Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-технологическая реструктуризация жилищно-коммунального хозяйства

 

 

Организация ЖКХ в условиях значительного износа жилищного фонда и систем жизнеобеспечения, возможно только при комплексном подходе к формированию технической базы отрасли, особенно принципы этой организации объектов многоцелевого использования.

До настоящего времени системный и комплексный подход в реализации основных задач ЖКХ не использовался, что во многом связано с остаточным принципом финансирования, затратным механизмом формирования себестоимости и невысоким уровнем квалификации как обслуживающего персонала, так и инженерных кадров.

Новые экономические условия создали необходимость проведения организационно-экономических реформ в отрасли, главными направлениями которых являются:

• обеспечение устойчивого функционирования всех структур ЖКХ (демонополизация, развитие конкурентной среды, ресурсо-, энергосбережение на базе научно-технических и организационных нововведений);

• обеспечение социальной защиты населения в условиях перехода отрасли на финансирование за счет средств нанимателей и владельцев жилищного фонда;

• государственное регулирование и контроль за соблюдением прав потребителей услуг отрасли.

Реализация указанных направлений требует решения ряда социальных, организационно-экономических, финансовых, правовых и других проблем. Особое внимание среди них следует уделить принципам организации деятельности технологических систем (комплексов) ЖКХ. К ним следует отнести;

1. Принцип конкурентоспособности технологических систем (комплексов) ЖКХ. В условиях рыночной экономики сам технологический комплекс выступает как наукоемкий товар длительного использования, который является одновременно материальной основой предоставления современных коммунальных услуг. С точки зрения местной администрации, являющейся собственником создаваемого, реконструируемого или обслуживающего комплекса инженерных систем, этот специфический товар, производящий услуги, должен удовлетворять целому ряду требований. На его создание расходуются значительные финансовые ресурсы, формирующееся из коммунальных платежей населения, предприятий, налогов и бюджетных дотаций.

К числу наиболее важных нормативных требований, к технологическим комплексам ЖКХ, относятся пожаро- и взрывобезопасность, отсутствие вредных выбросов, технологическая надежность, простота эксплуатации. Нормативные показатели должны содержать взаимодополняющие требования, которые позволяют всесторонне оценить конкурентоспособность системы. Если по любому из требуемых параметров имеются отклонения, то такие системы не могут приниматься в эксплуатацию и требуют дополнительных капитальных вложений на реконструкцию.

Ко второй группе показателей конкурентоспособности относятся технологические и технические параметры, конструкторские и технологические решения, определяющие эргономичность, эстетичность и соответствие окружающему ландшафту. К числу этих параметров следует отнести модульность и дизайн оборудования, протяженность трубопроводов и силовых сетей, удобство эксплуатации, ремонтопригодность, наличие автоматической сигнализации для отключения при аварийных ситуациях, условия труда обслуживающего персонала.

Третью группу показателей конкурентоспособности образуют экономические параметры, которые характеризуют расход ресурсов, включая затраты на обучение персонала, повышение его квалификации, разработку норм, учетной документации и других организационных мероприятий, соотношение цены и эксплуатационных качеств оборудования.

Обычно экономические показатели оценивают по цене сдачи объекта "под ключ". Однако этого недостаточно для полной оценки конкурентоспособности технологических систем. Цена поставки технологического комплекса "под ключ" не учитывает цену потребления, которая включает в себя не только стоимость объекта, но и все последующие текущие расходы, возникающие в процессе эксплуатации технологических систем (обслуживание, ремонтные работы, обучение пересдала и т.п.).

Для полной оценки стоимости единицы услуги (например, одной Гкал поставленного тепла, одного кВт/час электроэнергии) необходимо учесть не только стоимость самого технологического объекта, которая определяет сумму амортизации, но и текущие затраты в расчете на общий объем предоставленных услуг. Проблема заключается в том, что многие статьи затрат связаны не только с процессами морального и физического износа оборудования, но и с динамикой инфляционных процессов, приводящих к повышению стоимости энергоресурсов, затратных материалов (реагентов, флокулянтов, коагулянтов и т.д.). Все это превращает экономический показатель конкурентоспособности в вероятностную величину, которая должна прогнозироваться на этапе отбора наиболее конкурентоспособных технологических систем.

Однако, для большинства элементов инженерной инфраструктуры ЖКХ экономические показатели конкурентоспособности рассчитываются неполно и далеко не всегда являются надежной основой выбора перспективных технологических систем. При выборе зарубежного оборудования следует учесть, что по завершении его монтажа, при относительно невысокой цене поставки, могут быть существенно повышены цены на запчасти, консультации и услуги, расходные материалы. При использовании уникальных технологических систем, может резко возрасти стоимость поставки комплектующих изделий и узлов для замены выбывших из строя. Это приведет к резкому повышению цены потребления, то есть стоимости единицы предоставленной услуги.

Среди организационных параметров конкурентоспособности особое значение имеют условия оплаты: возможности приобретения технологических комплексов в кредит, с частичной оплатой бартером, с использованием различных форм лизинга, предоставления гарантий и т.д. Учет этих факторов особенно важен в условиях хронического бюджетного дефицита.[27]

2. Принцип детерминации предполагает установление причинно-следственных связей и учет всех параметров в процессе производства и реализации услуг. Технологические системы должны обеспечивать точный, оперативный учет всех видов затрат, допустимых и сверхнормативных потерь на всех фазах цикла от производства до конечной утилизации каждой единицы предоставленной услуги.

Так, например, необходимо точно знать оптимальные режимы работы котельной при различных условиях (температура воздуха, величина нагрузки) для того, чтобы минимизировать расход горючего. Необходимо контролировать температуру отпуска энергоносителей, допустимые потери на теплотрассе, а также фактическую температуру нагревательных приборов у потребителей, фактический расход теплоносителя. При отсутствии надежного контроля на любой стадии производство услуг неконкурентоспособно. При этом, в соответствии с существующим законодательством, потребитель может потребовать от жилищно-эксплуатационной организации возмещения причиненного ему материального и морального ущерба в связи с ненадлежащим качеством или недопоставкой услуг, а также судебных издержек. Это может разорить жилищно-эксплуатационную организацию.

Учет параметров функционирования всех звеньев процесса обеспечивает устойчивость и надежность функционирования технологических систем, их безотказную работу при условии правильной эксплуатации, своевременных ремонтных работ и профилактике отказов.

Поскольку устойчивость функционирования систем жизнеобеспечения зависит и от потребителей, необходимо воспитание культуры потребления, обеспечение правовой и моральной ответственности.

3. Принцип регулируемости использования предоставляемых услуг. Существующая практика организации технологических систем основывается на преимущественной оценке поставляемых "брутто-услуг". Это совершенно неприемлемо, ибо препятствует ликвидации затратного механизма в ЖКХ, внедрению высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Переход к оплате фактически предоставленных услуг необходим также для социальной защиты населения.

Фактически тепловые услуги оплачиваются по температуре горячей воды на выходе коллектора из котельной или теплоцентрали. То же относится и к пользованию газом, питьевой водой и т.д. Все это создает основу для списывания ненормативных расходов и потерь на массового потребителя и не стимулирует поставщиков услуг к приобретению экономичного оборудования, своевременному ремонту трубопроводов, запорной арматуры, улучшению термоизоляции, снижению потерь при транспортировке и т.д.

Несмотря на значительное увеличение тарифов на тепловую энергию до сих пор термоизоляция трубопроводов горячей воды неудовлетворительна; теплотрассы отапливают почву и воздух города (территории), однако выработанные, но не потребленные гигакалории оплачиваются населением.

В связи с этим необходимо организовать поэтапное введение в действие регуляторов и контрольных устройств расхода и качества энергоресурсов в каждой квартире. Это будет способствовать не только рациональному использованию потребителями услуг, но и повышению заинтересованности жилищно-коммунальных предприятий в их своевременном предоставлении, а также оперативном и качественном ремонте инженерных коммуникаций.

4. Принцип экологичности означает необходимость соблюдения экологических требований и уменьшения воздействия на окружающую среду на всех стадиях эксплуатации технологических систем, начиная с первых фаз формирования услуги и завершая утилизацией промышленных и бытовых отходов.

Так, работа многих десятков тысяч котельных приводит к загрязнению атмосферы в населенных пунктах соединениями серы и к возникновению кислотных дождей. Для предотвращения этого на крупных котельных устанавливают очистные сооружения.

В стране действует полтора десятка нефтеперерабатывающих заводов, которые являются поставщиками топочного топлива (мазута). Необходимо освоить здесь технологию, исключающую содержание серы в мазуте в соответствии с нормативами стран ЕС. При этом серу можно дополнительно получить в качестве сырьевого компонента. При строительстве очистных сооружений необходимо учитывать экологический уровень всей технологической цепи, а не только конечной технологической установки. Особенно опасно, когда отходы металлургических, электротехнических и химических предприятий попадают в бытовые стоки. При этом образуются такие классы химических соединений, которые неизвестны современной науке, как и неизвестны пути их нейтрализации. При таком коллекторном сборе, требования к конечным очистным сооружениям приобретают неопределенную природу, технология их обезвреживания резко усложняется, растут удельные затраты, а эффективность очистных сооружений резко падает.

По-видимому, целесообразно четко структурировать отрезки технологических процессов, на которых можно использовать эффективные и наиболее перспективные способы обеспечения экологичности технологических комплексов ЖКХ. В ряде случаев экологическое производство и переработка отходов могут быть выведены за пределы городского хозяйства.

5. Принцип комплексности заключается в рациональной кооперации отраслей и предприятий ЖКХ на единой технологической основе, их специализации с использованием общей инженерной инфраструктуры. Организация в системе ЖКХ холдингов, ассоциаций, концернов, консорциумов призвана противодействовать тенденциям экономического обособления субъектов хозяйственной деятельности.

Так, парки подвижного состава могут иметь общие элементы инфраструктуры, связанные с обслуживанием, ремонтными работами и т.д. Неэффективно раздельное обслуживание и дробление многих инженерных служб. Вместе с тем, нельзя размещать в опасной близости силовые электрические подстанции, резервуары нефтепродуктов и сжиженных газов, так как это создает опасность технологических катастроф больших масштабов. Это особенно важно в небольших населенных пунктах, где требуется достаточно компактное размещение систем жизнеобеспечения, но при соблюдении всех правил безопасности и сокращении затрат на технологические подсистемы (подземные коммуникации, линии высокого напряжения, очистные сооружения).

6. Принцип нормативной регламентации. Нормативная база деятельности предприятий ЖКХ включает ряд общесистемных показателей, которые имеют отношение к регламентации на уровне государства, территорий, отраслей, отдельных предприятий. Нормативы ограничения используются как административные, определяя последовательность технологии и процедуру управления. С другой стороны, нормативы необходимы как основа экономических методов регулирования, согласуя в той или иной мере экономические интересы личности, населения, региона. Нормативы носят конкретный исторический характер. Так, например, в условиях бюджетного дефицита для потребителей сжиженного газа вводятся жесткие нормативы, в пределах которых предоставляются льготы. С ростом бюджетных возможностей государства и доходов населения эти нормативы могут изменяться.

Однако, если газораспределительное хозяйство при планировании ограничится жесткими действующими нормативами, ему потребуется существенный рост затрат на расширение производственных мощностей. Поэтому необходимо прогнозировать изменение нормативов. К примеру, при более строгом учете водопотребления и использовании новых технологических решений и нового оборудования, нормативы водопотребления могут стать значительно более жесткими (в конце 90-х гг. расход воды на одного жителя в Калуге был вдвое больше чем в Париже). По-видимому, здесь следует учитывать санитарно-гигиенические нормы, которые определяют минимально допустимое количество потребляемых услуг и их качество.

7. Принцип целостности означает, что технологические комплексы должны развиваться и функционировать как целостные образования, в которых каждое структурное подразделение выполняет свои функции. Это подразумевает, прежде всего, наличие всех минимально необходимых структурных подразделений, достаточных для бесперебойного функционирования всей системы.

Все подотрасли и виды деятельности ЖКХ имеют однотипные по функциям структурные подразделения: ремонтные цеха, диспетчерские и аварийные службы, подразделения обслуживающие инженерные сети и оборудование, транспортные цеха и т.д. В ряде случаев целесообразно объединять структурные подразделения подотраслей ЖКХ, чтобы минимизировать затраты ресурсов.

8. Принцип распределения и закрепления ответственности за эксплуатационными организациями по обслуживанию, профилактике и ремонту инженерных систем. В совокупности с принципом регулируемости использования услуг это позволяет определить ответственность за сверхнормативные потери энергоресурсов. Если регуляторы расхода устанавливаются у каждого потребителя, возможно распределение ответственности, ее закрепление за конкретными организациями.

Организационная реструктуризация ЖКХ создает условия не только для формирования эффективных технологических систем и их устойчивой работы в складывающихся рыночных условиях, но и для контроля за соблюдением прав потребителей услуг. Это обусловлено тем, что в настоящее время большинство предприятий ЖКХ являются монополистами в своей области. При этом различают два вида монопольных образований ЖКХ: монопольные технологические процессы и монопольные организационные структуры.

К монопольным технологическим процессам относятся: водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской пассажирский транспорт.

Монопольные организационные структуры имеют место в жилищном хозяйстве, ремонтно-эксплуатационном производстве, банно-прачечном хозяйстве, садово-парковом хозяйстве, санитарной очистке, дорожно-мостовом хозяйстве и благоустройстве.

Рассмотрим в связи с этим структуру управления жилищным хозяйством (ЖХ).

Управление обслуживанием жилищного фонда г. Санкт-Петербурга представляет собой вертикальную, многозвенную, жестко-иерархическую структуру. Большинство оперативных вопросов в управлении ЖХ решается в высших звеньях руководства, взаимоотношения верхнего и нижнего уровней управления строятся на основе директивных документов, обязательных к исполнению.

Существующая структура управления жилищным хозяйством малоэффективна. Основной ее недостаток состоит в том, что департамент (комитет) по существу, выполняет одновременно функции собственника ("заказчика") жилищного фонда и исполнителя работ ("подрядчика") по его эксплуатации. Подобная система противоречит логике экономически эффективного хозяйствования. Результаты деятельности ЖЭО оцениваются вышестоящей организацией - департаментом (комитетом), то есть имеет место лишь внутриведомственный контроль.

Недостатки существующей системы управления ЖХ проявляются в экономических результатах деятельности жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭО).

Практически все они убыточны и содержатся за счет дотаций из местных бюджетов. Превышение расходов над доходами за последние годы увеличилось в несколько раз и составляет более 90%. Соответственно увеличился и объем дотаций из бюджета. Лишь 10% средств поступают непосредственно от потребителей работ и услуг ЖЭО. Расходы на заработную плату более чем в пять раз превышают доходы ЖЭО.

При этом ЖЭО выполняют ряд непрофильных функций (оформление и выдача документов и т.д.), которыми должны заниматься совсем другие структуры.

Работники. ЖЭО не заинтересованы в конечных результатах деятельности и улучшении качества услуг, так как хозяйственный расчет развит слабо, а тарифы на услуги ЖХ экономически не обоснованы и не соответствуют затратам.

Несовершенство существующей системы управления ведет к ущемлению интересов потребителей - прежде всего населения. Существующая структура управления и финансирования ЖХ типична для административно-командной системы и не отвечает требованиям формирующихся рыночных отношений.[28]

В условиях формирования рынка жилья и услуг по его содержанию необходима реорганизация системы управления ЖХ. При этом первостепенное значение, на мой взгляд, имеет отделение "Заказчика" от "Исполнителя". Это позволит усилить самостоятельность структурных подразделений ЖХ и в то же время сохранить ответственность и контроль за деятельностью ЖХ со стороны местных органов исполнительной власти. Такой вариант реорганизации предполагает формирование "Службы заказчика" и "Подрядчика" с разделением функций владения и хозяйствования; разграничение компетенции и полномочий различных уровней управления жилищной сферой; определение организационно-правовой формы ЖЭО; внедрение договорных отношений между "Заказчиком" на содержание жилья, в чьих руках концентрируются ресурсы, прежде всего финансовые, необходимые для обслуживания жилищного фонда и "Подрядчиком" - исполнителем услуг.

В первую очередь следует определить статус "Службы заказчика", которая является основой организационных реформ. На базе Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг..." было издано Положение о "Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам". Однако местные органы исполнительной власти не пошли на создание "Служб заказчика". Организация оплаты жилья и коммунальных услуг практически повсеместно была поручена предприятиям ЖКХ. Это означает, что местные органы не реализуют свои правомочия собственника жилищного фонда, а предприятия ЖКХ сохранили свое монопольное положение.

"Служба заказчика" как организационная основа совершенствования механизма реализации государственной (муниципальной) собственности в ЖКХ позволяет повысить качество, надежность, экономическую и экологическую безопасность жилищно-коммунальных услуг, сочетая управление муниципальными объектами ЖКХ с демонополизацией системы эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры.

При передаче управленческих функций от государственных и муниципальных предприятий (ТПО, ЖКХ, ПЖРТ, ПЖРУ и т.д.) государственным органам, система управления обеспечивает сочетание экономических и административных рычагов воздействия на выход ЖКХ из кризиса. Именно собственник (в лице "Службы заказчика") должен распоряжаться бюджетными ассигнованиями, заказав исполнение необходимых услуг и работ на договорной основе предприятиям ЖКХ, предложившим наиболее приемлемые условия и контролируя качество работ, а также их соответствие стандартам. Таким образом, разрушается действующий в отрасли затратный механизм, обусловленный монопольным положением предприятий ЖКХ.

Подрядчиками могут выступать предприятия любых организационно-правовых форм и видов собственности. Наиболее предпочтительно наличие нескольких подрядчиков, так как это создаст условия для конкуренции. Организационные условия и механизм их реализации в жилищно-коммунальной сфере включают:

• нормативно-правовое обеспечение (пакет законодательных и распорядительных актов, регулирующих отношения в жилищной сфере);

• экономическое (ресурсное) обеспечение (создание экономического потенциала, необходимого для качественного содержания ЖКХ);

• социальное обеспечение (создание действенного механизма социальной защиты населения, помощь малоимущим и обеспечение приемлемых условий проживания, создание системы государственных и законодательно утвержденных социальных стандартов в данной сфере);

• научно-методическое и информационное обеспечение (разработка механизма эффективного функционирования ЖКХ, мониторинга процессов и результатов его деятельности).

В сфере ЖХ в качестве подрядчиков могут выступать:

• муниципальные службы, созданные на базе производственных мощностей существующих ГПРЭП и РЭУ;

• приватизированные ЖЭО;

• ведомственные службы по жилищному обслуживанию;

• частные организации различных форм собственности.

Один из возможных вариантов организационной структуры управления ЖХ, основанный на формировании системы "заказчик - подрядчик".

"Служба заказчика" занимается развитием жилищной инфраструктуры на уровне подотрасли (планирование, прогнозирование, финансовый и технологический аудит и др.), распределяет заказы между службами ЖХ и контролирует их деятельность. К числу функций обслуживания в сфере ЖХ относятся: разработка нормативов; освоение новой техники; подготовка и переподготовка кадров; планирование научно-технического развития; материальное обеспечение; капитальный ремонт крупных объектов и жилых домов, в том числе памятников истории и архитектуры.

Основными функциями "Службы заказчика" становятся: заключение договоров на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда; контроль за их исполнением; аккумулирование средств, необходимых для оплаты выполненных договорных работ.

Субподрядчики могут выполнять работы по техническому содержанию, ремонту и санитарному обслуживанию жилищного фонда и других объектов ЖХ. В перспективе, по мере демонополизации структур ЖХ, все собственники жилищного фонда (ведомственные, ЖСК, кондоминиумы и т.д.) смогут самостоятельно выступать в качестве заказчиков. Организационно-технологическая реструктуризация ЖКХ позволяет организовать технологический аудит его систем.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...