Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 1920-е гг.




ОБ УЛУЧШЕНИИ БЫТА УЧЕНЫХ 1

(Из декрета СНК)

6 декабря 1921 г. В целях наилучшего использования научных сил страны для восстановления народного хозяйства, а также обеспечения научным работникам возможности спокойной и планомерной работы Совет Народных

 

 

1 Цит. по: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1922. №1. Ст. 5.


Комиссаров, заслушав 6 декабря представленный Центральной Комиссией по улучшению быта ученых проект мероприятий, постановил:

1. В дополнение к существующим видам вознаграждения научных работников установить особое дополнительное академическое обеспечение...

3. Определение размера академического обеспечения, а также

установление оснований распределения по категориям научных работников в зависимости от их квалификации предоставить Центральной Комиссии по улучшению быта ученых.

4. Установить премирование научных, научно-учебных и научно- популярных работ на основании особого положения, выработанного Центральной Комиссией по улучшению быта ученых.

5. Дополнительное академическое обеспечение ввести с 1 января 1922

г....

9. Обязать Центральную Комиссию по улучшению быта ученых

немедленно принять меры к установлению по соглашению с соответствующими ведомствами упрощенного порядка получения разрешений для ученых на выезд за границу.

10. Обязать Центральную Комиссию по улучшению быта ученых по согласованию с соответствующими ведомствами установить порядок получения научными работниками изданий из-за границы.

 

МЫ ГОТОВЫ СОЗНАТЬСЯ В СВОЕЙ ОШИБКЕ И ИЗМЕНИТЬ ДОРОГУ1

(Из статьи, помещенной в сборнике «Смена вех»)

1921 г.

Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем  это закономерное, хоть и неприятное, состояние нашей страны в

 

 

1 Цит. по: Смена вех. Прага, 1921.


процессе ее эволюции. И не только все прошлое России, но мы сами виноваты в том, что страна заболела. Болезни, может быть, могло и не быть, но теперь спорить и вздыхать поздно, родина больна, болезнь идет своим порядком, и мы, русская интеллигенция, мозг страны, не имеем права стать в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью. Наш долг — помочь лечить раны больной родины, любовно отнестись к ней, не считаясь с ее приступами горячечного бреда. Ясно, что чем скорее интеллигенция возьмется за энергичную работу культурного и экономического восстановления России, тем скорее к больной вернутся все ее силы, исчезнет бред и тем легче завершится процесс обновления ее организма.

Мне скажут: «Но как же? Идти к большевикам, идти с ними? Ведь это значит признать свою неправоту, санкционировать их победу?»... Это признание не унизит нас, не может сломить нашего духа. Мы честно боролись до сих пор, так как считали, что это наш долг. События нам показали, что мы ошиблись, что путь наш лежал в неверном направлении. И, сознав это, увидя, что требуют от нас интересы родины, мы готовы сознаться в своей ошибке и изменить дорогу.

Станем ли мы от того большевиками или коммунистами, как думают некоторые? Конечно нет. Коммунизм как практическая доктрина в современной обстановке по-прежнему остается для нас той же утопией, что и раньше, но он может и должен измениться, если хочет так или иначе войти в реальную жизнь; и во многом мы, интеллигенция, можем способствовать этому процессу.

После каждой болезни в организме наблюдается появление новых сил, усиленный обмен веществ, оздоровление и укрепление. Нередко в самой болезни есть зачаток выздоровления, есть полезные начала. И вот, не боясь, надо признать, что в самом большевизме, наряду с ворохом уродливых его проявлений, есть несомненные здоровые начала, есть положительные


стороны, отрицать которые трудно. Во-первых, история заставила русскую

«коммунистическую» республику, вопреки ее официальной догме, взять на себя национальное дело собирания распавшейся было России, а вместе с тем восстановления и увеличения русского международного удельного веса. Странно и неожиданно было наблюдать, как, в моменты подхода большевиков к Варшаве, во всех углах Европы с опаской, но и с известным уважением заговорили не о «большевиках», а... о России, о новом ее появлении на мировой арене.

Другой положительной стороной Советской власти надо признать то, что (опять, как будто вопреки теории) она была вынуждена создать крепкую дисциплинированную армию. Первое условие существования всякого государства, как это не обидно говорить после неисчислимых жертв

«великой войны за уничтожение войн».

Третьим несомненным плюсом в деятельности большевиков надо считать то, что они действительно гарантировали невозможность возврата к прошлому, тому темному скорбному прошлому, которое послужило первоисточником нужды, темноты и озлобленности народных масс, неподготовленности и вялости нашей интеллигенции, всего того зла, которое обрушилось на Россию за последние годы. Эта опасность, хоть и дорогой ценой, но все же, к счастью, устранена навеки. И есть возможность заложить новое здание русской государственности, на новых разумных основаниях, использовать принципы рациональной организации, а не громоздить на старых, архаичных, нелепых устоях новые негармонирующие надстройки.

Далее, в самом факте разрушения есть позитивные черты: мы силою вещей вынуждены отказаться от своей русской беспечности, надежды, что кто-то, где-то, что-то за нас сделает. На краю пропасти каждый должен встрепенуться, сам искать выхода, думать, изловчиться или... погибнуть. Впервые в колоссальных масштабах взбудоражен в дремавших понукаемых массах здоровый инстинкт самосохранения, самый действенный из всех


инстинктов; мы уверены, что все значение этого биологического момента скажется в дальнейшем в жизни русского народа, в смысле значительной и положительной перестройки русского характера, и в таком случае уже это одно, быть может, оправдывает жертвы и ужасы эпохи.

Наконец, будем объективны и признаем, что среди вершителей русских судеб есть люди, наделенные достаточным чувством реальности и не враги эволюции. Логика событий неумолимо заставляет их сдавать свои практические неверные позиции и становиться на те, что более согласуются с требованиями жизни; от действий нашей интеллигенции будет зависеть ускорить и завершить этот процесс на благо России и прогресса. Нам возразят — это оптимизм. Да, ответим мы, это оптимизм, но оптимизм не беспочвенный. Более того, если в трудных условиях нам нужно добиться во что бы то ни стало поставленной себе цели — спасения России, — то нам необходим оптимизм, это состояние духа, дающее бодрую уверенность в своих силах и в достижимости задач.

 

ПРИВЛЕЧЬ НА СВОЮ СТОРОНУ КОЛЕБЛЮЩИХСЯ1

(Записка заместителя заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК РКП(б) Я. А. Яковлева)

Не позднее 3 июля 1922 г.

Товарищу СТАЛИНУ

В ответ на Ваш запрос сообщаю следующее:

1. В настоящее время уже выделился ряд писателей всех групп и литературных направлений, стоящих четко и определенно на нашей позиции, 21-й год оказался годом бурного литературного расцвета, выдвинувшего десятки новых крупных литературных имен из молодежи. В настоящий момент борьба между нами и контрреволюцией за завоевание значительной

 

 

1 Цит. по: Источник. 1995. № 6.


части этих литературных сил. (Вся эмигрантская печать стремится «купить» нашу литературную молодежь...). Основные организационные литературные центры — в руках белых (скрытых или явных) — Питерский Дом литераторов, Всероссийский союз писателей. Наши организационные центры бездеятельны, немощны, не умеют привлечь нового писателя — революционера, советского человека, но не члена РКП. (Московский Дом Печати в этом смысле безжизненней. Петроградская Ассоциация Пролетарских писателей исключает Всеволода Иванова по соображениям

«пуританского» объективно-вредного характера).

2. Основные группы, политически нам близкие в настоящий момент: а) старые писатели, примкнувшие к нам в первый период революции — Валерий Брюсов, Сергей Городецкий, Горький и т.д.;

б) пролетарские писатели. Пролеткульт (питерский и московский), насчитывающий ряд несомненно талантливых людей;

в) футуристы — Маяковский, Асеев, Бобров и т. д.;

г) имажинисты* — Мариенгоф, Есенин, Шершеневич, Кусиков и т. д.; д) Серапионовы братья — Всеволод Иванов, Шагиян, Н. Никитин, Н. Тихонов, Полонская и т.д.; ряд колеблющихся политически неоформленных, за души которых идет настоящая война между лагерями эмиграции и нами

(Борис Пильняк, Зощенко и т.д.);

е) идущие к нам через «сменовехство» — Алексей Толстой, Эренбург, Дроздов и т.д.

3. Оформить настроение сочувствия нам, привлечь на свою сторону колеблющихся можно путем создания единого центра, объединяющего эти группы писателей. Объединение должно быть безусловно беспартийным. Коммунистическое меньшинство должно отрешиться от недопустимого, ни чем не оправдываемого коммунистического чванства, мешающего коммунистическому влиянию на беспартийных, но политически или социально близких нам писателей, особенно из молодежи.


4. Таким организационным центром может стать Всероссийский Союз Писателей, имеющий некоторую материальную базу и который при некоторой работе (достаточно тактичной и осторожной) завоевать можно. Московский Дом Печати при его реорганизации мог бы стать Московской базой такого Всероссийского Союза.

Можно пойти и иным путем — путем организации «Общества развития русской культуры» — как беспартийного общества, объединяющего прежде всего литературную молодежь и имеющего некоторую материальную базу.

Можно пойти комбинированным путем — путем создания

«Общества» с более строго ограниченным составом и одновременного завоевания Всероссийского Союза Писателей, рамки которого могли быть в этом случае более широкими.

5. И той и другой организации должны быть представлены значительный издательские возможности.

 

ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОНА К ПРАВОСЛАВНЫМ1

15(28) февраля 1922 г.

Среди тяжелых испытаний и бедствий, обрушившихся на землю нашу за наши грехи, величайшим и ужаснейшим является голод, хвативший обширное пространство с многомиллионным селением.

Еще в Августе 1921 года, когда стали доходить до нас слухи об этом ужасающем бедствии, мы, почитая долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных церквей... с призывом, во имя Христианской любви, произвести

 

 

1 Цит. по: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917— 1941. Документы и фотоматериалы. — М., 1996.


сборы денег и продовольствия и выслать их в вымирающее от голода Поволжье. Тогда же был основан нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди остальных групп верующих начались сборы денег, предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобна Церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) Правительственному Комитету. Однако в Декабре Правительство предложило нам делать, при посредстве органов церковного управления... сборы деньгами и продовольствием для оказания помощи голодающим.

Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, мы нашли возможным разрешить церковно- приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, - о чем и известили православное население 6/19 февраля с. г. особым воззванием, которое было разрешено правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям церкви 13/19 ВЦИК для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы.

С точки зрения церкви подобный акт является актом святотатства и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд церкви на тот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших.

Мы допустили, в виду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не священных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь оного желая, чтобы эти


пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольные пожертвования, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами вселенской церкви и карается ею, как святотатство, — миряне отлучением от нее, священнослужитель — низвержением из сана...

 

ПРОТЕСТ ПРОТИВ ИЗЪЯТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ1

(Телеграмма губкома г. Иваново-Вознесенска в Политбюро)

18 марта 1922 г. Губком сообщает, что в Шуе 15 марта в связи с изъятием церковных ценностей под влиянием попов монархистов и с. р. возбужденной толпой было произведено нападение на милицию и взвод красноармейцев. Часть красноармейцев была разоружена демонстрацией. Из пулеметов и винтовок частями          ЧОН и красноармейцами 146 полка толпа была разогнана в результате 5 убитых и 15 раненых зарегистрировано больницей... В 11 с половиной 15 марта на этой же почве восстали 2 фабрики. К вечеру в установлен порядок. 16-го утром, как обычно, рабочие фабрик приступили к работе.       Настроение обывателей           и     части               рабочих подавленное, но             не возбужденное. Губисполком выделил специальную Комиссию для

расследования событий. Подробности письмом. № 4

 

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ ВМЕСТО ХРАМА СПАСИТЕЛЯ2

(Из воспоминаний архитектора А. Л. Пастернака)

 

1 Цит. по: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917—1941. Документы и фотоматериалы. — М., 1996.

2 Московский альбом — книга воспоминаний о Москве и москвичах ХIХ—ХХ

веков. — М., 1997.


В 1928 году... был объявлен правительством большой интернациональный архитектурный конкурс на составление проекта Дворца Советов в Москве. Местом расположения сооружения была назначена площадь Храма Спасителя, чем была предрешена и его собственная судьба!

Конкурс привлек к себе большое внимание и профессионалов и про- стых любителей, предлагавших только «идеи» возможного и невозможного проектирования. Среди архитекторов оказались и крупные имена Запада, и русские зодчие, уже прославленные своим прошлым.

Принят к осуществлению был далеко не лучший проект, оцененный, однако, первой премией; он чем-то кого-то очаровал и вышел на первое место. Это был проект архитектора Б. М. Иофана, еще мало тогда известного, но с большими связями, что многое тогда решало.

Главная мысль архитектора заключалась в том, что на высокий еди- ный объем здания, решенного очень компактно, многоярусно — причем ярусы, уменьшаясь в планах, создавали некую растущую пирамидальность,

— на такое здание архитектор вознес громадную статую стоящего во весь рост В. И. Ленина, лицом обращенного к Кремлю, с рукой, протянутой к нему же. Понятно, что в рядах жюри такая композиция должна была иметь большой успех. Автор бесхитростно и более чем наивно разрешил модный тогда вопрос синтеза искусств, в данном случае — архитектуры и скульптуры, — соединив их просто через знак «плюс». Последующие туры, а их было, кажется, четыре, для Б. М. Иофана проходили гладко; он от раза к разу подрабатывал, то есть, послушно выполнял замечания, какие ему предлагалось учесть. Когда же от слов перешли к делу, оказалось, что проект этот, успешно прошедший абстрактный конкурс, потребовал в дальнейшем, при переходе к настоящей, деловой разработке, разрешения многих и серьезных конструктивных проблем и других конкретных задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...