и предприятий ЖКХ.

Договор предусматривает размер оплаты за физическую величину производимой услуги (1 кв. м. обслуживаемой жилой площади; 1 куб. м. воды; 1 Гкал. тепла и т.д.), исходя из экономически обоснованных затрат предприятия на ее производство.

При этом местным органам исполнительной власти целесообразно утверждать два тарифа на оплату услуг ЖКХ:

• экономически обоснованный тариф, покрывающий обоснованные затраты предприятий-производителей, исходя из нормативного уровня потребления услуг. Эти тарифы служат основой расчетов по договорам подряда);

• тариф, предназначенный для оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, при этом сверхнормативное потребление должно возмещать 100% затрат на их производство и реализацию.

В договорах необходимо предусмотреть оплату услуг за весь технологический цикл - от производства фактической единицы услуги (1 куб. м. воды; 1 Гкал, тепла и др.) до ее реализации непосредственно потребителю, независимо от формы организации работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Все виды работ по производству и реализации услуг не могут выполняться одним предприятием, отдельные виды работ могут поручаться другим предприятиям или частным фирмам, как субподрядчикам. Оплата услуг включает в себя все технологические звенья до конечного результата.

Услуга является товаром, имеющим определенные потребительские свойства. Ответственность перед "Заказчиком" за производство и реализацию этого товара потребителю несет предприятие ЖКХ, заключившее генеральный договор на обслуживание (оказание услуг). Оно, в свою очередь, может поручить выполнение отдельных видов работ другим предприятиям. Оплата за весь технологический цикл обслуживания (услуг) усиливает заинтересованность предприятий в предоставлении населению услуг должного качества.

Согласование между "Заказчиком" и "Исполнителем" показателей качества, надежности и экологической безопасности услуг является важным аспектом заключения договора на жилищно-коммунальное обслуживание. В договоре должен быть предусмотрен тот уровень качества, который может гарантировать предприятие при имеющемся составе основных фондов и который обеспечен соответствующим финансированием, исходя из средств, выделяемых "Заказчиком". Показатели надежности функционирования систем жизнеобеспечения должны реально оценивать возможности предприятия ЖКХ, исходя из уровня износа его основных фондов.

Потребительские свойства услуги в значительной степени зависят от финансирования текущей эксплуатации ЖКХ. При заключении договора местные органы исполнительной власти должны согласовать с предприятиями ЖКХ показатели качества и надежности обслуживания и установить соответствующий этим показателям экономически обоснованный тариф. При этом учитывается предусмотренный бюджетом объем. Если величина этих средств недостаточна, то условиями договора необходимо предусмотреть тот уровень качества обслуживания, который обеспечен финансированием.

Механизм договорных отношений местных органов исполнительной власти и предприятий ЖКХ требует соответствующей системы контроля и экономической оценки качества обслуживания потребителей. Это должно найти отражение в договорах на обслуживание через систему оплаты услуг в соответствии с реально достигнутыми показателями их качества. При нарушении качества обслуживания хотя бы по одному из показателей, зафиксированных в договоре, к предприятию применяются штрафные санкции. Их величина должна быть обусловлена величиной отклонения фактически достигнутого показателя от показателя, зафиксированного в договоре.

Если "Исполнитель" не выполняет свои обязательства по нескольким показателям, то штрафные санкции применяются за нарушение каждого из них.

Договора на жилищно-коммунальное обслуживание, на изложенных выше условиях, должны заключаться также между местными органами исполнительной власти и приватизированными предприятиями ЖКХ. Приватизация жилищно-коммунальных предприятий не должна приводить к изменению профиля их основной деятельности, а оплата услуг - соответствовать реально достигнутым показателям качества.[30]

При формировании нового механизма управления, финансирования и хозяйствования в сфере ЖКХ необходимо решить триединую задачу регулирования правоотношений:

1. С населением по вопросам установления тарифов на услуги ЖКХ, выплаты гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, определения влияния договорных взаимоотношений на качественное и надежное обслуживание жилья, а также регламентации сроков и размеров оплаты жилищно-коммунальных услуг, порядка взыскания неплатежей и выселения неплательщиков (с предоставлением другого жилья, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам).

2. С предприятиями различных организационно-правовых форм, эксплуатирующими по договорам подряда основные фонды ЖКХ и производящими жилищно-коммунальные услуги, по вопросам заключения контрактов и оформления договоров подряда, по контролю качества производимых работ и услуг и обеспечению своевременной оплаты выполненных работ в соответствии с заключенными договорами, вопросам приватизации предприятий ЖКХ, а также реконструкции и расширения мощностей объектов инженерной инфраструктуры.

3. С финансовыми, налоговыми, судебными, природоохранными и административными органами на местах по вопросам сохранности и гармоничного развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, по определению и установлению экономически обоснованных расходов предприятий на содержание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, их воспроизводство и расширение, по определению величины налога на землю и штрафных санкций за сверхнормативные сбросы вредных веществ в бытовые отходы и загрязнение окружающей среды, по порядку приобретения лицензий на право пользования недрами (водой, землей и др.), по судебному исполнению решений о работе с неплательщиками услуг ЖКХ.

Одним из важнейших вопросов при формировании нового механизма взаимоотношений между местными органами исполнительной власти и предприятиями ЖКХ являются регламентация функций "Службы заказчика".

Структура "Службы заказчика", как правило, должна включать в себя следующие подразделения: службу субсидий и льгот; финансовую; договорно-правовую; лицензионную; диспетчерскую; техническую службы и жилищно-коммунальную инспекцию. При создании "Службы заказчика" следует уделить особое внимание вопросу о ее численности. Критерием здесь служат расходы потребителей на единицу услуг определенного качества.

Необходимо предусмотреть контроль со стороны потребителей (населения) и независимых общественных организаций (объединений) (общества по защите прав потребителей, независимые общественные фонды и профсоюзы и т.д.) за деятельностью "Службы заказчика".

При финансировании "Службы заказчика", требуется сохранить ее независимость от "Подрядчиков". Средства на содержание аппарата "Службы заказчика" должны выделяться из местного бюджета, так как Комитет жилищно-коммунального хозяйства - структурное подразделение местной администрации. При соблюдении такого порядка финансовых взаимоотношений договора на содержание (ремонт) жилья и объектов коммунальной инфраструктуры, а также оказание потребителям услуг, приобретают экономический смысл (взаимоотношения между собственником основных фондов ЖКХ и организаторами работ по их обслуживанию, текущему содержанию и ремонту).

Практически во всех регионах России намечены только первые шаги к формированию договорных взаимоотношений местных органов исполнительной власти с предприятиями (организациями) ЖКХ и населением через "Службу заказчика".

При существующей системе взаимоотношений местных органов исполнительной власти с предприятиями (организациями) ЖКХ и потребителями в сфере жилищно-коммунального обслуживания имущественные и договорные отношения регулируются договорами на передачу имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Со стороны местных органов власти потребителям (населению) гарантируется:

1. Минимум социальной защиты. В силу организационных причин учет всех доходов потребителей (каждой конкретной семьи) существенно затруднен, а компенсации предоставляются только наиболее остронуждающимся.

2. Контроль уровня тарифов и качества предоставляемых услуг.

До сих пор отсутствует четкий механизм покрытия убытков от эксплуатационной деятельности в жилищно-коммунальной сфере, бюджетные дотации практически бесконтрольно перераспределяются через жилищные организации предприятиям других подотраслей ЖКХ (водопроводно-канализационным, теплоэнергетическим и т.д.), то есть по существу оплачиваются предъявляемые ими расходы. Механизм регулярной проверки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых предприятиям ЖКХ, исследован в п.п.2.3. и 3.2. С ним связана выработка критериев принятия обоснованных решений по ценам и тарифам на услуги монопольных структур ЖКХ.

Однако более разумным, на мой взгляд, было бы предоставление дотаций по оплате услуг ЖКХ собственникам (ЖСК, Домовые управления ведомственного жилищного фонда) и вновь создаваемым товариществам собственников жилья (кондоминимумам).

При появлении "Службы заказчика" и разделении основных фондов на две части (формирующие инженерную инфраструктуру и обеспечивающие ее обслуживание) имущественные отношения местных органов исполнительной власти с предприятиями ЖКХ существенно изменятся. Однако для монопольных структур ЖКХ: коммунальной энергетики, водопроводно-канализационного хозяйства, муниципального электротранспорта потребуется разрешить вопрос - какое имущество (основные фонды) отнести к формирующим инженерную инфраструктуру, а какое к вспомогательному обслуживанию.

При передаче муниципального имущества хозяйствующим субъектам в сфере ЖКХ следует учитывать все возможные формы его передачи (хозяйственное ведение, оперативное управление, траст, аренда, акционирование предприятий ЖКХ).

Может быть использован следующий вариант: КУГИ передает предприятиям ЖКХ обе группы основных фондов, но на разных условиях, например, первую группу основных фондов в хозяйственное ведение без права приватизации, а вторую - с правом приватизации. "Служба заказчика" будет, в этом случае, осуществлять контроль за использованием основных фондов первой группы предприятиями ЖКХ в соответствии с заключенным соглашением (договором).

Представляется целесообразным передавать предприятиям ЖКХ основные фонды первой группы по возможности на конкурсной основе на праве хозяйственного ведения или аренды. Это будет способствовать формированию конкурентной среды по отношению к этим основным фондам. Это требует нормативно-законодательного регулирования.

Договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ) должны заключаться "Службой заказчика" с предприятиями всех подотраслей ЖКХ и, по возможности, на конкурсной основе. Местные органы исполнительной власти должны обеспечить социальные гарантии прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (устанавливать стандарты качества услуг и обслуживания, контролировать их исполнение, режим работы коммунальных предприятий, состояние, использование и воспроизводство основных фондов, предоставлять дотации для обслуживания льготных категорий граждан и малоимущим и т.п.).

С введением договорных отношений в ЖКХ контрольная деятельность местных органов исполнительной власти станет более всеохватывающей. Основные вопросы (стандарты качества, экологичности, объемы услуг, сроки выполнения работ, ставки и тарифы по оплате услуг ЖКХ, состояние и воспроизводство муниципального имущества) будут отражены в соответствующих договорах с производителями и потребителями услуг. Важную роль в соблюдении условий договоров будут играть независимые общественные организации по защите прав потребителей, контролирующие как производителей услуг ЖКХ, так и "Службу заказчика".

Общественные организации могут представлять интересы потребителей (населения) в различных административных инстанциях (суде и др.).

Учитывая, что переход к оплате населением жилья и коммунальных услуг в соответствии с реальными затратами предприятий-производителей в настоящее время практически невозможен, средства (дотации) на покрытие убытков от эксплуатационной деятельности должны учитываться в хозяйственно-договорных отношениях между местными органами исполнительной власти (в лице "Службы заказчика"), предприятиями (организациями) ЖКХ и населением.

Рост ставок и тарифов по оплате услуг ЖКХ повлечет за собой дополнительные меры социальной защиты населения и прежде всего семей с низкими доходами.

Важной проблемой продолжает оставаться дотационная поддержка предприятий ЖКХ, осуществляющих свою деятельность в сфере бесплатного предоставления услуг (уличное освещение, дорожно-мостовое хозяйство, санитарная очистка, садово-парковое хозяйство и др.). Необходим поиск источников стабильного финансирования деятельности указанных жилищно-коммунальных служб, например, в виде целевых сборов с коммерческих структур на уличное освещение, приведение территории в порядок, привлекать к этой деятельности представителей крупного бизнеса.

Реализация программ по содержанию и благоустройству крупных городов в развитых странах осуществляется при непосредственном участии представителей крупного бизнеса, которые добровольно отчисляют свои средства на эти цели.

Выделение средств на строительство муниципального жилья для "очередников" и малоимущих, развитие объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства будет иметь место и в дальнейшем. Развитие и текущее содержание жилищной сферы и подведомственных территорий является повседневной заботой муниципальных властей.

В условиях нестабильной экономики и монополизма государственной (муниципальной) собственности в ведущих отраслях ЖКХ, сопровождающихся необоснованным перекладыванием на плечи потребителей (населения) оплаты жилищно-коммунальных услуг, государственное и муниципальное регулирование должно претерпеть существенные изменения. От непосредственного вмешательства в режим деятельности предприятий необходимо перейти к созданию условий для эффективного взаимодействия местных органов исполнительной власти, исполнителей услуг ("Подрядчиков" различных организационно-правовых форм собственности) и потребителей услуг (населения).

 

 


Заключение

 

По итогам проделанной работы необходимо отметить следующее:

1. Реформа ЖКХ рассматривается как самостоятельно организуемое преобразование в сфере ЖКХ, тогда как она должна выступать как составной элемент общей системы социально-экономического реформирования.

2. Реформа по существу сохраняла затратный механизм, перенося при этом "центр тяжести" по оплате услуг ЖКХ с государства на население.

3. Концепция реформы не рассматривала научно-технический и социально-экономический прогресс как основу повышения эффективности ЖКХ и снижения тарифов за счет внедрения высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий.

4. Внедрение рыночных элементов в систему ЖКХ не связывалось должным образом с повышением эффективности и качества оказываемых услуг.

5. Отдельные элементы Концепции противоречат ГК РФ.

6. Реформа ЖКХ преимущественно рассматривалась с позиций рыночной экономики без должного учета функций социальной защиты населения. Реформа не рассматривалась как элемент развития социальной инфраструктуры и механизма социальной защиты населения.

В то же время необходимость коренных преобразований в сфере ЖКХ обусловлена, следующими основными причинами:

• необходимостью значительного улучшения качества жизни населения, его обеспечения жилищно-коммунальными услугами общественно-нормального уровня;

• необходимостью обеспечить устойчивое функционирование всех структур ЖКХ;

• потребностями адресной социальной защиты

малообеспеченных слоев населения.

Дальнейшее проведение реформы должно исходить из следующих принципов:

1. Реформу ЖКХ следует рассматривать как одно из важнейших направлений социально-экономического развития российского общества.

2. Реформа ЖКХ является одним из важнейших факторов социальной защиты населения и стабилизации социально-экономических процессов в обществе.

3. Реформирование ЖКХ имеет двойственную природу: развитие рыночных отношений и социальная защита уязвимых слоев населения.

4. Государство несет ответственность за проведение реформы, определяет концепцию и этапы ее проведения.

5. Концепция реформирования ЖКХ должна включать комплекс мероприятий: экономических, организационных, информационных, социально-психологических и т.д. Важное значение имеет психологическая подготовленность и информированность людей о проводимых преобразованиях.

6. Реформа должна строиться на тщательно выверенной правовой и нормативной основе, особенно в области управления естественными монополиями.

7. Учитывая масштабность проводимой реформы, территориальные (региональные) различия в социально-экономических, демографических и географических условиях, темпы проведения реформы должны быть дифференцированы по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

8. Недопустимо и безнравственно представлять реформу в сфере жилищно-коммунальных услуг в качестве источника дополнительных бюджетных поступлений.

Рассмотрены предложения по финансовой реструктуризации ЖКХ, включая тарифное регулирование деятельности региональных естественных монополий, определение экономически обоснованных тарифов, проведение финансово-технологического аудита; на материалах предприятий Калужской области вскрыты существенные резервы снижения себестоимости и рационализации хозяйственно-финансовых отношений и расчетов между предприятиями, отказа от перекрестного субсидирования, мониторинга качества и объема услуг и т.д.

Реформа ЖКХ имеет целью развитие рыночных отношений в сфере услуг при одновременном усилении социальной защиты уязвимых слоев населения. Исходя из этого, в монографии проведен анализ результатов приватизации в ЖКХ, обоснованы пути дальнейшего развития отношений собственности, рационального разграничения объектов региональной, муниципальной и других форм собственности, в том числе в сфере земельных отношений, организационно-правовые формы производства бесприбыльных услуг, использования доверительной собственности (траста) и т.д.

Особое значение имеет демонополизация и создание конкурентной среды в жилищном хозяйстве, ремонтно-строительном, дорожно-мостовом и садово-парковом хозяйстве, благоустройстве и санитарной очистке территорий и т.д. Выделен тип конкуренции, характерный для различных подотраслей ЖКХ, обоснованы условия организации и проведения тендеров при распределении государственных и муниципальных заказов в ЖКХ, включая порядок оценки оферт участников торгов.

Особое внимание при организации финансового аудита обращается на анализ тарифно-ценовой политики, уровня и структуры фактической себестоимости, соотношение фактических и экономически обоснованных тарифов, региональные различия в стоимости услуг между субъектами Российской Федерации.

В работе обоснованы основные направления организационно-технологической реструктуризации ЖКХ с учетом современных методов оценки конкурентоспособности технологических систем, учета причинно-следственных связей в процессе производства и реализации услуг, их качества и экологичности, рациональной кооперации предприятий ЖКХ на единой технологической основе, нормативной регламентации работы и рационального распределения ответственности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Авдеев В.В. Почему пробуксовывает реформирование в жилищно-коммунальной сфере. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство., №3., 1996.

2. Авдеев В.В., Яганов В.М., Чернышев Л.Н. Экономические правоотношения в ЖКХ: опыт, проблемы, документы. М.: Т. 1-4., 1996-1997 гг.

3. Адаптации реального сектора экономики: анализ ситуации в инвестиционном секторе: материалы конс. эксперт. совета по проблемам экономических реформ. М.: 1994., Вып. 4. "Высшая школа"., 32 с.

4. Безруков В. Об этапах реализации правительственной программы Жилище. М.: "Экономист"., №1., 1994.

5. Бессонова О., "Жилищная реформа"., М., "Эко"., №12., 1992.

6. Бессонова Н.Е. Экономика и управление в бытовом и жилищно-коммунальном обслуживании, городском хозяйстве. Учебное пособие. Л.: ЛИЭИ., 1991., 280 с.

7. Буленкова В. Бесплатное жилье: последние иллюзии. М.: "Огонек"., №7., 1996.

8. Бычковский И. Не тарифами едиными. М.: "Экономика и жизнь"., 1997., 15 апреля.

9. Бычковский И.В. Приватизация инфраструктуры., Журнал для акционеров., М., 1993., №11., с. 17-18.

10. Васильева Н.В. Экономико-организационные основы управления жилищным хозяйством крупного города. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб: СпбГИЭА., 1994., 18с.

11. Городов О. Кондоминиумы - это гораздо лучше чем мы думаем. М.: "Новое время"., 16 июня.

12. Жилищная стратегия: как уйти от городов-трущоб. М.: "Эко"., №5., 1991.

13. Зотов В.Б. Новый этап реформирования жилищно-коммунального хозяйства. М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство"., №4., 1996.

14. Караваев В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт. М.: "Вопросы экономики"., №3., 1995., с.135-139.

15. Когут А.Е. и др. "Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки"., Спб., ИСЭП РАН., 1994.

16. Козлюк А.Г. Как ЖКХ перейти к самоокупаемости. М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство"., 1996., №3., с. 10.

17. Лопаткин Н.Т. О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство"., №11., 1993.

18. Лопаткин Н.Т. Жилищная реформа - состояние и перспективы развития. М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство"., №2., 1996.

19. Лужков Ю. Управление развитием города: взаимодействие общественного и частного секторов. М.: "Проблемы теории и практики управления"., 1996,, №3., с.32-39.

20. Москаленко Е.Г., Родионов Д.Г. Состояние, цели и основные направления реформирования муниципального жилищно-коммунального хозяйства (на примере Калужской области)., В сб., тезисов-докладов научно-практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря 1997 г. Спб: СпбТИС., 1998.

21. Москаленко Е.Г. Особенности реформирования жилищно-коммунальной сферы за рубежом. В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря., 1997 г. Спб: СпбТИС., 1998.

22. О реформе жилищно-коммунального хозяйства. М.: "Экономика и жизнь". 2001, 13 марта, с. 27.

23.  Ошеверова Д.В. Квартплата: сколько и за что мы платим. "Известия"., №208., 1996., ноябрь.

24. Попович Е.А. Коммунальные услуги: поиск новых организационных форм, М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство"., 1993, №5., с. 14-16.

25. Преобразования научно-инновационной сферы региона. /Под ред. А.Е. Когута. Спб: ИСЭП РАН., 1995.

26. Проектирование городского хозяйства. Учебное пособие для Вузов., Под ред. Э.Я. Тухчина, 3-е изд., перераб, дополн. М.: "Стройиздат", 1991., 368с.

27. Пузанов А. На жилищных субсидиях экономить невыгодно. М.:, "Экономика и жизнь", №11, 1997.

28. Пчелинцев О. На пороге жилищной реформы. М.: "Вопросы экономики"., №7, 2001.

29. Пчелинцева Л.М. Жилищные льготы. М.: "Инфра", 1996, 187с.

30. Радыгин В. Технический взгляд на приватизацию в странах Запада. М.: "Эко", 1992., №3, с.53-57.

31. Рахманов Л. Да будет свет. Спб: "Санкт-Петербургские Ведомости"., 1997., 28 февраля.

32. Родионов Д.Г. Проблемы организации и проведения финансово-технологического аудита на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. В сб. тезисов-докладов 111 международной научно-практической конференции "Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей". Спб.: СпбТУ, 1998., с. 36-39.

33. Рохчин В.Е, Чекалин B.C. Муниципальное планирование. Учебное пособие по спец. 0608 "Экономика и управление в городском хозяйстве". Спб: СпбГИЭА, 1996, 137с.

34. Сивков В. Так вот ты какая коммунальная реформа. "Аргументы и факты"., №20., май., 1997., с.7-8.

35. Собственность: корпоративная, государственная, муниципальная, частная. /Авт.-сост. Б.П. Красноглазов. М.: 1992., с. 128.

36. Соловьев В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Спб: СпбТИС., 1997.

37. Стародубовская И. Логика жилищной реформы. М.: "Эко"., 1999., с. 11-13.

38. Талонов А. Подвержено ли жилищно-ком

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...