Методы разработки норм и нормативов
Выделяют следующие основные методы разработки норм и нормативов (по степени убывания их точности и обоснованности): - метод научного обоснования, - аналитически-расчетный метод, - аналитически-исследовательский метод, - экспериментальный (опытный) метод, - отчетно-статистический метод.
Плановые расчеты и показатели Между нормами и планами на всех предприятиях в условиях рынка существует механизм взаимодействия. Основными составляющими элементами планово-экономического механизма одновременно выступают как исходные нормы и нормативы, так и завершающие плановые показатели, а также весь производственный процесс, который происходит в интервале между ними и приводит к запланированным конечным результатам. В практике рыночного планирования необходимо полнее использовать механизм взаимодействия всех плановых показателей с конечными результатами для достижения экономии ограниченных ресурсов и роста эффективности производства. Для этого необходимо, прежде всего, применять научно-обоснованные нормы расхода всех производственных ресурсов (средств производства, предметов труда и рабочей силы). На предприятиях должны быть обеспечены сбалансированность и равновесие планов по производству и реализации продукции, по материально-техническому снабжению и использованию производственных мощностей, по организации труда и оплате труда, по внедрению новой техники и инвестициям, по расходам и доходам и прочим взаимосвязанным показателям. Прогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексного плана социально-экономического развития предприятия и составления бизнес-плана производства и реализации новой продукции.
Контрольные вопросы 1. В чем сходства и отличия норм от нормативов? 2. Поясните назначение использования нормативов в планировании. 3. Как классифицируются существующие нормативные материалы? 4. Что характеризуют нормативы трудовых и материальных затрат? Приведите примеры данных нормативов. 5. Какие нормативы характеризуют эффективность использования производственных ресурсов? 6. Что означает прогрессивность, стабильность, равнонапряженность используемых в планировании нормативов? 7. В чем состоит сущность научного обоснования нормативов? 8. Дайте описание методов установления нормативов. Чем отличаются разрабатываемые при разных методах нормативы? 9. Какая взаимосвязь существует между нормативами и плановыми показателями на предприятии? 10. Опишите методику плановых расчетов применительно к предприятиям химической, нефтяной и газовой промышленности. Тема 1.3 СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ Задачи и содержание внутрифирменного планирования Планирование на предприятии призвано решать следующие задачи: - выявления перспектив развития внешнего окружения предприятия; - формирования целей и вероятных стратегий; - определения первостепенных задач и действий для их решения; - наиболее полного использования финансовых, производственных и трудовых ресурсов; - разработки системы показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия; - создания основы для контроля хода выполнения плана.
Вопрос: почему надо планировать? Ответ: 1) чтобы понимать, где, когда, как и для кого, Вы собираетесь производить и продавать продукцию; 2) чтобы понимать, какие ресурсы Вам понадобятся для достижения поставленной цели; 3) чтобы добиться эффективного использования привлекаемых ресурсов. Таблица 1 Общая классификация систем внутрифирменного планирования
*) Пояснения (по Р. Ансоффу): 1) Ориентация на прошлое (реактивизм) – это планирование от достигнутого (опора на прошлое). План формируется исходя из достигнутых результатов в прошлом и представляет собой набор разделов, проблем, имеющих важность для каждого руководителя в отдельности. 2) ориентация на настоящее (инактивизм). Цель – выживание и стабильность. Руководство фирмы устраивает положение дел в настоящем, поэтому всячески препятствует любым изменениям. 3) ориентация на будущее (преактивизм). Планирование основанона прогнозировании будущего и подготовке к нему. Планирование начинается сверху вниз и начинается с прогноза внешних условий, исходя из которых формируется стратегия всей компании в целом. Нижестоящие подразделения по иерархии формируют свою стратегию исходя из вышестоящей.
4) ориентация на взаимодействие (интерактивизм). Методология планирования основана на проектировании «желаемого» будущего и изыскания путей их их построения. В отличие от преактивизма будущее считается не фатумом, а продуктом созидательной деятельности. Таблица 2 ** ) Типы планирования и планируемых позиций в зависимости от степени свободы в выборе целей, задач и средств
Задачи стратегического планирования: 1) правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической областях; 2) предвидеть опасности и возможности; 3) выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие возможности. Основные объекты стратегического планирования: - продукция фирмы, - рынки сбыта, - новые технологии, - взаимоотношения с обществом, - внешнеэкономическая деятельность. Результатом планирования является система взаимосвязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов – документов, отражающих цели, стратегии и программы развития предприятия. Содержание долгосрочного плана (5-20 лет) включает: 1) формирование общих (глобальных) целей предприятия; 2) выработку стратегии развития, 3) определение укрупненных финансовых показателей в планируемом периоде. Основная задача среднесрочных планов (1-5 лет) сводится к определению средств для выполнения целей, заданных долгосрочным планом, с более глубокой детализацией основных экономических показателей.
Наибольшей конкретностью отличаются краткосрочные (текущие) планы (на год и менее). Задачи текущего планирования: ·наиболее полное использование финансовых, производственных и трудовых ресурсов предприятия; ·анализ текущего сбыта продукции и контроль хода реализации товаров; ·текущее планирование и регулирование производства на основе анализа сбыта; ·планирование закупок материальных ресурсов; ·планирование производственных запасов и контроль их уровня; ·контроль уровня издержек производства и планирование прибыли. В рамках долгосрочного и среднесрочного планирования используются: - перспективные планы - прогнозы - экономические программы по направлениям деятельности, - бюджеты. Перспективный план включает в себя: сводный (генеральный) план, функциональные планы, планы производственных подразделений. Сводный план определяет стратегию фирмы, функциональные планы – характеризуют отдельные стороны его деятельности. Основная цель прогнозов: помочь руководству в выборе оптимального варианта на основе сопоставления различных вариантов развития, в осмыслении последствий принимаемых решений, в оценке финансового риска с учетом тенденций развития экономических, научно-технических, политических и социальных условий. Экономические программы направлены на повышение эффективности производства и функционирования всей системы предприятия в целом, а также на решение конкретных задач на отдельных его участках. Бюджеты используются как средство интеграции отдельных функций и координации действий подразделений с точки зрения согласования поступления и расходования всех видов ресурсов (прежде всего денежных). Показатели бюджетов применяются в качестве нормативов, с которыми сравниваются фактические результаты. Различают бюджеты: - бюджеты (балансы) затрат времени, материалов, площадей, мощностей и т.п. (в натуральных единицах измерения); - сметы доходов и расходов в денежном выражении, как по отдельным направлениям деятельности, так и по структурным подразделениям, а также сводные сметы. Для процесса планирования при всём многообразии планов можно выделить следующие этапы (стадии): 1. определение ключевых факторов экономической ситуации; 2. подбор исходной информации; 3. анализ текущего положения, анализ издержек и степени риска; 4. разработка плана. Разработка плана, в свою очередь, предполагает последовательную выработку следующих положений: - концепцию (общие цели) основного и альтернативного плана (на случай непредвиденных обстоятельств); - конкретные, детализированные цели на заданный период времени;
- стратегию (пути и средства) достижения целей; - организационные меры по осуществлению стратегии; - шкалу времени и составление таблиц издержек; - подробную тактику действий; - график: кто, что, где и когда делает; - систему контроля хода выполнения планов. Бизнес-план – общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов. Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что предприятие хочет, и что может сделать. Он составляется, как правило, с целью привлечения дополнительных финансовых средств в форме паевого участия или долгосрочных кредитов. Потенциальный партнер по совместной деятельности или по кредиту по информации, изложенной в бизнес-плане, будет судить: - о состоянии дел фирмы в настоящее время; - о перспективах развития в последующие несколько лет; - о реалистичности и перспективности того проекта, который лежит в основе предложений; - о целесообразности сотрудничества с вашей фирмой, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане. Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений. Поэтому стратегическое планирование, направленное на кардинальные изменения, должно подкрепляться текущим и оперативным планированием, которые обеспечивают поэтапное достижение стратегических целей. Структурная схема содержания сводного текущего плана на предприятии представлена ниже на рис.3. Показатели рынка, содержащиеся в программе маркетинга, являются исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловыми в системе планов являются планы реализации и производства продукции, снабжения материально-техническими ресурсами, план издержек и финансовый план. После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится анализ, выявляются несоответствия, и производится соответствующая их корректировка. Одним из главных критериев окончательно принимаемого сводного плана является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте основные признаки классификации систем внутри фирменного планирования. 2. Дайте разъяснения подходов к формированию нормативного, стратегического, тактического и операционного планирования. 3. Опишите структуру сводного плана предприятия, и покажите взаимосвязь отдельных его планов. 4. Какие виды бюджетов используются в практике планирования на современных химических предприятиях? 5. Какое место в системе планирования занимают экономические программы? 6. Какие прогнозы составляются и как они учитываются в долгосрочном планировании? 7. В чем заключаются особенности бизнес-плана проекта? 8. Что следует понимать под бизнес-планом предприятия? 9. Что такое платежеспособность и ликвидность предприятия? 10. Какие разделы сводного плана принято считать исходными и узловыми?
Тема 2.2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности предприятия становится более объёмным. Оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности потребителей выпускаемой продукции, действия конкурентов и т.д. Долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Основными объектами стратегического планирования признано считать: 1) продукцию предприятия; 2) рынки сбыта; 3) новые технологии; 4) взаимоотношения с обществом; 5) внешнеэкономическую деятельность. Ключевыми факторами, которые следует принимать во внимание при разработке стратегических планов, являются: - факторы внешней среды (экономические, политические, технические, экологические, отраслевые, международные, правовые, юридические, социальные, спрос, конкуренция, поставщики, покупатели и т.п.); - факторы внутренней среды (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура, взаимоотношения между структурными подразделениями, психологический климат в производственных коллективах). В настоящее время, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов: 1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 2. Определение основных ориентиров предприятия (идеалы, цели, задачи) 3. Стратегический анализ, в рамках которого предприятие сравнивает намеченные ориентиры и реальные возможности, предлагаемые средой (результаты первого и второго этапов), и определяет разрыв между ними; проводит анализ возможных вариантов будущего предприятия и стратегических альтернатив. 4. Выбор определенного варианта стратегии и подготовка стратегического плана. Более подробно о стратегическом планировании на предприятии изложено в работе [1.с.64-122]. Схема стратегического планирования на предприятии представлена в учебнике [6.с.78].
Контрольные вопросы 1. Что следует понимать под стратегическим планированием? 2. Назовите основные элементы внешней и внутренней среды предприятия. 3. Перечислите основные признаки для характеристики внутренней среды предприятия. 4. Каковы источники информации о внешней среде предприятия? 5. Раскройте содержание миссии предприятия. 6. Что такое стратегическая альтернатива? 7. Какие объекты стратегического планирования характерны для предприятий химической, нефтяной и газовой промышленности? 8. Приведите общие цели деятельности предприятия в рамках его стратегии. 9. В чем заключается сущность стратегического анализа? 10. Перечислите основные этапы процесса формирования стратегического плана (стратегии).
Тема 2.3 ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ)
Цели и задачи плана научно-технического и социального развития предприятия (НТ и СРП) Научно-техническое и социальное развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, технологии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производства, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников, их жилищных и культурно-бытовых условий. Необходимость разработки плана научно-технического и социального развития предприятия (НТ и СРП) вызывается действием следующих основных факторов: - рост сложности выпускаемых изделий, повышение качества продукции и выпуск принципиально новых видов продукции; - моральное и физическое старение техники и технологии; - потребность в сбережении всех видов ресурсов; - необходимость охраны окружающей среды; - изменения в организации производства, условий труда; - необходимость решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д. Цель планирования НТ и СРП – создать материальные условия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обеспечивается решением комплекса задач: - внедрения в производство новых орудий и средств труда для производства соответствующей продукции; - внедрения средств механизации и автоматизации производства; - совершенствования действующей технологии и применения новых прогрессивных технологий; - использования новых предметов труда, топлива и энергоносителей; - совершенствования систем и средств управления производством и реализацией продукции на основе современных технологий управления (АСУ, ИСУ, АСУТП); - обеспечения охраны окружающей среды; - повышения квалификационного уровня работников; - оптимизации структуры «основное производство – инфраструктура производства»; - расширения производства за счет нового строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения; - повышения жизненного уровня своих работников и т.д. Содержание и структура плана НТ и СРП План НТ и СРП состоит из следующих подразделов: 1. создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции; 2. внедрение прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производства, 3. совершенствование управления, планирования и организации производства; 4. внедрение научной организации труда (НОТ); 5. капитальный ремонт и модернизация основных производственных фондов; 6. мероприятия по экономии материалов, топлива, энергии; 7. проведение НИР и ОКР; 8. изменение социально-квалификационной структуры кадров; 9. улучшение условий труда и охраны здоровья работников; 10. социальное развитие трудового коллектива; 11. организация рационализаторской и изобретательской работы; 12. основные показатели технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции; 13. технико-экономические результаты внедрения мероприятий по техническому развитию и совершенствованию организации производства. Исходными данными при разработке данного плана являются: - прогнозы развития научно-технического прогресса и результаты выполненных НИР и ОКР; - намечаемые размеры капитальных вложений (инвестиций); - материально-технические ресурсы и текущие затраты на развитие техники и совершенствование организации производства; - длительно действующие нормы и нормативы; - лицензии, патенты, изобретения, рационализаторские предложения; - научно-техническая информация об опыте работы отечественных и зарубежных предприятий; - намечаемые мероприятия по снятию с производства продукции, не имеющей спроса и т.д. Показатели плана НТ и СРП Показатели плана НТ и СРП систематизируются на: 1. натуральные показатели (номенклатура всех планируемых мероприятий); 2. экономические показатели (затраты на внедрение, экономический эффект, рентабельность); 3. технические показатели (уровень специализации, уровень механизации и автоматизации, технический уровень, удельный вес прогрессивного оборудования); 4. социальные показатели (численность, структура кадров, заработная плата, удельный вес рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и т.п.) Для наиболее полного определения технико-экономических показателей, которые должны быть достигнуты в планируемом периоде в результате намеченных мероприятий, в плане предусматривается система показателей эффективности производства, среди которых можно выделить следующие: - эффективность использования основных средств предприятия (фондоотдача, фондоёмкость, коэффициент использования мощности, рентабельность основных средств); - эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, выработка, фондовооружённость); - эффективность использования оборотных средств (оборачиваемость, продолжительность оборота); - эффективность использования материальных затрат (материалоёмкость, материалоотдача, рентабельность продукции); - эффективность использования капитальных вложений (срок окупаемости, дисконтированный доход, внутренняя норма доходности и др.). Расчет экономической эффективности разрабатываемых мероприятий производится на основе действующих методик и инструкций. Источники финансирования плана НТ и СРП Для проведения и финансирования плана НТ и СРП могут быть использованы: 1. собственные средства предприятия: - амортизационные отчисления на реновацию основных средств; - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (с учетом доходов от прочей деятельности); - паевые (обязательные) взносы учредителей предприятия; - средства, получаемые от реализации собственных ценных бумаг; - прибыль, выводимая из-под налогообложения на финансирование капитальных вложений (положение действовало до 2000 г.). 2. привлеченные средства: - банковский кредит на коммерческой основе; - бюджетные ассигнования на выполнение конкретных программ федерального или местного значения; - денежные и материальные (добровольные) взносы учредителей в увеличение уставного капитала; - средства юридических лиц и граждан через эмиссию ценных бумаг.
Контрольные вопросы 1. Покажите место плана НТ и СРП в системе планов предприятия. 2. Как формируется данный план? 3. За счет каких средств осуществляются планируемые мероприятия плана НТ и СРП? 4. Опишите основные показатели экономической эффективности, используемые при обосновании плана НТ и СРП. 5. Что такое срок окупаемости капитальных вложений, как он рассчитывается? 6. Когда необходимо исчислять чистый дисконтированный доход, его экономический смысл? 7. Каковы границы использования привлеченных средств? 8. К каким источникам финансирования относятся амортизационные отчисления? 9. Эмиссия ценных бумаг предприятия имеет отношение к плану НТ и СРП? 10. Какие из источников финансирования плана НТ и СРП должны превалировать? 11. Опишите содержание плана социального развития коллектива предприятия. 12. Каковы формы участия трудового коллектива в разработке плана научно-технического и социального развития предприятия? Тема 2.4 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ Содержание плана производства и реализации продукции, порядок его составления План производства и реализации продукции (план ПиРП) в условиях рыночной экономики предполагает анализ и прогнозирование условий, имеющих значение для успешной продажи товара. Исследование рынка основывается как на изучении данных, характеризующих поведение предприятия-изготовителя (прогноз сбыта по сегментам рынка, конкурентоспособность продукции, скорость реализации товара, прибыль), так и подробный анализ потребителей (их платежеспособность, интерес к продукции, объем и номенклатуру спроса, емкость рынка на 2-3 текущих года). Основа плана производства – данные маркетингового анализа. План ПиРП тесно связан с другими разделами сводного плана предприятия: - для обоснования потребности в материальных и энергоресурсах; - для расчета потребности в рабочей силе и фонда оплаты труда, обоснования уровня и динамики производительности труда; - для планирования (калькулирования) себестоимости производимой продукции; - для определения баланса доходов и расходов, расчета прибыли и рентабельности. План производства продукции определяет состав (номенклатуру), качество и количество продукции, подлежащей изготовлению и доставке потребителям в планируемом периоде. План производства продукции состоит из 2-х частей: 1) расчета производственной программы 2) использования производственных мощностей. При формировании производственной программы определяются: - номенклатура продукции, ее ассортимент и количество изделий по каждой позиции в натуральном выражении, которую необходимо изготовить; - объём производства продукции в натуральном и стоимостном выражении и сроки ее изготовления; - расчет изменения остатков полуфабрикатов и НЗП; - объем и состав реализованной продукции движения остатков нереализованной продукции. В связи с тем, что производственная программа должна соответствовать производственным возможностям предприятия, необходимо проведение расчета производственной мощности. В перспективном плане производства продукции отражается динамика развития производства, влияние на его рост реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятия, освоение новых видов продукции, укрепление хозяйственных связей с потребителями и поставщиками, последовательная специализация и кооперация. В годовых планах производства продукции конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам с увязкой возможного использования выявленных резервов производства (если необходимо), уточнением спроса на продукцию. План производства составляется в два этапа: составляется проект данного плана в составе проекта сводного плана предприятия (для согласования и выявления возможности его выполнения с соответствующей корректировкой) разрабатывается окончательный вариант на основе развернутой производственной программы в установленные сроки Основные плановые показатели производства продукции, порядок их расчета План производства и реализации продукции характеризуется 3-мя группами показателей: 1) натуральными (условно-натуральными), 2) стоимостными, 3) качества продукции. Под натуральным выражением плана понимается ассортимент продукции, т.е. состав (номенклатура) и соотношение отдельных видов изделий в выпускаемой продукции предприятия, измеренных в натуральных единицах измерения количества (массы, объема, длины, площади). Товарная номенклатура – это перечень наименований отдельных видов выпускаемой продукции (работ, услуг), включаемых в состав товарной продукции с указанием количества и сроков производства. Товарный ассортимент – расширенный по сравнению с товарной номенклатурой перечень продукции по типоразмерам, мощности и другим технико-экономическим характеристикам продукции. В ряде случаев применяются условно-натуральные единицы измерения (по продукции, отличающейся размерами, сортностью, содержанием полезного вещества и т.п.). В случае необходимости или невозможности выразить объем производства в натуральных единицах (особенно для работ и услуг), применяются трудовые и стоимостные показатели. Стоимостной показатель позволяет выражать в единых показателях объема производства разнообразной продукции (работ и услуг). План производства в стоимостном выражении определяется по показателям: - готовой продукции, - товарной продукции, - валовой продукции, - реализованной продукции, - продукции незавершенного производства, - валового и внутризаводского оборота. Готовая продукция – комплектная (укомплектованная) продукция: А) прошедшая все стадии производства на данном предприятии и не подлежащая дальнейшей обработке в его пределах; Б) соответствующая требованиям стандартов (ГОСТ, РОСТ, ОСТ, ТУ) или заказчика; В) принятая службой качества предприятия или специальной комиссией, созданной по требованию заказчика; Г) сданная на склад ГП или заказчику. Полуфабрикат – продукция, законченная производством на отдельных стадиях (переделах) и предназначенная для дальнейшего потребления на других стадиях (цехах) данного предприятия. Продукция незавершенного производства (НЗП) – продукция, не законченная изготовлением в отдельных цехах, стадиях, процессах, не принятая службой качества и не сданная на склад; - продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса, начиная от запуска в производство до выпуска ГП, приемки ОТК и включения в состав товарной продукции. Товарная продукция (ТП) – продукция, предназначенная в качестве товара для продажи (реализации на сторону) В состав товарной продукции не включается: 1) некомплектная, нестандартная и бракованная продукция; 2) работы и услуги, выполненные для собственных нужд предприятия; 3) отходы, реализуемые на сторону; 4) работы по устранению дефектов, выявленных после приемки продукции заказчиком; 5) отпуск всех видов покупной энергии; 6) продажа приобретенных МТР и прочего имущества. Валовая продукция (ВП) – стоимость продукции, характеризующая объем производства всех видов продукции (ГП, ПФ, НЗП) в течение определенного периода. Реализованная продукция (РП) – товарная продукция, оплаченная покупателем. ОНРПнач, ОНРПкон – остатки нереализованной продукции соответственно на начало и конец планируемого периода. Внутризаводской оборот (ВзО) – стоимость части выработанной продукции (работ, услуг), которая используется внутри данного предприятия на собственные производственные нужды. Валовый оборот (ВО) – суммарная стоимость всех видов продукции вне зависимости от того, предназначены ли они для реализации на сторону или будут использованы на данном предприятии. Он может быть исчислен по следующей формуле: Добавленная стоимость (ДС) – часть стоимости (цены) товара, приращенная (созданная) непосредственно на данном предприятии (участке, стадии). Ц – цена товара, МЗ (Ам) – материальные затраты с амортизационными отчислениями, отнесенные на себестоимость товара. Показатели качества продукции характеризуют как технические, так и экономические свойства продукции. К их числу могут быть отнесены уровень безотказности изделий, срок службы, гарантийный срок использования, потери от брака, рекламации на проданную продукцию, производительность, энергоемкость, материалоемкость и т.д. Планирование повышения качества продукции заключается в планомерном улучшении ее отдельных параметров и преследует следующие цели: - постоянное улучшение ассортимента продукции; - совершенствование технологического процесса; - обновление выпускаемой продукции; - снятие или замена устаревших видов продукции.
Планирование незавершенного производства (НЗП) Незавершенное производство (НЗП) – продукция, не прошедшая предусмотренный технологией полный цикл производства, необходимый для того, чтобы продукцию можно было бы отправить заказчику, поставить на рынок для продажи, отгрузить на склад готовой продукции. Задел – незавершенное производство в натуральном выражении. Остатки НЗП планируются при условии, что продолжительность производственного цикла по преобладающей части продукции составляет более 1-2 месяцев. Остатки НЗП на начало планируемого периода определяется на основе данных бухгалтерского (производственного) учета и материалов инвентаризации. Остатки НЗП на конец планируемого периода (НЗПкон) для серийного производства могут быть рассчитаны по формуле:
-планируемый объем производства продукции в натуральном выражении за период (год, квартал, месяц); - полная (цеховая) себестоимость единицы продукции; - длительность планируемого периода в днях (часах); - часть плановой длительности производственного цикла изготовления изделия, протекающего в планируемом периоде; КНЗ - коэффициент нарастания затрат при производстве изделия; KR - коэффициент перевода себестоимости НЗП в оптовые цены; - средняя себестоимость изделия, находящегося в незавершенном производ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|