Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример выполнения лабораторной работы №1




РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра интеллектуальных и многопроцессорных систем   Т.В.Камышникова, А.В.Никитина, А.Е.Чистяков     Современные проблемы прикладной математики и информатики   Учебно-методическое пособие      

 

Ростов-на-Дону

Издательство Южного федерального университета

 
 

УДК 517.949.8 (076.5)

518.12 (076.5)

 

Чистяков А.Е., Чистякова Т.А., Никитина А.В., Кузнецова И.Ю.

 

Современные проблемы прикладной математики и информатики: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону ЮФУ, 2016. – 100 с.

 

 

Учебно-методическое пособие включает краткое описание достаточно часто употребляемых прямых и итерационных методов решения систем линейных алгебраических уравнений и методов решения нелинейных уравнений. Кроме того, в пособии изложены элементы теории интерполирования, линейного интегрирования, разностных методов решения обыкновенных дифференциальных уравнений. В пособии приведены примеры использования описанных численных методов, а также варианты заданий для самостоятельной работы студентов.

Целью работы является обучение студентов работе с задачами, требующими большого объема вычислительной работы, с использованием универсальных решающих программ типа MathCad.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих численные методы и современные проблемы прикладной математики и информатики.

Знаком * обозначены вопросы повышенной сложности.

Ил.:4 Библиогр.: 58 назв.

 

 

Рецензент: доктор физико-математических наук, доцент, зав. отделом математического моделирования ФГБУН Южный математический институт Владикавказского научного центра (ЮМИ ВНЦ) РАН Е.С. Каменецкий.

 

 

Ó ЮФУ, 2016

 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………….4

1. Численное интегрирование………………………………...6

1.4. Пример выполнения лабораторной работы №1……………….12

1.5. Варианты заданий к лабораторной работе №1………………...14

2. Методы решения нелинейных уравнений…………...16

2.1. Метод половинного деления…………………………………….16

2.2. Метод хорд (метод линейной интерполяции)………………….17

2.3. Метод секущих…………………………………………………...19

2.4. Метод Ньютона…………………………………………………..21

2.5. Пример выполнения лабораторной работы №2………………..22

2.6. Варианты заданий к лабораторной работе №2………………...26

3. Прямые методы решения систем линейных алгебраических уравнений………………………………….28

3.1. Метод Гаусса для решения систем линейных алгебраических уравнений…………………………………………………………28

3.2. Алгоритм LU-разложения………………………………………31

3.3. Метод прогонки………………………………………………….34

3.4. Пример выполнения лабораторной работы №3………………..38

3.5. Варианты заданий к лабораторной работе №3………………...45

4. Итерационные методы решения систем линейных алгебраических уравнений…………………………………..48

4.1. Итерационные методы Якоби и Зейделя……………………….48

4.2. Каноническая форма итерационных методов………………….50

4.3. Вариационно-итерационные методы решения СЛАУ………...52

4.4. Пример выполнения лабораторной работы №4………………..54

4.5. Варианты заданий к лабораторной работе №4………………...58

5. Методы решения задачи Коши……………………………61

5.1. Метод Эйлера…………………………………………………….61

5.2. Метод Рунге–Кутта………………………………………………62

5.3. Пример выполнения лабораторной работы №5………………..63

5.4. Варианты заданий к лабораторной работе №5………………...67

6. Методы приближения функций…………………………..69

6.1. Интерполяционный полином Лагранжа и Ньютона…………...70

6.2. Интерполяционный кубический сплайн………………………..76

6.3. Понятие о методе наименьших квадратов……………………...77

6.4. Интерполяционный тригонометрический полином…………...80

6.5. Пример выполнения лабораторной работы №6………………..82

6.6. Варианты заданий к лабораторной работе №6………………...93

Библиографический список………………………………………………96


Введение

 

Невозможно представить себе современную науку без широкого применения методов и средств математики и информатики. К одному из важных методов современной прикладной математики относится математическое моделирование. Сущность этой методологии состоит в замене исходного объекта его «образом» – математической моделью – и дальнейшем изучении модели с помощью реализуемых на компьютерах вычислительно-логических алгоритмов. Этот «третий метод» познания, конструирования, проектирования сочетает в себе многие достоинства как теории, так и эксперимента. Работа не с самим объектом (явлением, процессом), а с его моделью дает возможность безболезненно, относительно быстро и без существенных затрат исследовать его свойства и поведение в любых мыслимых ситуациях (преимущества теории). В то же время вычислительные (компьютерные, симуляционные, имитационные) эксперименты с моделями объектов позволяют, опираясь на мощь современных вычислительных методов и технических инструментов информатики, подробно и глубоко изучать объекты в достаточной полноте, недоступной чисто теоретическим подходам (преимущества эксперимента). Неудивительно, что методология математического моделирования бурно развивается, охватывая все новые сферы – от разработки технических систем и управления ими до анализа сложнейших экономических и социальных процессов.

Элементы математического моделирования использовались с самого начала появления точных наук, и не случайно, что некоторые методы вычислений носят имена таких корифеев науки, как Ньютон и Эйлер, а слово «алгоритм» происходит от имени средневекового арабского ученого Аль-Хорезми. Второе «рождение» этой методологии пришлось на конец 40-х – начало 50-х годов XX века и было обусловлено по крайней мере двумя причинами. Первая из них — появление ЭВМ (компьютеров), хотя и скромных по нынешним меркам, но тем не менее избавивших ученых от огромной по объему рутинной вычислительной работы. Вторая – беспрецедентный социальный заказ – выполнение национальных программ СССР и США по созданию ракетно-ядерного щита, которые не могли быть реализованы традиционными методами. Математическое моделирование справилось с этой задачей: ядерные взрывы и полеты ракет и спутников были предварительно «осуществлены» в недрах ЭВМ с помощью математических моделей и лишь затем претворены на практике. Этот успех во многом определил дальнейшие достижения методологии, без применения которой в развитых странах ни один крупномасштабный технологический, экологический или экономический проект теперь всерьез не рассматривается (сказанное справедливо и по отношению к некоторым социально-политическим проектам).

Сейчас математическое моделирование вступает в третий принципиально важный этап своего развития, «встраиваясь» в структуры так называемого информационного общества. Впечатляющий прогресс средств переработки, передачи и хранения информации отвечает мировым тенденциям к усложнению и взаимному проникновению различных сфер человеческой деятельности. Технические, экологические, экономические и иные системы, изучаемые современной наукой, больше не поддаются исследованию (в нужной полноте и точности) обычными теоретическими методами. Прямой натурный эксперимент над ними долог, дорог, часто либо опасен, либо попросту невозможен, так как многие из этих систем существуют в «единственном экземпляре». Цена ошибок и просчетов в обращении с ними недопустимо высока. Поэтому математическое (шире – информационное) моделирование является неизбежной составляющей научно-технического прогресса.

Без владения информационными «ресурсами» нельзя и думать о решении все более укрупняющихся и все более разнообразных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Однако информация как таковая зачастую мало что дает для анализа и прогноза, для принятия решений и контроля за их исполнением. Нужны надежные способы переработки информационного «сырья» в готовый «продукт», т. е. в точное знание. История методологии прикладной математики и информатики убеждает: они могут и должны быть интеллектуальным ядром информационных технологий, всего процесса информатизации общества.

К основным проблемам прикладной математики информатики можно отнести: проблему обеспечения надёжности вычислений при ограничении точности исходных данных; изучение корректных, некорректных и промежуточных задач, изменения корректности при преобразованиях; устойчивость полученных решений; общую проблему надёжности вычислений и корректности математических моделей; методы избегания ошибок при применении стандартных прикладных программ MATLAB, MATHCAD и др.; тендем «жёстких» и «мягких» математических моделей; интервальные числа и их свойства; алгебраические системы интервальных чисел; задачи анализа и линейной алгебры в интервальной математике; интервальные методы решения дифференциальных уравнений; проблемы реализации интервальных методов на компьютере.

К одной из важных проблем прикладной математики и информатики можно отнести улучшение точности и сокращение времени решения СЛАУ большой размерности с самосопряженными и несамосопряженными операторами, а также плохо обусловленными матрицами. При математическом моделировании различных гидрофизических и биологических процессов возникает необходимость разработки новых методов решения систем нелинейных уравнений. При статистической обработке результатов натурных измерений проявляется потребность в разработке различных методов приближения функций, используемых для прогнозирования состояния моделируемых процессов.

Рассматриваемая проблематика дисциплины может включать обсуждения таких разделов, как: «Современные вычислительные методы», «Вычислительные платформы, средства и методы программирования», «Математическое моделирование в науке и технике» и др.

Весь материал пособия разбит на 6 лабораторных работ. На каждом занятии студент получает индивидуальное задание, которое выполняет самостоятельно под руководством преподавателя. Варианты заданий приведены в конце каждой лабораторной работы. Там же приведен порядок выполнения работ, показаны соответствующие способы решения поставленных задач с помощью пакета MathCad, приведено содержание отчета. После выполнения каждой лабораторной работы студент должен сделать выводы о проделанной работе.

Для решения математических задач в инженерной практике используются графические, аналитические и численные методы.

Графические методы позволяют оценить порядок искомой величины. Основная идея этих методов состоит в том, что решение поставленной математической задачи находится путем геометрических построений.

При использовании аналитических методов решение задачи удается выразить с помощью формул. В частности, если математическая задача состоит в решении простейших алгебраических или трансцендентных уравнений, дифференциальных уравнений и т.п., то использование известных из курса математики приемов сразу приводит к цели. К сожалению, на практике это слишком редкие случаи.

Основным инструментом для решения сложных математических задач в настоящее время являются численные методы, позволяющие свести решение задачи к выполнению конечного числа арифметических действий над числами; при этом результаты получаются в виде числовых значений. Многие численные методы разработаны давно, однако при вычислениях вручную они могли использоваться лишь для решения не слишком трудоемких задач.

Учебно-методическое пособие по курсу «Современные проблемы прикладной математики и информатики» содержит краткое описание наиболее широко используемых на практике методов решения систем линейных алгебраических уравнений, элементы теории интерполирования и численного интегрирования.

 

 


Численное интегрирование

В этом параграфе будут описаны основные методы численного интегрирования, такие как метод прямоугольников, трапеций и метод Симпсона.

Рассмотрим различные способы приближенного вычисления определенного интеграла вида

(1.1)

основанные на замене этого интеграла конечной суммой

(1.2)

где – числовые коэффициенты и – точки отрезка , . Приближенное равенство

называется квадратурной формулой, а сумма вида (1.2) – квадратурной суммой. Точки называются узлами квадратурной формулы, а числа коэффициентами квадратурной формулы. Разность

называется погрешностью квадратурной формулы. Погрешность зависит как от расположения узлов, так и от выбора коэффициентов. При оценке погрешности в приводимых ниже примерах функция предполагается достаточно гладкой.

Введем на равномерную сетку с шагом , т.е. множество точек

,

и представим интеграл (1.1) в виде суммы интегралов по частичным отрезкам:

Для построения формулы численного интегрирования на всем отрезке достаточно построить квадратурную формулу для интеграла

(1.3)

на частичном отрезке и воспользоваться свойством аддитивности определенного интеграла.

 

Метод прямоугольников

Пользуясь малостью , заменим интеграл (1.3) выражением , где .

Тогда получим формулу

(1.4)

которая называется формулой прямоугольников на частичном отрезке .

Погрешность формулы (1.4) определяется величиной

которую легко оценить с помощью формулы Тейлора. Действительно, запишем в виде

(1.5)

и воспользуемся разложением

где . Тогда из (1.5) получим

Обозначая , оценим следующим образом:

Таким образом, для погрешности формулы прямоугольников на частичном отрезке справедлива оценка

(1.6)

т.е. формула имеет погрешность при .

Заметим, что оценка (1.6) является не улучшаемой, т.е. существует функция , для которой (1.6) выполняется со знаком равенства. Действительно, для имеем , и

Суммируя равенства (1.4) по от до , получим составную формулу прямоугольников (центральных прямоугольников):

(1.7)

Погрешность этой формулы

равна сумме погрешностей по всем частичным отрезкам,

Отсюда, обозначая , получим

(1.8)

т.е. погрешность формулы прямоугольников на всем отрезке есть величина .

В этом случае говорят, что квадратурная формула имеет второй порядок точности.

Замечание. Можно также использовать формулы прямоугольников при ином расположении узлов, например, такие формулы (формулы левых и правых прямоугольников соответственно):

Однако из-за нарушения симметрии погрешность таких формул является величиной .

 

Метод трапеций

На частичном отрезке эта формула имеет вид

(1.9)

и получается путем замены подынтегральной функции интерполяционным многочленом первой степени, построенным по узлам , т.е. функцией

Для оценки погрешности достаточно вспомнить, что

Отсюда получим

и, следовательно,

(1.10)

Оценка (1.10) не улучшаема, так как в ней достигается равенство, например, для .

Составная формула трапеций имеет вид

(1.11)

где .

Погрешность этой формулы оценивается следующим образом:

Таким образом, формула трапеций имеет, так же как и формула прямоугольников, второй порядок точности , но ее погрешность оценивается величиной в два раза меньшей (см. (1.8)).

 

Метод Симпсона

При аппроксимации интеграла (1.3) заменим функцию параболой, проходящей через точки , , т.е. представим приближенно в виде

,

где – интерполяционный многочлен Лагранжа второй степени,

(1.12)

Проводя интегрирование, получим

Таким образом, приходим к приближенному равенству

(1.13)

которое называется формулой Симпсона или формулой парабол.

На всем отрезке формула Симпсона имеет вид

Чтобы не использовать дробных индексов, можно обозначить

, , ,

и записать формулу Симпсона в виде

(1.14)

 

Прежде чем переходить к оценке погрешности формулы (1.13), заметим, что она является точной для любого многочлена третьей степени, т.е. имеет место точное равенство

.

Если , это утверждение нетрудно проверить непосредственно, что и предоставляется сделать читателю.

Для оценки погрешности формулы Симпсона построим многочлен третьей степени такой, что

, ,

Известно, что такой многочлен существует и единственен. Он построен в явном виде. Однако нам даже не потребуется явный вид многочлена . Вспоминая, что формула Симпсона точна для любого многочлена третьей степени, получим

(1.15)

Представим теперь в виде

, (1.16)

где – погрешность интерполирования многочленом . Интегрируя (1.16) и учитывая (1.15), получим

(1.17)

Имеем

поэтому для погрешности получаем оценку

где .

Вычисляя интеграл, приходим окончательно к оценке

(1.18)

Погрешность составной формулы Симпсона (1.14) оценивается так:

Отсюда видно, что формула Симпсона существенно точнее, чем формулы прямоугольников и трапеций. На частичном отрезке она имеет точность , а на всем отрезке – .

 

Пример выполнения лабораторной работы №1

Применим методы численного интегрирования для приближенного вычисления интеграла .

Алгоритм решения поставленной задачи в с использованием универсальных решающих программ типа MathCad.

1. Задаем число разбиений

.

2. Устанавливаем пределы интегрирования

.

3. Вычисляем шаг сетки

.

4. Вводим подынтегральную функцию

.

5. Рассчитываем точное значение интеграла

.

 

6. Рассчитываем значение интеграла методом левых прямоугольников

.

7. Выводим полученное значение

.

8. Выводим значение погрешности в случае использования левых прямоугольников

.

9. Рассчитываем значение интеграла и погрешности методом правых прямоугольников

.

.

10. Рассчитываем значение интеграла и погрешности методом центральных прямоугольников

.

11. Рассчитываем значение интеграла и погрешности методом трапеций

.

12. Рассчитываем значение интеграла и погрешности методом Симпсона

.

 

Варианты заданий к лабораторной работе №1

 

Примените методы численного интегрирования для вычисления следующих интегралов:

 

1. ; 6. ;

2. ; 7. ;

3. ; 8. ;

4. ; 9. ;

5. ; 10. .

 

 

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1) титульный лист;

2) постановку задачи (согласно варианту);

3) краткое описание методов численного интегрирования;

4) программную реализацию данных методов;

5) выводы о проделанной работе.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие методы численного интегрирования вы знаете?

2. Какой из методов численного интегрирования, в вашем случае, оказался наиболее точным, а какой – наименее точным?

3. Чему равна погрешность численного интегрирования для вышеизложенных методов?

4. Запишите формулы для приближенного вычисления определенных интегралов.

5. Вычислите определенный интеграл с помощью методов численного интегрирования.

6. Для заданного примера найдите теоретическую и практическую погрешность численного вычисления определенных интегралов.

7. Сравните погрешность методов трапеций и центральных прямоугольников.

8. Как еще называется формула Симпсона и почему?

9. Запишите формулу для расчета погрешности методов численного интегрирования.

10.* Запишите формулу Симпсона через линейную комбинацию формул трапеций и центральных прямоугольников.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...