Калькулирование себестоимости продукции
Калькуляция себестоимости – система расчетов, с помощью которых определяется: - себестоимость всей товарной продукции и ее составных частей; - себестоимость каждого вида продукции; - сумма затрат отдельных подразделений на производство продукции. На основе калькуляционных расчетов определяется неполная (цеховая и производственная) и полная себестоимости продукции. Плановая калькуляция составляется по калькуляционным статьям (на основе бюджетной классификации затрат) на все виды продукции, включенные в производственную программу, на определенный плановый период (месяц, квартал, год) на основе: - плановых норм прямых затрат, - плановых смет комплексных статей затрат, - нормативов распределения комплексных расходов по отдельным видам продукции (работ, услуг). Для калькулирования себестоимости имеет место следующая последовательность подготовительных расчетов: Расчет сметы затрат инфраструктурных подразделений (ремонтное, транспортное, энергетическое производство, лабораторно-аналитическое, информационное и хозяйственное обслуживание.) Продукция (работы и услуги) этих подразделений потребляется основными производственными цехами, и их стоимость (себестоимость) включается в себестоимость товарной продукции основных цехов Для распределения планируемой продукции, услуг и работ инфраструктурных подразделений строится так называемая распределительная ведомость, в которой по каждому потребителю указывается наименование и объем в натуральном выражении, себестоимость единицы, общая сумма затрат на эту продукцию, работы и услуги. Разрабатываются сметы общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Составляются сметы коммерческих и прочих производственных расходов. Сметы косвенно-распределяемых расходов (ОПР, ОХР, КР) составляются на основе действующих норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов на планируемый объем производства продукции. Рассчитываются нормативы распределения косвенных расходов на единицу производимой продукции. Распределение косвенных расходов между всеми продукции может осуществляться следующими способами: - пропорционально объему производимой продукции (для однородной продукции); - пропорционально времени работы оборудования (для продукции, производимой на одном и том же оборудовании); - пропорционально занимаемой площади для хранения материальных ресурсов (складские затраты); - пропорционально прямым (переменным) расходам, - пропорционально заработной плате основных производственных рабочих; - пропорционально стоимости обработки (технологического передела) – сумме стоимости энергии на технологические нужды и заработной платы основных производственных рабочих; - пропорционально стоимости обработки и РСЭО; - пропорционально цеховой себестоимости (для ОПР); - пропорционально производственной себестоимости (для коммерческих расходов) и др. 5) расчет прямых затрат по каждому виду продукции на планируемый объем производства 6) калькулирование себестоимости каждого вида продукции по всем остальным калькуляционным статьям в строгой последовательности согласно бюджетной классификации затрат в рамках Отраслевой инструкциипо планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. При ознакомлении с вопросами планировании себестоимости продукции следует руководствоваться действующим Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг [13], а также комментариями к нему [7].
Планирование снижения себестоимости продукции Расчеты по снижению себестоимости производятся, как правило, в рамках среднесрочного планирования по каждому году: - по первому году расчеты выполняются в развернутом и уточненном виде по каждому выпускаемому виду продукции, по срокам внедрения планируемых мероприятий и ожидаемому экономическому эффекту; - по второму году – с указанием экономии затрат по видам расходуемых ресурсов; - по третьему году определяется ориентировочная сумма снижения себестоимости в целом по всей товарной продукции. В практике планирования снижения себестоимости продукции применяются два способа: - нормативно-балансовый метод (метод прямого счета), который основан на применении прогрессивной нормативной базы, учитывающей реализацию мероприятий плана технического и социального развития предприятия в увязке с другими разделами сводного плана. Этот метод, как правило, касается расчета себестоимости конкретного вида продукции; - расчетно-аналитический метод, как правило, касается снижения себестоимости товарной продукции в целом. При разработке текущего (годового) плана основным методом является нормативно-балансовый метод, а при составлении перспективного плана применяется расчётно-аналитический метод. Группы факторов, учитываемые в рамках расчетно-аналитического метода: 1) повышения технического уровня производства (внедрение новых (передовых) видов техники и технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование конструкционных и композиционных параметров продукции, использование новых видов материально-технических ресурсов); 2) улучшения организации производства и труда (специализация и кооперирование производства и труда, улучшение внутрипроизводственного обслуживания производственных звеньев, совершенствование действующего порядка нормирования и организации труда, улучшение планирования, внедрение внутрипроизводственных систем хозяйственного расчета, принципов логистики); 3 ) изменения структуры и объема производимой продукции (ассортиментные и номенклатурные сдвиги, расширение, диверсификация производства); 4) прочих, в том числе непроизводственных, факторов (рекомендации маркетинговых и сбытовых служб, конъюнктура внутреннего и мирового рынка, уровень инфляции, конкурентные преимущества).
Алгоритм расчетов на основе нормативно-балансового метода: 1) снижение (увеличение) материальных затрат на производство конкретного вида продукции за счет изменения норм расхода материальных и энергетических ресурсов i-го типа () и/или их стоимости (): 2) снижение себестоимости конкретного вида продукции за счет экономии материальных и энергетических затрат: УМЗ – удельный вес (доля) материальных и энергетических затрат в базовой себестоимости продукции 3) снижение затрат на оплату труда за счет повышения производительности труда рабочих: IЗП – индекс роста заработной платы основных рабочих в планируемом периоде по сравнению с базовым; IПТ – индекс роста производительности труда основных рабочих в планируемом периоде по сравнению с базовым. 4) снижение себестоимости конкретного вида продукции за счет экономии заработной платы основных рабочих: УЗП – удельный вес (доля) заработной платы основных рабочих в базовой себестоимости продукции 5) снижение себестоимости конкретного вида продукции за счет экономии заработной платы основных рабочих и единого социального налога (ЕСН): УЗП+ЕСН – удельный вес (доля) заработной платы основных рабочих вместе с ЕСН в базовой себестоимости продукции 6) снижение общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных (ОХР) расходов, приходящихся на конкретный вид продукции за счет изменения объема производства товарной продукции (в стоимостном выражении): где: IОПР, IОХР – соответственно индекс роста общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятия в планируемом периоде по сравнению с базовым; IТП – индекс роста товарной продукции в планируемом периоде по сравнению с базовым периодом. 7) снижение себестоимости конкретного вида продукции за счет снижения общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных (ОХР) расходов: УЗП – удельный вес (доля) общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных (ОХР) расходов в базовой себестоимости продукции
8) суммарное (итоговое) снижение себестоимости конкретного вида продукции: Пример: 1. Норму расхода материала А планируется снизить с 10,0 кг до 9,75 кг в расчете на единицу выпускаемой продукции 2. Цена материала А изменится со 100,2 до 102,5 руб за кг. 3. Планируется снижение расхода тепловой энергии на 0,02 Гкал/тыс. ед. продукции 4. Себестоимость 1 Гкал останется на прежнем уровне – 335 руб. 5. Планируется повышение фонда заработной платы основных рабочих на 10%, а повышение производительности труда на 15%. 6. Сметы ОПР и ОХР планируется увеличить на 75,0 тыс. руб. по сравнению с 1875 тыс. руб. в базовом периоде 7. Рост товарной продукции предусматривается увеличить на 10% в стоимостном выражении по сравнению с базовым периодом. 8. Доля в себестоимости продукции в базовом периоде: - материальных затрат ресурса А – 0,55%; - тепловой энергии на технологические нужды – 4,5% - заработной платы основных рабочих с ЕСН – 15% - общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных (ОХР) соответственно – 22,5 и 18%. Определить: плановое изменение себестоимости единицы продукции. Алгоритм расчета снижения себестоимости всей товарной продукции: 1) рассчитываются затраты на 1 руб. товарной продукции базового периода: 2) расчет себестоимости планируемого товарного выпуска на основе затрат базового периода: 3) определяется сумма снижения затрат по каждому фактору на планируемый период: 4) определяется плановая себестоимость товарного выпуска с учетом планируемого снижения затрат: 5) рассчитываются затраты на 1 руб. товарной продукции планируемого периода: 6) определяется планируемое снижение затрат на 1 руб. товарной продукции:
Планирование сметы затрат на производство Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной экономической практике широко применяются три основных метода: 1. сметный метод, 2. сводный метод, 3. калькуляционный метод. Кроме этого, хорошо известны позаказная и попередельная калькуляция затрат. Подробно об вышеперечисленных методах изложено в пособии [7., с.253-258]. Экономические условия, сложившиеся при переходе к рынку и свободной конкуренции, явились причиной возникновения и развития системы управленческого (производственного) учёта «директ-костинг» (direct costing), в основе которого лежит целостная теория классификации затрат на постоянные и переменные. Более подробно данная теория изложена в работе [11].
Прибыль – результатирующий и обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении количественную и качественную стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. В современных условиях прибыль является основным источником для развития предприятия, в первую очередь его производства, для материального стимулирования работников предприятия, реализации социальных программ. Прибыль предприятия формируется из следующих источников: - доходов (прибыли) от реализации товарной продукции по основной деятельности, предусмотренной Уставом предприятия; - доходов от реализации основных средств и иного имущества предприятия; - доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов. Прибыль (убыток) от реализации (Пр) рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и таможенных пошлин (Цед) и её себестоимостью (Сед) с учётом объёма продаж (Вр) по формуле: Пр = ∑(Цед - Сед) × Вр Прибыль планируется двумя основными способами: - методом прямого счёта, - аналитическим методом. При использовании прямого счёта прибыль исчисляется по каждому виду продукции, работ, услуг, а затем суммируется. Прибыль от реализации товарной продукции (Ппл) планируется следующим образом: Ппл = Пнач + Птп - Пкон Пнач, Пкон - прибыль в товарных остатках соответственно на начало и конец планируемого периода; Птп - прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде. Балансовая (валовая) прибыль (Пвал) рассчитывается по формуле: Пвал = Ппл + Ппроч + Двнереал Ппроч – прибыль от прочей реализации; Двнереал – сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. При аналитическом методе планирования прибыли уровень рентабельности товарной продукции предшествующего (базового) периода охватывает весь планируемый период. Кроме того, учитываются изменения объёмов производства, себестоимости продукции и остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. Последовательность необходимых расчётов приводится в работе [4]. Рентабельность служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также его конкурентоспособности и доходности. Показатель рентабельности в общем виде представляет собой отношение суммы прибыли к затратам на её получение. Наряду с общепринятыми в отечественной практике показателями рентабельности, а именно: рентабельность единицы продукции, рентабельность товарной продукции, рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции (продаж) в условиях рыночных отношений значительно расширяется применение показателей рентабельности. К ним следует отнести: рентабельность капитала (общего, собственного, функционирующего и т.д.), рентабельность активов, оборотных средств и др. Подробное описание способов расчета рентабельности и используемой в них прибыли приведены в учебнике [6.с.288-291].
Контрольные вопросы 1. Каковы основные задачи планирования издержек производства и реализации продукции? 2. Какие признаки закладываются в основу системы классификации затрат на современных предприятиях? Приведите примеры соответствующих затрат, имеющих место на промышленных предприятиях, согласно тем или иным признакам. 3. Какова связь раздела плана по расчету себестоимости с другими разделами сводного плана предприятия? 4. Составьте плановую калькуляцию себестоимости производства и реализации конкретной промышленной продукции. 5. В чём заключаются особенности различных методов калькулирования себестоимости продукции? 6. Какова методика проведения расчетов по планируемому изменению себестоимости продукции? Что служит основой этих расчетов? 7. Дайте обоснование экономического содержания показателя затрат на рубль товарной продукции. 8. Приведите примеры влияния различных групп факторов, учитываемых при разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, на конкретном производстве. 9. Каковы цели составления сметы затрат на производство? 10. Каким образом распределяются косвенные и накладные расходы при калькуляции себестоимости в комплексных производствах? 11. Что такое точка безубыточности производства? Постройте схематично график прибыльности (убыточности) по системе «директ-костинг». 12. Как рассчитывается критический объем производства? 13. Каковы источники формирования прибыли на химических предприятиях? 14. Что такое балансовая, валовая, расчетная прибыли? Поясните различия между ними. 15. Какова методика планирования прибыли на предприятиях химической, нефтяной и газовой промышленности? 16. Приведите формулы расчета показателей рентабельности, имеющих место в практике хозяйствования промышленных предпрятий. Тема 2.7 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Финансовый план является итоговым разделом сводного плана предприятия, отражающим в стоимостном выражении результаты производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Структурно финансовый план состоит из: - расчета плановой потребности в оборотных средствах и определения источников их покрытия; - планового расчета прибыли и её распределения; - баланса доходов и расходов. Потребность в оборотных средствах предприятия определяется суммой средств, вкладываемых в: - производственные запасы, - незавершенное производство, - готовую продукцию, хранящуюся на складах предприятия и находящуюся на различных стадиях её реализации; - денежные средства на расчетном счете и кассе предприятия, а также в расчетах; - денежные средства в прочих материальных ценностях. Расчет суммарной потребности в оборотных средствах (∑ОСпл) производится на основе соответствующих формул, приведенных в учебнике [12.с.311-312]. Планируемый прирост оборотных средств (∆ОС) определяется по формуле: ∆ОС = ∑ОСпл - ОСнач ОСнач - величина остатков оборотных средств на начало планируемого периода. Покрытие потребности в приросте оборотных средств может быть осуществлено за счет следующих источников: - прироста кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия; - средств фонда развития предприятия (накопления); - заёмных средств (краткосрочных кредитов). Оперативное финансовое планирование включает в себя: - кредитный план, - кассовый план, - платежный календарь. Кредитный план – план поступления заёмных средств и возврата их в намеченные договорами сроки. Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Платежный календарь – план организации оперативной финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники поступления денежных средств (выручка, кредиты, займы и прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-производственной деятельности. Календарь составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через его расчетный и ссудный счета в банке. Такой подход определяет возможность выполнения всех обязательств по платежам за счет собственных и заемных финансовых средств. Баланс доходов и расходов составляется по форме, представленной в таблице 3. Таблица 3 Баланс доходов и расходов
Баланс доходов и расходов предприятия отражает рыночную стоимость и движение всех активов и пассивов, которые в свою очередь отражаются в бухгалтерском балансе предприятия. В современных условиях важным этапом составления годового баланса предприятия служит проведение общей оценки динамики и структуры доходов и расходов, обеспечение равновесия статей актива и пассива. К показателям, характеризующим финансовое состояние предприятия, как правило, относятся: - платежеспособность, - ликвидность текущая, абсолютная; - кредитоспособность и др. План-прогноз движения наличности рекомендуется составлять на краткосрочный период с соответствующей квартальной или месячной разбивкой предстоящих и фактических выплат предприятия, структура которого представлена в таблице 4 [6.с.303]
План движения наличности предприятия
В процессе составления плановых бюджетов наличности допускается применение упрощенных расчётов потребности денежных ресурсов в зависимости от прогнозируемого объёма продажи продукции. Основой для составления отчетных бюджетов служат фактические финансовые показатели предприятия. При планировании капитальных вложений (инвестиций) необходимо учитывать источники финансирования: - собственные средства (самофинансирование) – амортизация, фонд развития предприятия, резервный фонд, нераспределенная прибыль; - внешние средства – займы, кредиты, ссуды, целевые вложения из бюджета или заинтересованных инвесторов, эмиссия ценных бумаг. Внешнее инвестирование может быть прямым или портфельным. При портфельном инвестировании кредитор (банк) просто предоставляет кредит, не требуя отчётности об использовании предоставленных денег, а лишь требует их своевременного возврата. При прямом инвестировании инвестор заинтересован в проекте, он сам участвует в управлении и контроле за использованием денег и создаёт тем самым свою долю в собственности (прибыли) будущего предприятия. Исходными документами для формирования инвестиционного плана являются: - стратегический план развития предприятия, - контрольные показатели, достижение которых планируется в заданном периоде времени; - результаты анализа использования основных средств (ОПФ), - объём имеющихся заделов и незавершенного производства, - технико-экономическое обоснование строительства новых объектов или реконструкции действующего производства; - комплект проектно-сметной документации, - титульные списки объектов инвестирования. Основными показателями плана инвестиций являются: 1) ввод в действие производственных мощностей за счёт новых или расширения действующих; 2) прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения, модернизации или реконструкции; 3) ввод объектов непроизводственного назначения; 4) объем незавершенного строительства. В практике обоснования эффективности капитальных вложений используются следующие показатели: - удельные капитальные вложения на единицу выпускаемой продукции; - выпуск продукции на 1 рубль капитальных вложений; - прибыль от прироста производственных мощностей, приходящуюся на 1 рубль капитальных вложений.
Контрольные вопросы 1. Каков порядок расчетов потребности в оборотных средствах? Каковы источники обеспечения этой потребности? 2. Когда может иметь место прирост собственных оборотных средств? 3. Что входит в состав кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия? 4. Каковы цели составления кассового и кредитного планов на предприятии? 5. Как формируется чистая прибыль предприятия? 6. Каковы льготы по налогообложению прибыли в настоящее время? 7. Приведите примеры налогов и платежей в местные бюджеты. 8. Каковы источники формирования фонда накопления на предприятиях? 9. Как формируется резервный фонд на предприятии? 10. За счет каких средств выплачиваются дивиденды владельцам акций предприятия? 11. Какие показатели используются для оценки финансового состояния предприятия? 12. Какова последовательность составления инвестиционного плана? Как он связан с планом научно-технического и социального развития предприятия? 13. В чем заключается обоснование целесообразности капитальных вложений? Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Тема 3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ Организация планирования предполагает создание на предприятии соответствующего механизма с точки зрения формального структурного и процедурного оформления внутрифирменного планового процесса. Процесс планирования на предприятии преследует две цели: - занятную – определение перспектив развития предприятия и сведения к минимуму негативных факторов и риска; - арифмативную – координация усилий предприятия на увеличение масштабов успеха. При организации планирования следует учитывать следующие моменты: 1. процесс планирования должен делиться на стадии, на каждой из которых определяются основные виды деятельности, ответственность и участие уровней организации; 2. процесс планирования и его стадии охватывают отдельные временные интервалы, чем обеспечивается синхронизация, взаимосвязь и преемственность стратегических, перспективных, текущих и оперативных планов; 3. при организации планирования следует определить набор и возможности эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) источников развития предприятия. Организационно процесс планирования (цикл планирования) включает в себя решение следующих вопросов: 1. оценка внешней среды бизнеса предприятия; 2. оценка возможностей предприятия с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды; 3. определение (уточнение) миссии предприятия; 4. определение и формулирование целей, основными из которых являются: - достижение определенных финансовых результатов; - достижение определенных размеров предприятия или определенного положения на рынке (доля рынка); - изменение сферы деятельности в продуктовом отношении (диверсификация); - изменение географической направленности рынков сбыта; 5. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям; 6. установление роли линейных управляющих и штабных специалистов в выработке плана; 7. собственно разработка плана; 8. анализ чувствительности плана к изменениям параметров внешней и внутренней среды и корректировка плана; 9. анализ и контроль за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования. На предприятиях применяются три основные схемы перспективного и текущего планирования [12]: - децентрализованная (снизу вверх); - централизованная (сверху вниз); - интерактивная (во взаимодействии). В процессе планирования принимают участие: - высшее руководство предприятия; - плановая служба предприятия; - руководители и специалисты производственных и функциональных подразделений. О распределении функций в области планирования и о структуре плановой службы подробно изложено в учебниках [1.с.58-63] и [6.с.39-46]. Тема 3.2 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЛАНОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В рыночных условиях достижению высоких конечных результатов работы способствует широкое применение компьютерной техники и технологии в управленческих процессах, в том числе и в процессе планирования. Объём планово-экономической информации, необходимой для качественного составления плана, настолько велик, что для её своевременного анализа и правильной оценки требуется повсеместное использование компьютерных средств сбора, передачи, обработки и хранения информации. Выбор и обоснование правильных управленческих решений связан с рассмотрением и оценкой большого числа различных, в том числе и альтернативных, вариантов, требующих проведения сложных расчетов с использованием экономико-математических методов. Реализация всех преимуществ систем автоматизированного планирования возможна, когда любая релевантная информация легко доступна экономистам-менеджерам и обеспечена её быстрая передача между отдельными звеньями организационной структуры предприятия. Идеальное взаимодействие внутрифирменных подразделений достигается путем создания интегрированной управленческо-информационной системы предприятия. Интегрированные системы позволяют соединять в единый поток различные виды информации и тем самым повышать эффективность ее использования в процессе разработки и принятия планово-управленческих решений на различных иерархических уровнях управления. Особенности организации планирования в зависимости от специфики производства и организационной структуры предприятия изложены в учебнике [12]. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные стадии планирования на промышленном предприятии. 2. Дайте структурную схему процесса планирования на предприятии. 3. Как обеспечивается преемственность планов в процессе планирования? 4. Чем отличается централизованная схема планирования от децентрализованной? 5. Каковы особенности интерактивной схемы планирования? 6. Перечислите основные функции плановой службы на предприятии. Каково участие в процессе планирования высшего руководства и линейных руководителей? 7. Что собой представляет интегрированная управленческо-информационная система? Каково её место и значение в современных условиях хозяйствования? 8. Приведите примеры планово-управленческих задач, решение которых без использования экономико-математических методов и компьютерных технологий невозможно.
Список рекомендуемой литературы Нормативные правовые акты 1. Государственное регулирование рынка нефти и газа в Российской Федерации: сб. нормативно-правовых актов по состоянию на 01.01.2005. – М.: Нестор Академик Паблишерз, 2005. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Госдумой РФ 21.10.94 г. (ред. от 17.12.1999г.) 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – 11-е изд. – М.: «Ось-89», 2005. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 23.12.2010) Основная литература 5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997 6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. 7. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. 8. Загородников С.В., Сивчикова Т.М., Носова Н.С. Оперативно-производственное планирование. Уч. пособие. – М.: ИТК «Дашков и Кo», 2008. 9. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. 4-е изд., перер. – Минск: Новое знание, 2003 10. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. – 3-е изд. Доп. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. 11. Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб.: Питер, 2005. Дополнительная литература 12. Анискин Ю.П. Внутрифирменное планирование. Уч.пособие. – М., 1994 13. Акофф Р..Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 1985 14. Ансофф Р. Стратегическое управление / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. 15. Брызгалин А.В. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. 3-е издание перер. – М.: Налоги и финансовое право. Аналитика-Пресс, 1998 16. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: Инфра-М, 1999 17. Владимирова Л.П Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебн. пособие. 3-е изд., перер. И доп. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004 18. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2003 19. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Филинъ, 2003. 20. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Дополнения и изменения к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих. – М., 2001 21. Ивасенко К.В. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции в подразделениях нефтегазового комплекса: (Вопросы теории и практики). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. 22. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденная приказом Министра топлива и энергетики РФ №371 от 17.11.1998. 23. Интеллектуализация предприятий нефтегазохимического комплекса: экономика, менеджмент, технология, инновации, образование / Под общ. ред. И.А. Садчикова, В.Е. Сомова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006 24. Кукин Ю.С. Прогнозирование производственно-экономических показателей деятельности предприятий нефтегазового комплекса. – М.: ИРЦ Газпром, 2005. 25. Либерман И.А. Планирование на предприятии: Уч. пособие. – М.: РИОР, 2005. 26. Михайлов Ю.И., Эрам Р.И., Лаптев Н.В., Песля В.И. Планирование на предприятии: Лабораторный практикум. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 27. Николаева С.А. Особенности учёта затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 1993 28. Планирование деятельности предприятия. / под ред. проф. Табурчака П.П. – С-Пб.: Химия, 1997 29. Планирование на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: учебник / А.Д. Бренц, А.Ф. Брюгеман, Л.Г. Злотникова и др. – М.: Недра, 1989. 30. Положение о составе затрат с постатейными материалами. – М.: ИНФРА-М, 1998 31. Положение о составе затрат 32. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом отраслевых особенностей. - М.: Инфотех, 1996. 33. Ходачек В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. – СПб.: 2000. 34. Цивинский Д.Н. Применение метода центрального композиционного планирования в нефтегазовом деле: Уч. пособие. – Са
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|