Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели технологии «Дебаты»




Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях.

Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, по­делиться своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).

Панельные дебаты (Panel Debate) – дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают про­блему в присутствии аудитории.

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лек­ции и дискуссии в группе. Группа из трех - пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступа­ют в обсуждение позже: они или выска­зывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы.

Симпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизион­ного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лек­ции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лекто­ром.

Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме выс­казывают свою точку зрения на про­блему. Максимальная продолжитель­ность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее обсуждение.

«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

«Модифицированные дебаты». Это использование отдельных элементов технологии дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например,

– сокращается регламент выступлений;

– увеличивается число игроков в командах;

– допускаются вопросы из аудитории;

– организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

– осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;

– создается «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

– изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распространенных в практике форм дебатов являются «круглые столы» (предполагается посадка участников по кругу, лицом друг к другу).

«Круглый стол» – это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.

«Аквариум». Процедура «аквариум» заключается в том, что все заинтересованные лица садятся вокруг вступивших в диалог и, на первом этапе не имея права вмешиваться, внимательно слушают, затем на втором этапе происходит рефлексирование ситуации, т.е. обсуждение позиций сторон, аргументов, предпочтений.

«Аквариум» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по определенному воп­росу. Механизм проведения «техники аквариума»может быть таков:

• Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей науч­ным руководителем или администрацией.

• Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.

• Члены каждой группы выбирают представителя или предсе­дателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

• Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэто­му имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнения­ми. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аква­риума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать об­щую точку зрения.)

• Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Осталь­ные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а име­ют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где вы­ражают свои соображения.

• Представители групп могут взять перерыв, чтобы прокон­сультироваться с остальными ее членами.

• «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отве­денного времени или после принятия решения.

Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.

Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов груп­пы составляют четкую картину обсуждаемой темы. Под­считывающая дискуссия, несмотря на то, что оценивание в ней проводит учитель, дает учащимся возможность разго­варивать с товарищами, выслушивать то, что думают дру­гие.

Способ проведения дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в не­большом кругу, в это время оставшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.

Учитель присуждаетпоощрительные очки за:опреде­ление положения в обсуждаемой проблеме (другими словами:ученик «определился»); предоставление информации,опирающейся на факты или полученной учеником входе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от темы»); привлечение другого ученика к дискуссии.

Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии;помехи в проведении дискуссии; монополи­зацию дискуссии; выпады против личности; внесение несущественных замечаний.

Выставление очков за дискуссию. После того, как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки по данному образцу (рис. 35). Колонки А, Б, В, Г, Д, Е, … – имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демон­стрируют какое-либо конкретное поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведенного времени ученики-счетчики собирают и обсчитывают результаты.

Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после ее завершения дает анализ протекания дискуссии, представленных идей и результатов подсчета очков.

Очки Действия участников Участники
А Б В Г Д Е
(+2) Определение положения в дискуссии              
(+1) Формулирование существенного замечания              
(+2) Использование доказательств, подтверждающих высказывания или представление информации, опирающейся на факты              
(+1) Вовлечение в дискуссию другого лица              
(+1) Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперед              
(+2) Формулирование аналогии              
(+2) Выявление противоречия              
(+2) Выявление замечания              
(–2) Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи              
(–2) Прерывание в дискуссии              
(–1) Несущественные замечания              
(–3) Монополизация дискуссии              
(–3) Выпад против другого лица              
Всего очков (уровень)              

Рис. 35. Карточка учета действий участников дискуссии.

Тренинговые технологии

Легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них по отдельности.

К. Левин

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности:

– как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определенной реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений;

– как способ профессионального и личностного развития;

– как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью;

– как процесс создания новых функциональных образований, управляющих поведением;

– как комплекс интенсивных методов преобразующего воздействия на личность и др.;

– как практика психолого-социально-педагогического воздействия на личности и группы;

– как форма обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения и общения, и т.д.

Формально тренинг – это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.

Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы, закладывает этичес­кие и эстетические основы практического поведения. Са­мое важное – человек не усваивает насильно внедряемые стандар­ты, а развивает сам себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности.

Тренинг – это один из специфических способов получения личностного опыта. В тренинге истину – особенно истину о себе самом – нужно добыть. Для этого должны, во-первых, происходить какие-то события, а во-вто­рых, участником этих событий должна стать сама личность.

Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую) на то или иное воздействие на личность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...