Экономическая политика красных и белых
А. И. ДЕНИКИН О ЗЕМЕЛЬНОМ ВОПРОСЕ 1 (Из официального сообщения председателя Особого Совещанияпри главнокомандующем вооруженными силами на юге России) 10 апреля 1919 г. По указанию А. И. Деникина в основу разработки и составления положений и правил были положены следующие начала: I. Обеспечение интересов трудящегося населения. II. Создание и укрепление мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель. III. Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом, в каждой отдельной местности, должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах собственности. 1 Цит. по: Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Ч.3. Хрестоматия по истории общественных движений и политических партий: совместное российско- белорусское исследование. — Гомель, 1993. IV. Отчуждению не подлежат земли казачьи, надельные, леса, земли высокопроизводительных сельскохозяйственных предприятий, а также земли, не имеющие сельскохозяйственного назначения, но составляющие необходимую принадлежность горно-заводских и иных промышленных предприятий; в последних двух случаях — в установленных для каждой местности повышенных размерах. V. Всемерное содействие земледельцам путем технических улучшений земли (мелиорация), агрономической помощи, кредита, средств производства, снабжения семенами, живым и мертвым инвентарем и пр.
Не ожидая окончательной разработки земельного положения, надлежит теперь же принять меры к облегчению перехода земель к малоземельным и поднятию производительности сельскохозяйственного труда. При этом власть должна не допускать мести и классовой вражды, подчиняя частные интересы благу государства.
А. И. ДЕНИКИН О РАБОЧЕМ ВОПРОСЕ1 (Из официального сообщения председателя Особого Совещания при главнокомандующем вооруженными силами на юге России) 10 апреля 1919 г. Русская промышленность разрушена совершенно, чем подорвана государственная мощь России, разорены предприятия и лишены работы и хлеба миллионы рабочего люда. Предлагаю приступить немедленно к обсуждению мер для восстановления промышленности и к разработке рабочего законодательства, приняв в основу его следующие положения:
1 Цит. по: Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Ч.3. Хрестоматия по истории общественных движений и политических партий: совместное российско- белорусское исследование. — Гомель, 1993. I. Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. II. Установление государственного контроля за производством в интересах народного хозяйства. III. Повышение всеми средствами производительности труда. IV. Установление 8-ми часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях. V. Примирение интересов рабочего и работодателя, беспристрастное решение возникающих между ними споров (примирительные комиссии, суды). VI. Дальнейшее развитие страхования рабочих. VII. Организованное представительство рабочих в связи с нормальным развитием профессиональных союзов. VIII. Надежная охрана здоровья трудящихся, охрана женского и детского труда, устройство санитарного надзора на фабриках, заводах и в мастерских, улучшение жилищных и иных условий жизни рабочего класса.
IX. Всемерное содействие восстановлению предприятий и созданию новых в целях прекращения безработицы, а также принятие других мер для достижения той же цели (посреднические конторы по найму и пр.). К обсуждению рабочего законопроекта надлежит привлечь представителей как от предприятий, так и от рабочих...
АДМИРАЛ А. В. КОЛЧАК О ЗЕМЕЛЬНОМ ВОПРОСЕ1 (Из декларации Российского правительства) г. Омск, 8 апреля 1919 г. 1 Цит. по: Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Ч.3. Хрестоматия по истории общественных движений и политических партий: совместное российско- белорусское исследование. — Гомель, 1993. Доблестные армии Российского Правительства продвигаются в пределы Европейской России. Они приближаются к тем коренным русским губерниям, где земля служит предметом раздоров, где никто не уверен в своем праве на землю и в возможности пожать плоды своего труда. Богатая раньше хлебом Родина наша ныне голодна и бедна. Долгом правительства является создать спокойную и твердую уверенность земледельческого населения в том, что урожай будет принадлежать тем, кто сейчас пользуется землей, кто ее запахал и засеял. Правительство заявляет поэтому, что все, в чьем пользовании земля сейчас находится, все, кто ее засеял и обработал, хотя и не был ни собственником, ни арендатором, имеют право собрать урожай. Вместе с тем Правительство примет меры для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян и на будущее время, воспользовавшись в первую очередь частновладельческой казенной землей, уже перешедшей в фактическое обладание крестьян. Земли же, которые обрабатывались исключительно или преимущественно силами семьи владельцев, — земли хуторян, отрубников, укрепленцев — подлежат возвращению их законным владельцам. Принимаемые меры имеют цель удовлетворить неотложные земельные нужды трудящегося населения деревни. В окончательном же виде вековой земельный вопрос будет решен Национальным Собранием. Стремясь обеспечить крестьян землей на началах законных и справедливых, Правительство с полной решительностью заявляет, что впредь никакие самовольные захваты ни казенных, ни общественных, ни частновладельческих земель допускаться не будут и все нарушители чужих земельных прав будут предаваться законному суду.
Законодательные акты об упорядочении земельных отношений, о порядке временного использования захваченных земель, последующем справедливом распределении их и, наконец, об условиях вознаграждения прежних владельцев последуют в ближайшее время. Общей целью этих законов будет передача земель нетрудового пользования трудовому населению, широкое содействие развитию мелких трудовых хозяйств без различия того, будут ли они построены на началах личного или общинного землевладения. Содействуя переходу земель в руки трудовых крестьянских хозяйств, Правительство будет широко открывать возможность приобретения этих земель в полную собственность. Правительство совершает этот ответственный и полный глубокого исторического значения шаг, исходя из непреклонного убеждения, что только такой решительной мерой можно возродить, укрепить и обеспечить благосостояние многомиллионного русского крестьянства, а благосостояние крестьянства есть та здоровая и прочная основа, на которой поставлена будет твердыня обновленной, свободной и цветущей России.
ИЗ СООБЩЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА П. Н. ВРАНГЕЛЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ВОПРОСУ1 25 мая 1920 г. Сущность земельной реформы, возвещенной в приказе Главнокомандующего о земле, — проста. Она может быть выражена в немногих словах: земля — трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль приказа опирается на два основных стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов, и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли, казенные и частновладельческие...
1 Цит. по: Врангель П. Н. Воспоминания. Южный фронт (ноябрь 1916 — ноябрь 1920 г.). Часть II. — М., 1992.
Устанавливая общее положение об отчуждении земель в пользу трудящихся на них хозяев, Приказ прежде всего определяет необходимые изъятия из этого положения, подсказываемые как требованиями справедливости, так и соображениями государственной пользы. За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее, а составляет в каждой отдельной местности предмет суждения волостных и уездных земельных учреждений, которым всего более знакомы местные хозяйственные условия. Правительственной власти принадлежит в этом отношении лишь утверждения решений местных учреждений в соответствии с пользой государственной. Свободными от отчуждения и подлежащими возврату законным собственникам признаются все надельные земли, земли приобретенные с содействием Крестьянского Поземельного Банка и не превышающие установленного размера участки, выделенные на отруба и хутора по законам землеустроительным, церковно-приходские наделы, усадебные и высококультурные участки (сады, виноградники, поливные посевы и т.п.). земли, принадлежащие сельскохозяйственным опытным ученым и учебным учреждениям и училищам участки под промышленными заведениями, (фабриками, заводами и т.п.), а также всякие вообще владения, не превышающие известных размеров... Земли, хотя и без немедленного размежевания, передаются в вечную, наследственную собственность каждого хозяина. Такой порядок землепользования всего более обеспечит хорошее ведение хозяйства. Этим устанавливается коренное отличие ныне осуществляемой земельной реформы от всяких опытов коммунистического характера, столь ненавистных русскому крестьянству. Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Это — другая важная сторона новых земельных правил, отличающая их от неисполнимых и несправедливых посулов дарового и всеобщего наделения. Такая передача земли обеспечивает переход ее к настоящим, прочным хозяевам, а не ко всякому падкому на даровщину и чуждому земле человеку. Плата за отчуждаемую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас, с каждой десятины в размере пятой части принимаемого за средний урожай одного из главных хлебов (ржи или пшеницы), и в общем достигает за десятину пятикратного среднего урожая с нее, зерна. По постановлению Правительства либо по ходатайству плательщиков, предоставляется заменять хлебные платежи денежными по рыночной стоимости хлеба к сроку платежа. Таким образом... новый владелец через двадцать пять лет погашает весь лежащий на его участке долг и становится полным собственником своего участка...
Выручка Государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признает обязательным... Рассчитываться с бывшими собственниками предполагается или хлебом в натуре или стоимостью его в деньгах. Но для того, чтобы эта операция была безубыточна для казны, уплату вознаграждения придется, конечно, рассрочить на большое число лет... Всякое владение, на каком бы праве оно не осуществлялось ко времени обнародования настоящих правил, не может быть нарушаемо никакими самовольными захватами и насилиями. Одни лишь местные земельные учреждения распоряжаются отныне землею, согласно новым правилам о земле, возвращая прежним собственникам угодия, не подлежащие отчуждению, закрепляя земли, которые подлежат отчуждению, за новыми собственниками, и наблюдая за тем, чтобы все пригодные для сельскохозяйственного пользования земли были своевременно обработаны и засеяны, а урожай собран. Но, во всяком случае, при всех изменениях владения, каждому посевщику непременно обеспечивается право снять урожай, а каждому обрабатывающему землю - оплата его труда. Чрезвычайное разнообразие хозяйственных и почвенных условий не допускает единообразного практического осуществления основных мыслей приказа на всем обширном пространстве России. Посему, проведение в жизнь приказа Главнокомандующего предполагается возложить на Волостные Земства, предоставив им широкие полномочия. Положение о Волостном Земстве уже подготовлено...Но... чтобы не задерживать проведения в жизнь «Приказа о Земле», впредь до прочного устроения и упорядочения земской жизни, осуществление земельных мероприятий временно возлагается на Волостные и Уездные Земельные Советы. действующие на основании ныне же издаваемого «Временного Положения о земельных учреждениях». Эти Советы учреждаются на один год...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|