Пути совершенствования традиционной технологии
О мир, как дивно круг ты совершаешь – Ломаешь то, а это исправляешь! Абу аль Касим Фирдоуси С самого возникновения классно-урочной системы начались попытки ее улучшения, усовершенствования. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Гербарт, Д. Дьюи, Р. Оуэн, П. Ферреро, П. Гудман, Н.В. Пирогов, Н.В. Лобачевский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и многие другие внесли свой вклад в совершенствование содержания и методов школьного образования. Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты ТО. Но все они не затрагивали основных принципов и организационной классно-урочной структуры ТО. Эти технологии будем называть модернизационными. Их число постоянно растет, они являются результатом инновационной деятельности учителей и ученых. Наиболее распространены ныне в российской школе модернизации традиционного обучения, которые заключаются в гуманизации и демократизации учебного процесса. Идеи нового гуманно-демократического педагогического мышления распространяются и на содержание образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. На этой базе родились педагогика сотрудничества, инновационное общественно-педагогическое движение педагогов-новаторов, образовались авторские школы. Резервы традиционной организации учебного процесса используются в модернизациях, основанных на активизации и интенсификации деятельности детей. Это игровые технологии, технологии проблемного, проектного, коммуникативного обучения. Особенно высокого уровня интенсификация учебной деятельности детей достигает в технологиях В.Ф. Шаталова, Е.И. Пассова, И.П. Волкова и других частнопредметных технологиях. Интенсификация происходит за счет организационных нововведений: форма преподнесения материала, опорный конспект, уплотненный контроль и т.д.
Отдельная линия модернизации представлена технологиями, изменяющими и улучшающими управление педагогическим процессом и познавательной деятельностью учащихся. Это технологии программированного обучения, групповой и коллективный способы обучения, организация нелинейной структуры занятий и др. Часть нововведений направлено на дидактическое реконструирование и изменение существующего содержания образования: – изменение его качественного состава - учебных планов, программ, содержания учебников, учебно-методического сопровождения; – реконструкцию дидактической структуры на основе идей генерализации и интеграции знаний; – идеи комплектования информации в укрупненные дидактические единицы, в различные блоки и модули и т.д. Группа технологий, основанных на применении новых современных информационных средств наиболее близко подходит к замене (отмене) основных атрибутов традиционной технологии - класса и урока. В ряде технологий модернизация состоит в усилении социально-воспитательных функций школы. Это особенно проявляется в воспитательных технологиях. Наивысшей степенью модернизации отличаются альтернативные технологии, которые предполагают изменение каких-либо глубинных, кардинальных основ, принципов, парадигм образования. В современной педагогике альтернативными технологиями называются такие, которые отказываются от каких-либо концептуальных оснований традиционного педагогического процесса (социальных, философских, психологических), предлагая принципиально другие.
Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребенка по отношению к школе и к педагогу. Альтернатива этому свойству – свободное образование (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл и др.). Они провозглашают в качестве основной концепции освоения культурного опыта - обеспечение ребенку самостоятельного, независимого свободного выбора деятельности в процессе образования. Еще одной альтернативой традиционной педагогики выступают развивающие технологии, основанные на субъектности позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе и приоритетности целей формирования способов мышления (СУД). Важнейшей стороной традиционной технологии образования является групповая, фронтальная – классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. 6), деятельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы, а также такие, которые вообще отказываются от классно-урочной системы. Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный саморазвивающийся и самосовершенствующийся творческий человек. В данной книге логика изложения материала основана на классификации образовательных технологий по направлениям модернизации традиционной системы обучения. Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии представлена в таблице 2. Таблица 2. Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии
Большинство указанных в таблице технологий описаны в данном пособии; более подробное их освещение содержится в рекомендованной педагогической литературе. Рекомендуемая литература 1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций). – М.: Институт практической психологии, 1996. 2. Горячев Б. В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1994. 3. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 4. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 1995. 5. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. – 2002. – № 4. 6. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1987. 7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. 8. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983. 9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984. 10. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984. 11. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 12. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. 13. Концепция общего среднего образования. - М., 1988. 14. Крылова Н. Методологические идеи Фрейре // Народное образование. – 2000. – № 8. 15. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. 16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. 17. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 18. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992. 19. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 1983. 20. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985. 21. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986. 22. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. 23. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина. - М., 1976. 24. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967. 25. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. 26. Педагогика / Под ред. Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. - М., 1966. 27. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978. 28. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977. 29. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987. 30. Педагогический словарь: В 2-х т. - М.: Изд-во АПН, 1960. 31. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. - М.: Просвещение, 1990. 32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. 33. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М.: РИПКРО, 1996. 34. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992. 35. Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987. 36. Современный урок физики в средней школе / Под ред. В.Г. Разумовского и Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983. 37. Суворова Г. Урок с несколькими классами // Сельская школа. – 2003. – № 2. 38. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983. 39. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987. 40. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. 41. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: «Педагогический поиск», 2001. 42. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие стороны технологии традиционного обучения содержат в свете современных идей больше достоинств, чем недостатков: а) класс; б) урок; в) учитель; г) программы; д) массовость; е) учебники? Какие это достоинства? 2. Какие из атрибутов технологии ТО являются главными факторами (источниками) авторитарности (субъект-объектности) отношений: а) класс; б) урок; в) программы; г) учитель; д) учебники? 3. Какие методы являются характерными для современного ТО: а) проблемные; б) словесные; в) практические; г) самостоятельной работы; д) репродуктивные? 4. Что является главной особенностью объяснительно-иллюстративного способа обучения: а) урок; б) рассказ учителя; в) наглядные средства; г) репродукция знаний; д) самостоятельная работа; е) авторитаризм отношений учитель - ученик? 5. Какой подход характерен для технологии ТО: а) индивидуальный; б) коллективный; в) дифференцированный; г) усредненный; д) деятельностный; е) уравнительно-распределительный?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|