Тема 7. Социальное партнерство
Тема 7. Социальное партнерство Методические рекомендации Преобладание договорного регулирования труда позволяет максимально активизировать социальное партнерство и участие работников и работодателей в установлении условий труда. В экономической и социальной политике термин «социальное партнерство» обозначает консультации и сотрудничество между наемными работниками (профсоюзами) и работодателями (предпринимателями) на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. Впервые легальное определение социального партнерства дано в ТК РФ, который определяет его как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ). Необходимо подробно рассмотреть принципы социального партнерства. В ст. 27 ТК РФ определены формы социального партнерства, перечень которых является исчерпывающим. Каждую форму социального партнерства целесообразно рассмотреть отдельно, особенно такую, как заключение коллективных договоров и соглашений. Становление и развитие рынка труда и новых по своему характеру трудовых связей обусловили изменение содержания и сущности коллективного договора – основной разновидности социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях. Можно сказать, что коллективный договор призван служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателей в конкретной организации.
Нормативные положения по сравнению с обязательственными становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм вне законодательного правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации. Следует уяснить, что в условиях рыночной экономики коллективный договор становится важной формой регулирования социально-трудовых отношений работников. Анализируя содержание коллективного договора, следует иметь в виду, что условия этих договоров подразделяются на нормативные, обязательственные и организационные. Нормативные условия сохраняют свое действие в течение всего срока коллективного договора и подлежат выполнению всякий раз, когда наступают фактические обстоятельства, предусмотренные данным нормативным условием. Например, если в коллективном договоре предусмотрена выплата рабочим межразрядной разницы, то это нормативное условие действует в отношении каждого рабочего, когда ему поручена работа, тарифицируемая ниже имеющегося у него разряда. Обязательственные условия коллективного договора погашаются совершением определенных действий, предусмотренных в нем, например, выполнением работодателем обязательства по устройству столовой для работников одного из подразделений. При ознакомлении с порядком заключения коллективного договора особое внимание следует обратить на стадии коллективных переговоров, а также на то, что порядок ведения коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора определяется представителями сторон социального партнерства. Коллективный договор действует с момента подписания сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. По истечении установленного срока действие коллективного договора может быть продлено еще на три года. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами самостоятельно.
Задача 1. В организации, осуществляющей деятельность в лесной отрасли, заключен коллективный договор, которым определено, что при наличии финансовой возможности работодатель может выплачивать единовременное вознаграждение при увольнении работника в связи с уходом на пенсию, о котором работник уведомляет его не позднее чем за три месяца. Соответствует ли указанное условие коллективного договора трудовому законодательству? Задача 2. Управляющая компания холдинга, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций ряда дочерних обществ, получила письмо от ассоциации первичных профсоюзных организаций дочерних обществ данной компании с предложением сформировать на уровне холдинга орган социального партнерства в сфере труда (ст. 35 ТК РФ) - комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, входящих в холдинг, из представителей ассоциации первичных профсоюзных организаций дочерних обществ и руководства холдинга. Непосредственно в управляющей компании первичная профсоюзная организация не создана, но они созданы в дочерних обществах. Вправе ли управляющая компания отказать ассоциации первичных профсоюзных организаций в создании на уровне холдинга органа социального партнерства в сфере труда?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|