Раздел VI. Советский Союз в 1920—1930-е гг.
ПЕРЕХОД К НЭПУ О ЗАМЕНЕ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ 1 (Из резолюции Х съезда РКП(б) 1920 г.) Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчисляема так, чтобы покрыть минимальные необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения... 1 Цит. по: Антология мировой политической мысли. Политические документы. — М., 1997. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота в нем. Налог должен иметь прогрессивный характер: процент отчисления от хозяйств середняков и маломощных хозяев, для хозяйств городских рабочих и т.п. должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога либо в порядке понижения ставок налога, либо в порядке частичного освобождения от налога… Сумма причитающихся к сдаче по налогу продуктов исчисляется по сельским объединениям (обществам). В пределах сельского объединения налог раскладывается между хозяевами, по их решению, согласно общим нормам, предусмотренным п. 3.
Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у землевладельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.
СЫНКИ И ПАСЫНКИ 1
1 Цит. по: Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. — М., 1997. (Письмо крестьянина И. Л. Чибуткина из деревни Ефремово Норской волости Ярославского уезда Ярославской губернии) 12 марта 1927 г. Разбирая закон Конституцию, невольно бросается в глаза статья 9, где жителю города дано больше преимущества, чем крестьянству; там сказано, что рабочие имеют представительство на съезд на 25000 жителей одного представителя*, а крестьянство от 125000 жителей, тоже одного; мне как крестьянину кажется очень странным это, и думается, что здесь есть сынки и пасынки. Я знаю, что мне на это ответят. Что рабочий это Авангард Революции. Рабочий сделал революцию, I рабочий на своих плечах вынес всю тяжесть революции. За это ему и дано преимущество в представительстве. А может еще добавят, что, мол, крестьянин не так развит в политическом воспитании, как рабочий и т. д. Но я думаю, что, поскольку рабочий поднял знамя революции, постольку Крестьянство завершило ее. Ведь Крестьянин тоже отдал на алтарь революции все: отдал сына, лошадь, Хлеб и все, что было надо. А разве партизанские отряды Сибири, Украины не прогнали Колчака, Деникина, Врангеля и всю свору; прогоняли из нашей революционной Страны, разве Крестьянство не подсобляло строительству Свободы. Да! Но что ему за эти заслуги — да одна пятая часть Избирательных прав**. Где же тут смычка города с деревней, где же лозунг
«Лицом к деревне». Нет его здесь! Видно наоборот: на одну пятую только лицом к деревне... Я знаю, что мне еще скажут, что Крестьянство не изжило еще индивидуальных-собственнических взглядов и далеко, мол, ему от социальных взглядов на жизнь. Крестьянин, мол, имеет дом, Лошадь, Корову и считает их собственностью. Но, ведь, это ему нужно как рабочему машина для своих работ, и этим крестьянин подымает Индустрию, подымает благополучие страны. Но, если посмотреть глубже, то, ведь, и рабочий, да и вообще житель города, имеет склонность к собственности, а именно: рабочие имеют дома, граммофон, велосипед, одежа. Ни один рабочий не согласится надеть ту одежину, в какой ходит Крестьянин. И приходится слышать, что за один велосипед я отдам лошадь с телегой да теленка добавлю. А поэтому, поскольку Крестьянин Индивидуал, то недалеко отъехал и Рабочий в этом от крестьянина, и я, сколько ни знаю рабочих, все они нисколько не отличаются от крестьянина. Тем более, что рабочий и крестьянин — это общая семья, одна цепь, кованая сообща. Зачем же расслоение, которое предусмотрено 9 ст. Конституции… прошу пересмотреть этот вопрос на очередном Всероссийском съезде Советов. Пора, ведь, уж на пороге 10 [годовщины] октябрьской революции Крестьянство вполне дозрело и вполне может встать рука об руку в социалистическом строительстве. С рабочим бытом вполне знаком, так как был сам рабочим 15 лет. Иван Львович Чибуткин * На самом деле установленная норма — 1 делегат от 25000 городских избирателей. ** Автор имеет ввиду пятикратное преимущество для города. Поскольку понятие «житель» и «избиратель» не равны, реальное преимущество было несколько меньше.
ИЗ ПИСЬМА БЕЗРАБОТНЫХ XIII СЪЕЗДУ РКП(б)1 Май 1924 г. Мы рабочие-служащие, выброшенные за борт, в настоящее время находимся без работы и каких-либо средств к существованию, просим убедительно вас задуматься над этим вопросом, ликвидировать его и выполнить свой лозунг: «Тот не ест, кто не работает»! — Мы просим — дайте нам работу, мы есть хотим.
Вы восхищаетесь «Ленинским призывом», что в партию влилос ь 200.000 чел. от станка, поверьте, что вступление в партию произошло лишь
1 Цит. по: Источник. 1995. № 3. потому, что всяк понял: «если он не партийный, так рано или поздно, придется лишиться куска хлеба, т. е. заработка, а служба-заработок для человека есть кусок хлеба. Никто из вас, товарищи, серьезно не заговорил об армии миллионной безработных. Да это правда, на территории С. С. С. Р. не один десяток безработных, голодных и бесприютных...Безработная армия — это миллионная, систематически голодающая масса, в ряды которой вступают ежемесячно так же сотни тысяч тружеников, как и вступило единовременно в партию, лишь только для того чтобы обеспечить себя. Если вы лозунг бросите: кто не запишется в партию тому не будут даны никакие права и служба, поверьте завтра же вы будете насчитывать приток в партию не две сотни тысяч, а десятки миллионов... Это хорошо, я от души пожелаю чтобы армия — партия Р. К. П. настолько увеличилась сколько у вас безработных, так тогда поверьте, как большая так и малая Антанта в ужас придет и все на перегонку будут заискивать перед вами, и будут признавать на перебой «Де-юре» СССР и тогда лишь хороший ваш пример, ЧТО в РСФСР живется всем хорошо, сытно и уютно, пойдет пролетариат угнетаемый в настоящее время буржуазией. Вы станете, товарищи, «светильником всего мира». Смею вас уверить, товарищи, безработица — это голод и бесприютность, а такому человеку ничего в жизни не страшно... Но если бы вы, товарищ, влились, т. е. вошли в среду рабочих, так чтобы они не знали, что он партийный, вы тогда много кое-чего узнали бы, да еще пошли бы на положение рабочего-служащего семейного человека, имеющего семь-восемь человек семьи и получая 25—35 руб. в месяц, — а продукты вздорожали против до военного времени в 3—5 раз необходимые предметы... Просим дайте работу, дайте кусок хлеба заработать, чтобы семья от голода не умерла там где есть уже «шик» и «блеск». «Группа безработных» Прочтите т.т. всему Съезду. Вы не прочтете...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|