Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод 2. Скрытые изображения




 

Другой вид рисунков, который помогает клиентам обучить­ся немного иному типу транспозиции. Вместо того чтобы пере­ключаться с одного образа на другой, клиенты отыскивают фор­му на таком рисунке, где она сразу не видна. Клинически это можно сопоставить с клиентом, пытающимся обнаружить зна­чение серии жизненных событий, которые сначала представля­ются запутанными, а позднее — понятными. Жена, которая про­должает пускать избивающего ее мужа, или алкоголик, кото­рый постоянно проваливает оздоровительную программу, могут не сразу осознать свое поведение. За то, чтобы они нашли его скрытое значение, берет на себя ответственность терапевт.

1. Выберите несколько скрытых изображений.

2. Продемонстрируйте их клиенту, начиная с самого простого и продвигаясь к самому сложному.

3. Объясните, что нужно найти и где он может отыскать изоб­ражение на картинке. Помогите в этом клиенту, работая с частями изображения.

4. Удостоверьтесь, что вы предоставляете клиенту достаточно времени, чтобы найти скрытое изображение на картинке, и

Рис. 8.4. Скрытое изображение Наполеона у своей могилы

на острове Святой Елены, нарисовано неизвестным художником

между 1821 и 1936 гг. репродукция из Fernberger, 1950

Практикум по когнитивной терапии

Рис. 8.5. Скрытое изображение Христа, выполнено Дороти Арчбольд и опубликовано у Porter, 1954

обратите внимание на метод поиска, которым пользуется клиент.

5. После того как с вашей помощью клиент найдет на рисунке скрытое изображение, переведите обсуждение на тему его когниций. Используя рисунки как руководство, помогите клиенту найти скрытый смысл своего жизненного опыта.

6. Чтобы новые изображения проникли в сознание клиента, используйте следующую процедуру.

7. Попросите клиента связать новое убеждение с сильным лич­ным воспоминанием.

8. Проверьте, чтобы новая когниция была общим гештальтом, а не его составной частью.

9. Клиент должен сделать новую тему настолько значимой — как лично, так и эмоционально, — насколько это возможно.

10. Простое повторение нового убеждения неэффективно. Клиен­ты должны мысленно наполнить новый образ так, чтобы он имел большое личностное значение.

11. Несмотря на то что повторение не увеличивает силу транспо­зиции, оно помогает клиенту помнить о ней.

 

 

Комментарий

 

Важно, чтобы клиенты не ощущали спешки во время упраж­нения на транспозицию. Попросите их расслабиться и не торо­питься. Поскольку новое восприятие часто очень скоротечно, важно также, чтобы клиенты как можно чаще выполняли это

упражнение.

Изображения могут использоваться в групповой терапии с таким же успехом, как и в индивидуальной, и даже более эф­фективно в групповом процессе. В группе изображения демонст­рируются более наглядно — при помощи настольного компью­тера. При использовании программного обеспечения для про­ведения презентаций изображения могут проецироваться на большой внешний экран, и терапевт может пользоваться на­стольной мышью, чтобы показывать и очерчивать образы. Су­ществуют программы, позволяющие выделять образ из фона.

Большим преимуществом использования транспозиции в группе является то, что клиенты, которые увидели образ, помо­гают другим, у кого это не получается. Групповая транспозиция учит клиентов оказывать и принимать помощь от других — урок, необходимый им для того, чтобы научиться изменять свои собственные убеждения.

Каждый раз, когда вы используете эти изображения в груп­повой терапии, просите группу помогать друг другу не только в нахождении образа, но и в составлении списка правил или руководств, которые можно применять при совершении транс­позиции.

В течение многих лет мы использовали картинки в сотнях групп, на самом различном клиническом контингенте. В табли­це 8.2 перечислены наиболее общие правила, сформулирован­ные клиентами, проходившими групповую терапию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...