Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация норм и нормативов




Михайлов Ю.И.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Учебное пособие

 

 

Специальность 080502(н) – Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности

Специальность 080502(5) – Экономика и управление на предприятии химической промышленности

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

доктор экон. наук, доц. Ю.И. Михайлов

 

 

Рецензент

доктор экон. наук, проф. В.А. Балукова

 

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе

 

Одобрено научно-методическим советом специальностей 080502(5), 080502(н) - Экономика и управление на предприятии

нефтегазохимического комплекса

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

© СПбГИЭУ, 2010


 

ВВЕДЕНИЕ.. Ошибка! Закладка не определена.

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЯ И НАУЧНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема 1.1 Понятие, задачи и методы планирования Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 1.2 Нормативная и информационная база планирования Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 1.3 Плановые расчеты и показатели Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Раздел 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 2.1. Система планов предприятия, их взаимосвязь Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2.2 Стратегическое и перспективное планирования развития предприятия Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2.3 Планирование научно-технического и социального развития предприятия (планирование потенциала предприятия) Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2.4 Планирование производства и сбыта продукции Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2.5 Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2.6 Планирование издержек и результатов деятельности предприятия ………………………………………………………. Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2.7 Финансовое планирование …………………………. Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Тема 3.1 Организация плановой работы на предприятии Ошибка! Закладка не определена.

Тема 3.2 Применение информационных технологий в плановой деятельности предприятия Ошибка! Закладка не определена.

Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

Заключение. Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы.. Ошибка! Закладка не определена.

Основная литература. Ошибка! Закладка не определена.

Терминологический словарь. Ошибка! Закладка не определена.

Тестовые задания. Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 1. 43

Извлечение из рабочей программы дисциплины.. 43

 


ВВЕДЕНИЕ

Изучение дисциплины следует начать с рассмотрения планирования как науки и его практического применения в системе управления хозяйствующим объектом, в том числе предприятием.

Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два смысла. Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. Второй – конкретно-управленческий. Здесь планирование выступает одной из важнейших функций управления, взаимосвязь которых представлена на рис.1.

В экономической литературе приводится множество определений планированияи плана, в частности:

«Планирование – продуманное определение и систематизация факторов, способствующее успешной деятельности предприятия… Оно связано с выявлением и постановкой целей организации, выработкой политики, методов, стратегии и тактики, необходимых для их достижения.» – Г. Дж. Болт (Великобритания).

«Планирование – сложная высокоорганизованная форма общественного воздействия на социально-экономические системы. Оно состоит в определении на базе прогнозных научных разработок целей, важнейших потребностей и параметров развития системы, рассматриваемых, прежде всего как ориентиры для хозяйственных субъектов, а также в выработке мер и методов (экономических, финансовых, в ряде случаев административных), содействующих реализации целей» – Ходачек В.М.

Планирование на предприятии призвано решать следующие задачи:

- выявления перспектив развития внешнего окружения предприятия;

- формирования целей и вероятных стратегий;

- определения первостепенных задач и действий для их решения;

- наиболее полного использования финансовых, производственных и трудовых ресурсов;

- разработки системы показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия;

- создания основы для контроля за ходом выполнения плана.


 
 


Роль планирования в условиях рыночной экономики

В современных условиях государство должно не только сохранить за собой осуществление главной функции – обеспечение целенаправленного развития страны как единого экономического (народно-хозяйственного) комплекса, но и поднять содержание и практическую реализацию этой функции на качественно новый уровень, включая изменения содержания и методов планирования.

Назначение планирования в рыночных условиях сводится к:

- выработке общей стратегии социально-экономического развития на всех уровнях хозяйствования;

- формированию приоритетов в научно-технической, структурной, инвестиционной, социальной, экологической и финансово-кредитной политики;

- перестройке методологии практической деятельности в планировании: пересмотр методик, структуры планов и его показателей, логики и организации прогнозирования и планирования.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночной экономики охватывает следующие моменты:

1) прогнозирование демографических, социальных, экономических, экологических и прочих процессов с дальнейшим объединением их в прогноз развития общества;

2) прогнозирование будущих дисбалансов проблем и приоритетов в общественном развитии, последствий от реализации отдельных решений органов управления, последствий от возможного и вероятностного наступления определенных событий в стране и в ее экономическом развитии;

3) макропланирование процессов расширенного воспроизводства;

4) разработка целевых комплексных программ (национальных проектов), и их увязка программ между собой и ресурсным потенциалом.

Основные задачи государственного планирования:

1) определение общественных потребностей, целей и пропорций развития и направлений их реализации;

2) обеспечение важнейших социально-экономических гарантий деятельности предпринимательских структур, трудовых коллективов и всего населения4

3) недопущение кризисных ситуаций, массовой безработицы, экологических кризисов, возникновения острых региональных и национальных проблем;

4) оптимизация рынка, направленное воздействие на него, исходя из целей общественного развития;

5) ориентирование товаропроизводителей в рыночной конъюнктуре, в стратегических направлениях развития (индикативное планирование).

 

Виды комплексного воздействия государства (государственного регулирования):

1) принятие законодательных актов, регулирующих основы экономической жизни страны, регионов, отраслей;

2) установление конкретных норм и правил хозяйственной деятельности, вытекающих из законов, обеспечивающих их реализацию (Гражданский кодекс, Налоговый Кодекс, Земельный кодекс и др.);

3) экономическое воздействие государства через госбюджет (кредит, ссуда, прямое финансирование, обеспечение государственными ресурсами);

4) налоговое и иное нормативное регулирование (введение, изменение или отмена налогов и их ставок; тарифная политика, ставки рефинансирования ЦБ РФ, курс валюты и др.);

5) административные рычаги и меры воздействия (льготы, квоты, государственные заказы, ценовое регулирование, протекционизм, штрафы и др. санкции).

Основные направления перестройки планирования на современных предприятиях:

1) изменение характера плановой работы и ее роли в управлении;

2) традиционное понятие «план-закон» д.б. заменено подходом к планированию, как гибкому инструменту, используемому руководством предприятия для достижения конечных (стратегических) целей и текущих (тактических) задач;

3) вместо требования стабильности планов на первое место выходит требование к его гибкости, обеспечивающей приспособление предприятий к изменяющимся условиям;

4) изменение содержания и расстановки акцентов: исходным является планирование сбыта продукции и усиление внимания к планированию запасов и их оптимизации (логистика!):

5) уделять большее внимание обновлению и совершенствованию продукции с учетом требований рынка и мирового опыта;

6) самостоятельное определение (установление) цены на продукцию с учетом ее потребительских свойств и рыночной конъюнктуры;

7) управление издержками предприятия через активное воздействие на выбор технических и организационных решений;

8) требования к обоснованности нормативной базы планирования;

9) для лучшей адаптации перспективных планов к изменяющимся условиям они должны разрабатываться как скользящие;

10) требуется использование современных информационных технологий в управлении, в т.ч. и в планировании;

11) составление прогнозов технического развития отрасли, сбыта продукции должны выполняться централизованно соответствующими службами концернов и ассоциаций с привлечением специализированных НИИ и КБ на договорной основе;

12) повышенные требования к работникам планово-экономической службы, а также к экономической подготовке и кругозору администрации, ответственной за стратегические решения на уровне высшего руководства (менеджмента).

 

Контрольные вопросы

1. Дайте краткий анализ различных определений планирования

2. Попытайтесь дать своё обобщенное определение планирования.

3. Определите место и значение планирования в системе управления предприятием.

4. Увяжите решение задач, стоящих перед планированием на предприятии, с целями предприятия.

5. Докажите, что без планирования не может быть эффективного управления.

6. Какие меры государственного регулирования наиболее приемлемы к предприятиям химической, нефтяной и газовой промышленности?

7. Какие из задач перестройки планирования на предприятиях можно считать решенными к настоящему времени?

8. Опишите основные функции управления

9. Дайте оценку функции планирования в системе функций управления

10. Что такое протекционизм и лоббирование в рамках государственного регулирования экономики?

 


Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЯ И НАУЧНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема 1.1 ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Понятие плана и прогноза

ПЛАНИРОВАНИЕ (в широком смысле) представляет собой сферу деятельности людей по определению своего поведения в будущем и имеет общечеловеческий характер.

ПЛАН – это общественно признанный и принятый к реализации научно-обоснованный комплекс мероприятий и параметров социально-экономического развития на ту или иную перспективу в рамках управляемой системы

ПЛАН – это решения относительно системы мероприятий, предусматривающий порядок, последовательность и сроки их выполнения

Область планирования – то, что полностью подконтрольно субъекту, осуществляющему планирование.

Прогнозирование выступает как одна из стадий планирования, прогнозные оценки предшествуют плану, обосновывают его.

Отличие в том, что планирование означает то или иное воздействие на социально-экономическое развитие, прогноз такого воздействия не предусматривает, он является элементом научно-экономической подготовки к этому воздействию.

ПЛАН – это прогноз, обращенный в фактическое действие, т.е. примененный прогноз.

ПРОГНОЗ – это вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогноз может стать планом, а план может остаться прогнозом (в случае невыполнения).

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.

Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных последствий планирования.

А. Файоль и Р. Акофф определили пять основных принципов управления (планирования):

- единство,

- непрерывность,

- гибкость,

- точность,

- участие.

В практике планирования применяется целый ряд общепринятых принципов управления:

- целенаправленность обеспечивает достижение в процессе планирования поставленных целей и задач;

- подход к предприятию, как к открытой системе требует выявления влияния ключевых факторов внешней среды на деятельность предприятия;

- эффективность планирования предполагает, что должен быть выработан наиболее экономически и социально эффективный вариант в планируемом периоде времени. При этом требуется обоснование выбора варианта с точки зрения экономичности, эффективности;

- системность планов требует учета многоуровневой структуры и специфических свойств различных уровней управления предприятием;

- комплексность планов предусматривает взаимосвязь и взаимозависимость всей системы планов в целом и отдельных показателей внутри каждого планового документа;

- вариантность и альтернативность планов требуют, чтобы планы и прогнозы носили многовариантный характер, а также при их составлении были исследованы не просто различные варианты, но и альтернативные, т.е. взаимоисключающие варианты;

- оптимальность планов предусматривает вариантность проработки плановых решений и выбор оптимального функционирования предприятия в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Объекты оптимизации: цены, объемы продаж, производственная программа, парк оборудования, уровень запасов МТР и ГП и др.;

- адекватность планов требует, чтобы применяемые для описания планируемых экономических явлений модели были адекватны объекту планирования; адекватными должны быть и методы, применяемые для разработки планов и прогнозов;

- гибкость планирования рассматривается в 2-х аспектах:

А) как гибкость, предусмотренная в планах с момента их разработки (придание планам способности менять свою направленность);

Б) как гибкость в процессе осуществления планов (возможность внесения изменений в процессе осуществления планов).

Необходимость гибкости планирования связана с действием фактора неопределенности при разработке планов

Методы реализации гибкости:

А) резервирование ресурсов (ПМ, МТР);

Б) разработка «скользящих» и ситуационных планов;

В) составление гибких смет расходов.

«Скользящий» (переходный) план – составляется с распределением по временным интервалам внутри планового периода (на 5 лет – по годам; на год – по кварталам и т.д.) По окончании каждого интервала план как бы продвигается вперед на один интервал («скользит»), так что горизонт планирования остается неизменным.

Ситуационный (резервный) план – вариант плана, разрабатываемого в дополнение к основному, который сориентирован на наиболее вероятные в будущем значения ключевых факторов внешней среды и подкрепляется конкретными программами и проектами. Содержание ситуационного плана:

-условия ввода в действие ситуационного плана;

- действие предприятия и его подразделений в конкретной ситуации.

«Гибкая» смета – смета расходов, разработанная в нескольких вариантах для различных значений объема производства и реализации продукции путем разделения расходов на постоянные и переменные.

 

Типы планов и уровни планирования

ПЛАНИРОВАНИЕ – это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Результатом этого процесса служат плановые решения, на основе которых организуется целенаправленная деятельность предприятия

Результатом планирования является система взаимосвязанных планов – система технико-экономических показателей (ТЭП), определяющих цели деятельности предприятия и каждого его подразделения на планируемый период, а также комплекс мер, направленных на достижение намеченных целей (показателей).

Планирование выполняет функции социальной и перспективной ориентации (а не только текущей координации!) и осуществляется на нескольких уровнях:

- государственных (правительственных) планов и программ (национальных проектов);

- планов и программ регионов и муниципалитетов (территорий);

- планов и программ, разработанными объединениями предприятий в рамках отраслевых и межотраслевых связей и кредитно-финансовых организаций;

- планов хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

Все планы и программы будут эффективны при условии их координации между собой и подчинения единому замыслу (особенно при проведении крупных структурных сдвигов!).

Система планов связана с обеспечением действия экономического закона соразмерности частей целого воспроизводственного процесса на всех уровнях хозяйствования.

Понятие методов планирования.

Методы планирования призваны наиболее полно реализовывать в практической деятельности сущность и принципы планирования.

Под методом планирования понимается способ, прием разработки плана. Комплекс методов и рабочих приемов, применяемых при обосновании и разработке планов, представляют собой методику конкретных плановых расчетов.

Подходы к классификации методов разработки и обоснования планов.

В специальной экономической литературе можно встретить различные подходы к классификации методов планирования.

Методы разработки и обоснования планов могут быть сгруппированы по признаку преимущественного применения на различных стадиях планирования:

1. методы получения и анализа исходной информации для получения плановых и прогнозных расчетов, применяемые на предплановой (прогнозно-аналитической) стадии планирования;

2. методы составления оптимального сбалансированного плана экономического и социального развития предприятия.

Все методы, используемые на предплановой стадии, делятся на две подгруппы.

К первой подгруппе методов относятся:

- метод системного анализа;

- методы экономических группировок;

- методы социологического изучения.

Вторая подгруппа методов включает в себя методы прогнозирования.

Использование метода системного анализа при проведении плановых расчетов предполагает решение следующих задач:

1. обоснование, формирование системы целей развития предприятия; их ранжирование и выбор приоритетов;

2. выбор путей и средств достижения поставленных целей, определяемых на основе комплексного экономического анализа и учета достижений научно-технического прогресса (НТП). В процессе анализа определяется область или интервал альтернативных вариантов путей и способов достижения сформированных целей. На основе выбранного критерия в пределах данной области находится оптимальное решение;

3. определение объёма ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей на основе выбранного оптимального варианта.

Сущность метода экономических группировок состоит в объединении объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет изучить закономерности их развития, исследовать влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер их взаимодействия и определять тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Методы социологических исследований позволяют выявить порой скрытые обобщенные факторы, которые с достаточной для данного исследования степенью объясняют изменение изучаемого экономического показателя.

Прогнозирование в системе управления представляет научно-аналитический этап планирования.

Метод прогнозирования представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющую на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта прогнозирования и его внешних связей, а также возможных их изменений в прогнозный период, вывести суждение определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования. Каждый прогноз возникает в результате многоступенчатого процесса получения необходимой информации, её переработки с помощью специальных приёмов и оценки достоверности полученных результатов.

Совокупность этих элементов и характеризует собой конкретный метод разработки прогноза, классификация которых представлена на рис. 2, в основу которой положен ведущий признак – формализация прогноза.

 

Методы составления оптимального сбалансированного плана экономического и социального развития предприятия.

Среди методов составления оптимального сбалансированного плана выделяют:

- балансовый метод,

- нормативный метод,

программно-целевой метод.

Балансовый метод представляет собой совокупность приёмов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей процесса воспроизводства посредством создания системы взаимоувязанных балансов. Он предназначен для увязки объёма и структуры потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласования всех разделов и показателей плана. Разрабатываемые в процессе планирования балансы могут быть классифицированы по различным признакам:

- по признаку срока действия: перспективные и текущие балансы;

- по признаку стадии планирования: прогнозные, плановые, отчетные балансы;

- по признаку назначения: материальные, трудовые, финансовые балансы и баланс народного хозяйства.

 



Нормативный метод планирования основан на разработке и применении в процессе подготовки плана системы норм и нормативов

Под нормой, используемой в технико-экономических расчетах и обоснованиях, понимается научно обоснованная мера затрат того или иного ресурса для изготовления единицы продукции (работы) установленного качества в технико-экономических условиях планируемого периода.

Под нормативом понимается показатель, характеризующий относительную величину (степень) использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения.

Содержание нормативного метода управления состоит в том, что устанавливается мера должного – норма, с помощью которой осуществляется воздействие на объект управления с целью его изменения и проверяется результат этого воздействия путём сопоставления существующего состояния с должным. Представление о должном уровне, формирующееся в результате проведения объективного анализа общественных процессов, составляет научную основу нормативного управления. Переход от директивного к так называемому метрологическому нормированию может рассматриваться как важнейшая характеристика перестройки нормативного метода управления. Таким образом, измерительная функция норм должна стать преобладающей, а сама норма как экономическая мера должна стать научной основой всех экономических расчетов.

Программно-целевое планирование представляет собой метод плановых решений крупных проблем развития территориальных, отраслевых комплексов и народного хозяйства страны в целом.

Индикативное планирование ориентировано на информирование предпринимателей о возможностях развития хозяйства в связи с оценками тех или иных тенденций в развитии отраслей, технологий, конкуренции на внутреннем и мировом рынке, предполагаемых доходах государственного бюджета и их распределении на различные цели.

Официальными целями индикативного планирования являются:

- улучшение, систематизация информации предпринимателей о деловой конъюнктуре, предполагаемых инвестициях государства и расходах госбюджета с тем, чтобы содействовать принятию наиболее эффективных с точки зрения предпринимателя;

- предложение системы показателей (индикаторов) экономической деятельности государства, которая заинтересует частный сектор, при этом минимум принуждения к реализации установок государства в области экономики, в том числе целей правительственных программ, и максимум свободы в принятии решений.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание основных принципов планирования (по А. Файолю).

2. Охарактеризуйте задачи планирования в зависимости от уровня планирования

3. Расшифруйте понятие плана и прогноза. Каковы существенные различия между ними?

4. Что такое плановое регулирование в условиях рыночных отношений?

5. Дайте определение методов планирования и их классификацию.

6. Что такое системный анализ и как он используется при планировании?

7. Приведите примеры применения балансового метода в планировании

8. Где конкретно применяются методы нормирования в планировании?

9. Каковы задачи программно-целевого планирования?

10. Каковы особенности индикативного планирования?


Тема 1.2 НОРМАТИВНАЯ И ИНФОРМАТИВНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ

Понятие норм и нормативов

Норматив – это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала.

Норма – это научно-обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

С практических позиций всякие нормативы и нормы являются:

- исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг (нормы и нормативы, определяющие величину расхода трудовых, материальных, финансовых и других экономических ресурсов на производство товаров);

- комплексными планово-экономическими показателями, характеризующими механизм равновесия между рыночным спросом, ценами и предложением на продукцию, работы и услуги, а также взаимодействие между затратами и результатами (нормы и нормативы, определяющие уровень свободных рыночных цен и тарифов).

Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, состоящую из ряда нормативных подсистем, сгруппированных по определенным признакам.

Классификация норм и нормативов

Многообразные нормативные материалы, применяемые в процессе планирования, можно объединить в отдельные группы по следующим классификационным признакам:

1. По видам ресурсов – нормативы, регулирующие величину затрат производственных ресурсов (средств производства, предметов труда, рабочей силы) на единицу производимой продукции (работ, услуг) и коэффициенты использования различных ресурсов;

2. По стадиям производства – нормативы запасов материалов, незавершенного производства, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции, величина и динамика которых характеризуют процесс превращения материальных ресурсов в готовую продукцию (работу, услугу);

3. По выполняемым функциям – нормативы могут быть плановыми, экономическими, техническими, организационными, социальными, правовыми, трудовыми, управленческими, экологическими, финансовыми и др.;

4. По времени действия – нормативы бывают перспективные, календарно-плановые (годовые и текущие), постоянные, условно-постоянные и временные, сезонные, разовые и т.п.;

5. По сфере распространения – выделяют нормативы межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные, а также международные, государственные, республиканские (краевые, областные), региональные, муниципальные (местные) и др.;

6. По методам установления – различают научно-обоснованные, расчетно-аналитические, экспериментальные, отчетно-статические и др. нормативы;

7. По форме выражения – различают табличные, графические и аналитические нормативы;

8. По степени детализации – нормативы подразделяются на индивидуальные и групповые, дифференцированные и укрупненные, частные и общие, специфицированные и сводные;

9. По численным значениям – нормы могут быть оптимальные (максимальные, минимальные), допустимые, средние;

10. По целевому назначению – нормативы бывают расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оперативно-производственные и календарно-плановые и т.п.

Нормы и нормативы должны соответствовать следующим требованиям современного рынка:

- научная обоснованность и прогрессивность,

- реальность и стабильность,

- объективность и динамичность,

- единство и взаимосвязь,

- равнонапряженность,

- доступность и удобство при использовании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...