Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рефлексивный анализ и подведение итогов




Существенным элементом дискуссии является ее анализ. Подво­дятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли уча­стники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность выска­зываний, несостоятельность отдельных вопросов по конкретным во­просам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, пра­вильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

В целях получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возмож­ны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хо­тел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал вовлеченность, то почему, если оста­вила равнодушным, то чем я это объясняю; как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

Последействие дискуссии:

а) проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и понимания;

б) разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий реше­ния задач;

в) в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному колле­ге по общей работе.

Ошибки в дискуссии:

– монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать;

– безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета;

– издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого;

– увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы;

– нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.

Рекомендации руководителю занятия:

• Постоянное движение к цели, без отклонения и отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта.

• Соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии.

Общие принципы дискуссии:

• равноправные субъект-субъектные отношения;

• позиция «Я – хороший, ты – хороший» (Э. Берн);

• позиция «Поймите меня правильно»;

• истина превыше всего;

• краткость – сестра таланта;

• уважение и дружелюбие при высказываниях.

Правила поведения в дискуссии:

– Я критикую идеи, а не людей.

– Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

– Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

– Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

– Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

– Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

– Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Технология «Дебаты»

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие.

Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезен.

Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!

И.С. Тургенев

Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество».

В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнения на каком-нибудь собрании, заседании.

Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.

Сообщение при дебатировании воздействует на получателя на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.

Акценты целей

Глобальные цели:

¶ способствовать становлению гражданского общества в России;

¶ способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;

¶ побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.

Педагогические цели

Сформировать:

– логическое и критическое мышление школьников;

– навык организации своих мыслей;

– навыки устной речи;

– навыки риторики;

– эмпатию и толерантность;

– уверенность в себе;

– способность работать в команде;

– способность концентрироваться на сути проблемы;

– манеры при публичном выступлении.

Особенности концептуала

v Речевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и помещая их в определенные места в реальном мире, – приблизительно так можно выразить функцию социализации и идентификации в общем замысле программы «Дебаты».

v Идея открытого общества, понимае­мого как общество, основанное на равенстве прав и ответственности его членов перед законом.

v Современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъ­ектов, то есть их значимость, право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное приня­тие разнообразия.

v Существование различных мировоз­зренческих позиций без жестко заданных норм поведения и восприятия;

v Идея ценности личности и созда­ние среды, адекватной ее разви­тию.

Особенности содержания

Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собст­венно игра «Дебаты» и применение ее на уроках и во внеурочной деятельности детей.

Игра «Классические дебаты К. Поппера».

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса).

При подборе темы необходимо учи­тывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

– провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

– быть сбалансированной и давать одинаковые возмож­ности командам в представлении качественных аргу­ментов;

– иметь четкую формулировку;

– стимулировать исследовательскую работу;

– иметь положительную формулировку для утвержда­ющей стороны.

Работа с информацией по теме:

– активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

– поиск информации с использованием различных ис­точников;

– систематизация полученного материала;

– составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопро­сов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и на­выков:

– формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

– построение стратегии отрицающей стороны;

– умение правильно формулировать вопросы;

– овладение знаниями риторики и логики и примене­ние их на практике;

– овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную ко­манду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет дока­зывать непосредственно этот тезис, а вторая – антитезис: «Государство не дол­жно заботиться о своих бедных».

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей коман­ды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяю­щую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, которую нельзя нарушать. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры стро­го регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжи­тельностью выступлений следит таймкипер.

Эти ограничения отражены в регламенте игры.

Таблица 6. Регламент игры

Спикер Время выступления Комментарий
У1 6 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)
О3 к У1 3 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
O1 6 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1)
У3 к О1 3 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)
У2 5 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2)
O1 к У2 3 мин Первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)
О2 5 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2)
У1 к О2 3 мин Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)
У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)
О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.

Обязанности спикеров

Первый спикер утверждающей команды (У1):

представляет утверждающую команду;

• представляет тему, обосновывает ее актуальность;

• дает определение понятиям, входящим в тему;

• представляет точку зрения утверждающей команды;

• обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

• представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

• переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).

Первый спикер отрицающей команды (O1):

представляет отрицающую команду;

• отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), фор­мулирует тезис отрицания;

• принимает определения, представленные утверждающей стороной;

• представляет позицию отрицающей стороны;

• принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие ас­пекты;

• представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргу­менты отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

• опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спи­кером утверждающей команды (У1);

• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).

Второй спикер утверждающей команды (У2):

восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

• приводит новые доказательства;

• повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

• подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утвер­ждающий кейс;

• опровергает отрицающий кейс;

• новые аргументы не приводятся;

• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей команды (О1).

Второй спикер отрицающей команды (О2):

восстанавливает отрицающую позицию;

• подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

• продолжает опровергать утверждающую позицию;

• приводит новые доказательства;

• не приводит новых аргументов;

• заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера утверждающей ко­манды (У1).

Третий спикер утверждающей команды (У3):

еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

• следует структуре утверждающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером утверждающей ко­манды (У1) и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

• выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

• сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающи­ми аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

• не приводит новых аргументов;

• завершает линию утверждения;

• задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).

Третий спикер отрицающей команды (О3):

еще раз акцентирует узловые моменты;

• следует структуре отрицающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей ко­манды (О1) и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

• выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

• сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

• завершает линию отрицания;

• не приводит новых аргументов;

• задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

На учебных занятиях членами команды являются ученики класса. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся либо члены команд назнача­ются учителем.

Общую схему игры можно представить следующим образом (рис. 34).

Утверждающая команда речи     1 спикер 2 спикер 3 спикер
вопросы          
Отрицающая команда речи     1 спикер 2 спикер 3 спикер

Рис. 34. Общая схема игры «Классические дебаты».

Порядок выступлений:

У1, О3 к У1, О1, У3 к О1, У2, О1 к У2, О2, У1 к О2, У3, О3.

Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раун­ду (не более, чем 8 мин. каждой команде за всю игру). Время для подготовки (таймаут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные во­просы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель - при­низить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую так­тику проведения «круглого стола».

Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие, контроли­рующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.

Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложными являются восполняющие (открытые) вопросы. Обычно исполь­зуется форма простого вопроса (такого, который не может быть расчленен, не включает в себя другие вопросы), а не сложного вопроса (такого, который мож­но разбить на несколько простых вопросов). Нельзя задавать вопросы, направ­ленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.

В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме и которая ис­пользуется для обоснования своей позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...