Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология проведения дискуссий




Сегодня генеральная линия – это не единственно правильное решение, а дискуссия и поиск.

Г.А. Явлинский

Дискуссия как эффективный интерактивный метод познания, нахождения истины издавна применяется в России. Правда, использование его было затруднено в условиях монопольного, единственно правильного «мнения сверху». В настоящее время в Российской Федерации разрешены все виды обсуждений и разговоров в любое время и в любом месте.

В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» являются синонимами и означают обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.

Технология школьной, классной дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мне­ний, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразова­ние, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Темами дискуссий могут быть проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений и др.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставят­ся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты толь­ко такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск аль­тернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обо­снование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закон­читься принятием решения.

Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэто­му неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаи­моисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвиваю­щий диалог играют большую роль, так как первостепенное значе­ние имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов.

Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Конференция – вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Дискуссия в печати, по радио, телевидению связана с отсутствием непосредственного контакта участников и возможностью неторопливого продумывания выступлений.

Прогрессивная дискуссия. Ее целью является групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соот­ветствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискус­сии состоит из 5 этапов:

а) зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение собственных идей о путях решения данной проблемы);

б) все предложения выписываются на доске;

в) обсуждается каждый предложенный вариант;

г) рассматриваются наиболее подходящие варианты и распола­гаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей

д) руководитель организует дискуссию, в результате которой ос­таются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение бы­стро и эффективно принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование.

Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, опреде­ляющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина реше­ния, его доказательность, логичность, четкость, адекватность постав­ленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов.

Вести дискуссию в данном случае может сам учитель.

В заключение проводится коллективное обсуждение и решение предложенных вари­антов решения проблемы или проблемной ситуации. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос-ответ». Данная методика является разновидностью простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от жела­ния собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, со­стояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости к его убеждению.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе кото­рой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер, и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемной ситуации, за­тем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале ли­бо по заранее принятой системе «приятно-неприятно».

Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процеду­ру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупико­вые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается, уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запомина­ния незавершенных действий, поэтому участники продолжают «до­мысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии раз­вития: ориентация, оценка, консолидация и рефлексивный анализ.

На стадии ориентации участники дискуссии адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

Стадия оценки обычно предполагает ситуа­цию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, кото­рый в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Стадия консолидации предполагает выработ­ку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...